Выпуск: №34-35 2000
Вступление
КомиксБез рубрики
ЧАСТЬ 1. 90-е — ПРОЩАНИЕ с 80-миБез рубрики
ЧАСТЬ 2. НОВЫЙ БЕСПОРЯДОКБез рубрики
ЧАСТЬ 3. ИСКУССТВО ВНЕ\БЕЗ СИСТЕМЫ ИСКУССТВАБез рубрики
ЧАСТЬ 4. СКВОЗЬ МНОГОЛИКОСТЬ ИДИОТИЙБез рубрики
ЧАСТЬ 5. 90-е — ПРОЩАНИЕ С 90-миБез рубрики
ЧАСТЬ 6. СОБЫТИЯ. 90-еХудожественный журнал №34-35Художественный журнал
№34-35 Дайджест 1993–2000
Авторы:
Авторы:
В настоящем номере «ХЖ» нет ни одного нового текста. Это — дайджест, в который вошли материалы, публиковавшиеся на наших страницах в течение 90-х годов, т. е. за весь период существования журнала. А потому главной сложностью здесь стал выбор. Что должно войти в это издание, а что нет? Что должно оказаться под обложкой настоящего выпуска, а что так и остаться там, где находится — в соответствующем номере за соответствующий год. Но выбор всегда неизбежен. А потому здесь публикуются тексты исключительно об искусстве, об искусстве российском, об искусстве последнего десятилетия, написанные теми, без кого российское искусство 90-х немыслимо. Иначе говоря, сюда включено то, что отличает «ХЖ» от всех других периодических изданий. А потому сюда не вошли тексты наших зарубежных коллег, тексты об искусстве дальнего и даже ближнего зарубежья, как не вошли сюда и тексты междисциплинарные, т. е. написанные не об искусстве. Не вошло многое из того, что украшало журнал и, может быть, было в нем самым интересным. Любой выбор — всегда потери.
Издание структурируется не хронологией, а пятью тематическими разделами, в которые вошли тексты, написанные разными авторами в разные годы. Так дайджест «ХЖ» пытается описать историю и проблематику художественной культуры 90-х. В сущности, он пытается предложить коллективную монографию об искусстве закончившегося десятилетия.
Любое явление осознает себя чем-то автономным и самобытным через сравнение и противопоставление себя с чем-то иным, ему противоположным. Поэтому открывается дайджест разделом «90-е. Прощание с 80-ми», тексты которого свидетельствуют: искусство 90-х формировало себя, осмысляя и противостоя искусству предшествующего десятилетия, московской концептуальной школе. Сами же 90-е были временем смутным и хаотичным, отмеченным творческими метаниями — между безудержным радикализмом и позиционной полемикой с ним. «Новый беспорядок» — это точное определение духа времени и второго раздела дайджеста. Есть у этой эпохи еще одна беспрецедентная особенность — искусство в это десятилетие осталось фактически без инфраструктуры: государственный протекционизм сошел на нет, а рынок не сформировался. Искусство оказалось на улице, искало себе место в масс-медиа, в электронных сетях и в новой постсоветской публичности. Об этом — в разделе «Искусство вне/без системы искусства». Отсутствие институциональных опор, общественный и идейный беспорядок — тяжелое испытание для художника. Цельная картина мира дается огромным личным усилием, оказываясь в результате открытием персональным и субъективным, чреватым эксцентрикой, мракобесием или даже намеренной идиотией. Поэтому раздел, воссоздающий монографические портреты ведущих художников десятилетия, и получил название «Сквозь многоликость идиотий». Впрочем, десятилетие кончилось, а итоги его подводились в двух номерах «ХЖ», избранное из которых в разделе «90-е. Прощание с 90-ми». Наконец, напомним: 90-е — это эпоха открытия мира, когда впервые мы стали живыми свидетелями и участниками интернациональной сцены. А потому последний раздел дайджеста — «90-е. События», собравший все публиковавшиеся в «ХЖ» реакции на крупнейшие мировые выставки — Венецианскую биеннале, кассельскую Документу и т. п.
Дайджест этот стал возможным, потому что «ХЖ» разделил с искусством 90-х все описанные выше коллизии. В свою очередь журнал родился, существовал и выжил потому, что были те, кто ему помогал, те, кто в него писал, те, кто его делал. Многих имен уже нет на нынешнем титульном листе, а некоторых и не было, поэтому мы приводим их здесь: А. Гнатюк, А. Горшков, Н. Данилова, С. Иванов, М. Каткова, Е. Китаева, А. Ковалев, М. Колеров, Т. Кравцова, Е. Куприна, И. Кулик, О. Лопухова, Д. Нартов, М. Орлова, В. Попиков, В. Руднев, А. Сарабьянов, В. Софронов, А. Чекмарев, С. Шананина, А. Шелютто. Наконец, были и те, кто журнал все эти годы читал, покупал и выписывал. Им мы хотим напомнить, что у периодических изданий есть одно преимущество — они не останавливаются на дайджестах, они продолжат издаваться и далее.
МОСКВА. ДЕКАБРЬ 2000