Выпуск: №45 2002

Биографии
ТимурВиктор Мазин
Автобиографии
Типа 40Вячеслав Мизин

Рубрика: Автобиографии

Anamnesis vitae Леонида Тишкова

Anamnesis vitae Леонида Тишкова

Никодим и Леонид Тишков

Леонид Тишков. Родился в 1953 г. в г. Нижние Серги (Свердловская область). Художник, куратор, литератор. Один из ведущих современных художников. Автор многочисленных персональных выставок, в том числе в Музее современного искусства Софии Имбер (Каракас), в Музее Дюкского университета (США), в Центре современного искусства и архитектуры Фаргфабриккен (Стокгольм) и др. Живет в Москве.

В моем случае биография конструирует меня как художника. Различные случаи жизни — составная часть формы и содержания моего искусства. Все истории, альбомы, книги, объекты и видео, созданные мной, — фантастическое описание самой жизни, преображенный контент моей биографии. Если доктор отвлечется от моего anamnesis vitae, то вряд ли разберется, зачем и почему появилось то или иное произведение. Допустим, что я пациент и врач одновременно. Предварительный диагноз — мифомания с элементами биографизма, фетишизация биографии, внимание к месту рождения, деталям, событиям жизни, использование повседневной жизни как материала искусства.

Леонид Тишков, 49 лет, родился в небольшом районном городке Нижние Серги Свердловской области. Был третьим и младшим сыном в семье, тем самым младшим, кого в русских сказках обычно величали Иванушка-дурачок. Действительно, сейчас его старший брат — директор института, средний — врач-реаниматолог, сам же он — художник

Недалеко от его городка стоит неприметный деревянный столбик, на котором две стрелки: «Европа» и «Азия». Часто он с друзьями собирал ягоды или грибы неподалеку. Можно было встать в Азии и пописать в Европу, или наоборот. Возможно, это стало причиной раздвоения личности художника.

Деревянный дом, в котором он жил, стоял у подножия горы Кукан на берегу искусственного водоема. Воды он боялся, леса сторонился, как всякий уралец. В шестилетнем возрасте видел водолазов, которые вытаскивали утопленников из пруда. Отсюда его водолазы. Гора Кукан и гора Больничная, по его словам, похожи на две доли печени.

Его мать была учительницей младших классов. Он часто помогал ей проверять тетради и выполнял «прописи» для учеников. Отец был учителем географии и научил его пользоваться компасом.

В детстве был необщителен, сторонился компаний, футбола и других массовых игр. Два его единственных друга детства Леня Бандурин и Сережа Колмаков сошли с ума и умерли в интернатах.

Никогда не был в детском саду, отказался жить в пионерлагере, хотя пионером был, в комсомол его приняли даже раньше 14 лет.

Из детства помнит высокий снег, ледяные узоры на окнах, холодный крашенный суриком пол, бесконечно шумящий Завод, пар изо рта, людей в шапках и валенках. Снег часто бывал черным от копоти труб.

Много читал Бажова, советскую фантастику, журнал «Знание — сила». Ходил каждую неделю с авоськой в библиотеку.

Явного изобразительного таланта у него не было. Иногда перерисовывал картинки из книг. Учился на «хорошо», имел проблемы с физкультурой. Сразу после школы уехал в Москву. Поступал безуспешно на биофак МГУ, из-за страха попасть в армию поступил учиться в 1-й Медицинский институт им. И. М. Сеченова, ныне Медицинская академия.

Помнит первые впечатления о Москве: запах цветущих лип и голос Дина Рида из открытых окон огромных домов.

Учеба в медицинском (1970 -1978) давалась с трудом. Параллельно рисовал, сочинял стихи, много читал (поэзия, философия). Сейчас читает мало, ссылается на слабость зрения. В 1973-м был в академическом отпуске, лечился в том же институте от нервной астении. В этом же году начинает печатать в прессе свои карикатуры. Прославился на этом поприще, получал международные призы, участвовал в выставках Горкома графиков.

После окончания института один год работал врачом-гастроэнтерологом.

С 1979-го по 1982-й служил в редакции Медицинской Энциклопедии научным и художественным редактором. Рисовал научные иллюстрации, редактировал к ним подписи.

С 1982 года нигде не работает. Иллюстрировал книги, в 1985 году по рекомендации Игоря Макаревича был принят в Союз художников. Участвовал в архиве МАНИ. Политикой не интересовался. В группы не входил, хотя работал в мастерских в Фурманном переулке и на Чистых прудах.

С 1989 года показывает свои работы на выставках. Сочиняет истории, считает себя художником и литератором.

С 1990 года собирает старую одежду своей семьи, вместе со своей матерью изготавливает из них мягкие, с его слов, объекты, особенно выделяет старые носки. Использует их для производства даблоидов: по его словам, они символизируют ментальный багаж человека.

Постоянно один-два раза в год посещает места своего детства, поднимается на гору, сидит на вершине. Зимой 1997 года, прицепив к спине матерчатые крылья, пытался прыгать с вершины.

В 1999 году со своей женой сделал куклу, назвал Никодимом, возит ее по всему миру (Индия, Непал, Япония и др.). Показывал ему свою уральскую гору.

Имеет склонность к анатомическим атласам, учебникам по медицине, анатомическим музеям. Продолжает поддерживать связи с кафедрой анатомии Медицинской академии. Хранит белые халаты. Собирает медицинский инструментарий. Представляет свою память в образе разъятого тела, внутри которого — заснеженный уральский лес.

Заявляет: «Если бы я не родился на Урале и не провел свое детство под Горой и у Озера, я бы не знал, что рассказать о мире. Если бы я не был врачом, я бы не стал художником».

Считает: мифологизация бытия — основной закон художественного творчества. Почувствовать себя персонажем своей удивительной жизни — значит стать художником здесь и сейчас. Биография — прямой повод для создания произведений. Искренность — главный метод художника, ВСЁ в нашей жизни достойно отклика и волнения души живущего.

Если в темном переулке тебя спросят: «Искусство или жизнь?» — выбери жизнь, отдай искусство. Лучше быть живым человеком, чем мертвым художником.

Состояние пациента стабильное. Адекватен, дружелюбен, говорлив. Мысли излагает путано, мышление образное. Нуждается в дополнительных исследованиях и консультации окулиста.

Anamnesis vitae — анамнез жизни. «Анамнез (от греч. anamnesis — воспоминание) совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики» — СЭС, М., «Советская энциклопедия» 1990.

 

Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение