Выпуск: №45 2002
Вступление
КомиксIn memoriam
Леонид Прохорович Талочкин — Человек-айсбергКонстантин ЗвездочетовБеседы
Валерий Подорога: биографический проект в короткой историиВалерий ПодорогаКруглый стол
Об институциональной биографии, нравственном выборе и целостной личности художникаБогдан МамоновБеседы
биографиЯАлександр СогомоновОпросы
«Как случилось, что я стал/а художником»Анатолий ОсмоловскийБиографии
ТимурВиктор МазинДиалоги
Олег Кулик: биография как фокус чужих позицийДмитрий ГутовАвтобиографии
Жизнь дается один разДмитрий ПриговАвтобиографии
Anamnesis vitae Леонида ТишковаЛеонид ТишковПерсоналии
Авто-био-графия. Мифология вечных возвращений Леонида ТишковаВиталий ПацюковАвтобиографии
Типа 40Вячеслав МизинНаблюдения
Искусство как протезАнна МатвееваАвтобиографии
Жизнь в двух измеренияхАлена МартыноваСитуации
Женская биография: сопротивление неживомуИрина БазилеваОпросы
Совершила ли я в жизни поступок?Елена КовылинаАвтобиографии
«Радости обычных людей»Александр ШабуровАвтобиографии
БИОГРАФИЯ-bastardВладимир БулатИсследования
60-е: конфигурация пространстваГалина ЕльшевскаяЭкскурсы
Московский гиперреализм как случай частной жизниБогдан МамоновСитуации
Григорий Ситнов: провинциальный перформансАнна и Михаил РазуваевыИнтервью
Алексей Шульгин: биографический проект в сетевом пространствеАлександр ЕвангелиНаблюдения
Смутный объект желаний, или Биография потребителяСветлана ГолубинскаяКниги
Катрин Милле, Семен Файбисович — автобиографии-эксцессыГеоргий ЛитичевскийРецензии
Жизнь автораАлексей ПензинПутешествия
Из ЛондонаОлеся ТуркинаСобытия
По ту сторону войны изображений...Ольга КозловаСобытия
На пути из золотой клеткиСандра ФриммельСобытия
Северное летоАнна МатвееваЭкскурсы
Благорастворение художниковМариан ЖунинСобытия
Победила дружбаЕкатерина ЛазареваВыставки
Выставки. ХЖ № 45Богдан МамоновЕкатерина Лазарева. Родилась в Москве в 1978 году. Художник, куратор, историк искусства. Живет в Москве.
18.05.02-19.05.02
«Read_me 1.2» Фестиваль художественного программного обеспечения
Организаторы: ГМВЦ «Росизо» Министерства культуры РФ, Медиа-арт-центр «Макрос-центр»
Культурный центр Дом
История цифровых искусств, или искусств, использующих компьютер, может быть изложена как история невежества людей в отношении программирования и программистов.[1]
Ф. Крамер, http://userpage.fuberlin.de/~cantsin
Решение жюри одинаково наградить победителей, не присуждая первого, второго и третьего места, стало кульминацией Фестиваля художественного программного обеспечения «Read me 1.2». Впрочем, концепция фестиваля, его программа и сам факт его проведения не менее примечательны, чем подобные результаты.
Победителями «Read me 1.2» стали Марк Дагетт (США) за работу «Deskswap»[2], Джошуа Нимой (Великобритания) за работу «Textension»[3] и открывшая фестиваль работа питерских медиа-художников Эльдара Кархалева и Ивана Химина «Точка-скринсейвер».
Первая представляет собой глобальную сеть, которая «выслеживает» и передает на другие подключенные к «Deskswap» компьютеры изображения открытых на экране программ. Пользователи этой сети, таким образом, разрешая подсматривать за своим экраном, видят чужие, на которых, впрочем, открыты те же стандартные программы и документы. Получается эдакая смесь вуайеризма и эксгибиционизма, настоящий памятник Глобализации.
Британский проект «Textension», напротив, является эстетской интерактивной системой, предназначенной для частного пользования, позволяющей с помощью набора простейших команд создавать мобильные минималистические картины на экране собственного компьютера.
Проект питерских художников «Точка-скринсейвер» был назван минималистской репликой медиа-искусства на «икону модернизма» -»Черный квадрат» Малевича. Огромный квадрат, в медитативном ритме движущийся на экране, получается в ходе нехитрой настройки заставки Windows из введенной в поле текста точки.
Кроме того, стоит отметить два других отечественных проекта, номинированных на победу, — «Портрет президента» Владислава Целищева, иронизирующий над новой модой на изображения Путина, и «WinGluk» неизвестного художника-программиста, демонстрирующий множество созданных автором «глюков» Windows — ироничных, красивых и настораживающих.
Надо сказать, что сам факт проведения «Read me 1.2» симптоматичен. Дело в том, что для медиа-искусства фестивали являются едва ли не лучшим способом презентации художественного продукта, когда знакомые до того лишь в виртуальном пространстве люди вдруг встречаются, зрители медиа-искусства «материализуются» на мягких креслах, а призы победителям становятся скромной заменой гонораров (вряд ли мы вскоре сможем говорить о рынке медиа-искусства в России). Первые медиа-фестивали «Да-Да-Net I» (1998) и «Да-Да-Net II» (1999) были организованы московской лабораторией Медиа-Арт-Лаб при финансовой поддержке Центра современного искусства Дж. Сороса. Медиа-искусство существовало и развивалось благодаря западным грантам и энтузиазму его создателей и кураторов. Фестиваль «Read me 1.2» — знак нового отношения официальной культуры к экспериментам медиа-художников. Он организован медиа-арт-центром «Макрос-центр», возникшим в сентябре 2000 г. в структуре Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Министерства культуры РФ.
Сам факт того, что Минкульт решил поддержать фестиваль молодого медиа-центра, — свидетельство если не официального признания, то хотя бы некоторого доверия к медиа-искусству как новому типу художественного творчества. Впрочем, сама тема фестиваля «Read_me 1.2» — software art, или искусство программного обеспечения, — еще дальше ушла от привычного министерского понимания художественного творчества, нежели работы актуальных художников. Software art не имеет ничего общего ни с выставочной, ни с ситуационистской практикой, а его создатели (как правило, это все же программисты) даже не претендуют на статус художников.
Однако, по мнению немецкого медиа-теоретика Флориана Крамера, выступившего на фестивале с докладом «Искусство программного обеспечения. Язык. Письмо», искусство программного обеспечения не является таким уж новым изобретением, каким его сегодня пытаются представить. Уже в 1970 г. на одной из первых выставок концептуального искусства в Еврейском музее Нью-Йорка Джек Бурнэм выставил наряду с концептуальными инсталляциями «Software Art» гипертекстовую систему Тэда Нельсона. Крамер находит множество параллелей между концептуальным искусством и искусством программного обеспечения: использование языка в качестве материала, будь то концепты или команды, необходимость «вчитываться» в работу и отказ от зрелищности! Как и многие работы концептуалистов, произведения software art[4], выполненные в таком «литературном» духе, как правило, доступны восприятию лишь профессионалов программирования. Примером тому может служить работа «Mezan gelle» австралийки Мез Бриз, отдельно отмеченная жюри. Эта работа демонстрирует постмодерное состояние программного искусства — письмо-гибрид из псевдокода и «испорченного» английского языка, использующее готовые программы. Впрочем, многие работы в этом жанре направлены не на создание новых программ, а на деконструкцию и критику уже существующих. В жанре манипуляций с коммерческими программами сделаны также проекты «Retro you» Хуана Леандра, да и «Точка-скринсейвер» Кархалева и Химина.
Итак, определение «software art», по Крамеру, строится из двух характеристик: использование программного кода в качестве материала искусства и обращение к культурным концептам программного обеспечения. Другой подход к искусству программного обеспечения высказали кураторы московского фестиваля Ольга Горюнова и Алексей Шульгин, противопоставив традиционные прагматические цели создания программ «иным» — художественным и нерациональным. В духе левого дискурса они пишут об «ограничении возможности использования программы властными структурами — ее создателями, медиа-культурой и общественным порядком»[5], а также об «отчуждении человека, рационализации и утрате мистического». Кроме того, речь идет об утрате культурой метафизического зерна в процессе ее оцифровки и превращения в «контент» (т. е. содержание), о манипуляции и перенаправлении информационных потоков как о главной задаче современного художника. В этом контексте кураторы фестиваля усматривают в художественном программном обеспечении шанс спасения нерационального начала в современной цивилизации. Среди наиболее распространенных черт выполненных в этом жанре работ называются ироничность, политическая и социальная заостренность, доминирование интерфейса над функциональностью, деконструкция и нерациональность.
Интересным образом в контексте фестиваля были представлены проекты в духе т. н. медиа-активизма, пересекающиеся с программным искусством, как в работах американки Эми Александер, например. Несмотря на попытки вписать деятельность «антикорпоративной корпорации» RTmark в контекст медиа-культуры и медиа-искусства, сами представители этой группы отказываются от претензии на художественное творчество, объявляя свою деятельность формой социальной и политической активности. Один из членов жюри, участник RTmark, с некоторым разочарованием отозвался о присланных на фестиваль работах: «К сожалению, ни одна из них не изменит мир. Поэтому я выбрал самую красивую».
Сложно сказать, кто именно является причиной такого многообразия подходов к теме software art — работающие в этом жанре художники или теоретики этого направления? Вероятно, и те, и другие. Именно это отсутствие единого взгляда жюри на искусство программного обеспечения и, как следствие, отсутствие общих критериев оценки работ и стало причиной награждения трех проектов в равной мере.
Примечания
- ^ Цит. по статье «Концепты, системы записи, программное обеспечение, искусство» в каталоге «Readme 12», М., 2002.
- ^ Буквально: «обмен столами».
- ^ Буквально: «натяжение текста».
- ^ Генеалогию software art Ф.Крамер открывает, например, «Композицией 1961» Ла Монте Янга — «первым и наиболее элегантным примером «художественного вредительства» и «кода отказа в обслуживании» Напомним, что эта композиция представляет собой лист бумаги с инструкцией: «Прочертите прямую линию и следуйте за ней».
- ^ Цит. здесь и далее по статье «Артистическое программное обеспечение для чайников и, заодно, мысли о новом мировом порядке» в каталоге «Read mе 12», М., 2002.