Выпуск: №45 2002
Вступление
КомиксIn memoriam
Леонид Прохорович Талочкин — Человек-айсбергКонстантин ЗвездочетовБеседы
Валерий Подорога: биографический проект в короткой историиВалерий ПодорогаКруглый стол
Об институциональной биографии, нравственном выборе и целостной личности художникаБогдан МамоновБеседы
биографиЯАлександр СогомоновОпросы
«Как случилось, что я стал/а художником»Анатолий ОсмоловскийБиографии
ТимурВиктор МазинДиалоги
Олег Кулик: биография как фокус чужих позицийДмитрий ГутовАвтобиографии
Жизнь дается один разДмитрий ПриговАвтобиографии
Anamnesis vitae Леонида ТишковаЛеонид ТишковПерсоналии
Авто-био-графия. Мифология вечных возвращений Леонида ТишковаВиталий ПацюковАвтобиографии
Типа 40Вячеслав МизинНаблюдения
Искусство как протезАнна МатвееваАвтобиографии
Жизнь в двух измеренияхАлена МартыноваСитуации
Женская биография: сопротивление неживомуИрина БазилеваОпросы
Совершила ли я в жизни поступок?Елена КовылинаАвтобиографии
«Радости обычных людей»Александр ШабуровАвтобиографии
БИОГРАФИЯ-bastardВладимир БулатИсследования
60-е: конфигурация пространстваГалина ЕльшевскаяЭкскурсы
Московский гиперреализм как случай частной жизниБогдан МамоновСитуации
Григорий Ситнов: провинциальный перформансАнна и Михаил РазуваевыИнтервью
Алексей Шульгин: биографический проект в сетевом пространствеАлександр ЕвангелиНаблюдения
Смутный объект желаний, или Биография потребителяСветлана ГолубинскаяКниги
Катрин Милле, Семен Файбисович — автобиографии-эксцессыГеоргий ЛитичевскийРецензии
Жизнь автораАлексей ПензинПутешествия
Из ЛондонаОлеся ТуркинаСобытия
По ту сторону войны изображений...Ольга КозловаСобытия
На пути из золотой клеткиСандра ФриммельСобытия
Северное летоАнна МатвееваЭкскурсы
Благорастворение художниковМариан ЖунинСобытия
Победила дружбаЕкатерина ЛазареваВыставки
Выставки. ХЖ № 45Богдан МамоновЛеонид Тишков. Родился в 1953 г. в г. Нижние Серги (Свердловская область). Художник, куратор, литератор. Один из ведущих современных художников. Автор многочисленных персональных выставок, в том числе в Музее современного искусства Софии Имбер (Каракас), в Музее Дюкского университета (США), в Центре современного искусства и архитектуры Фаргфабриккен (Стокгольм) и др. Живет в Москве.
В моем случае биография конструирует меня как художника. Различные случаи жизни — составная часть формы и содержания моего искусства. Все истории, альбомы, книги, объекты и видео, созданные мной, — фантастическое описание самой жизни, преображенный контент моей биографии. Если доктор отвлечется от моего anamnesis vitae, то вряд ли разберется, зачем и почему появилось то или иное произведение. Допустим, что я пациент и врач одновременно. Предварительный диагноз — мифомания с элементами биографизма, фетишизация биографии, внимание к месту рождения, деталям, событиям жизни, использование повседневной жизни как материала искусства.
Леонид Тишков, 49 лет, родился в небольшом районном городке Нижние Серги Свердловской области. Был третьим и младшим сыном в семье, тем самым младшим, кого в русских сказках обычно величали Иванушка-дурачок. Действительно, сейчас его старший брат — директор института, средний — врач-реаниматолог, сам же он — художник
Недалеко от его городка стоит неприметный деревянный столбик, на котором две стрелки: «Европа» и «Азия». Часто он с друзьями собирал ягоды или грибы неподалеку. Можно было встать в Азии и пописать в Европу, или наоборот. Возможно, это стало причиной раздвоения личности художника.
Деревянный дом, в котором он жил, стоял у подножия горы Кукан на берегу искусственного водоема. Воды он боялся, леса сторонился, как всякий уралец. В шестилетнем возрасте видел водолазов, которые вытаскивали утопленников из пруда. Отсюда его водолазы. Гора Кукан и гора Больничная, по его словам, похожи на две доли печени.
Его мать была учительницей младших классов. Он часто помогал ей проверять тетради и выполнял «прописи» для учеников. Отец был учителем географии и научил его пользоваться компасом.
В детстве был необщителен, сторонился компаний, футбола и других массовых игр. Два его единственных друга детства Леня Бандурин и Сережа Колмаков сошли с ума и умерли в интернатах.
Никогда не был в детском саду, отказался жить в пионерлагере, хотя пионером был, в комсомол его приняли даже раньше 14 лет.
Из детства помнит высокий снег, ледяные узоры на окнах, холодный крашенный суриком пол, бесконечно шумящий Завод, пар изо рта, людей в шапках и валенках. Снег часто бывал черным от копоти труб.
Много читал Бажова, советскую фантастику, журнал «Знание — сила». Ходил каждую неделю с авоськой в библиотеку.
Явного изобразительного таланта у него не было. Иногда перерисовывал картинки из книг. Учился на «хорошо», имел проблемы с физкультурой. Сразу после школы уехал в Москву. Поступал безуспешно на биофак МГУ, из-за страха попасть в армию поступил учиться в 1-й Медицинский институт им. И. М. Сеченова, ныне Медицинская академия.
Помнит первые впечатления о Москве: запах цветущих лип и голос Дина Рида из открытых окон огромных домов.
Учеба в медицинском (1970 -1978) давалась с трудом. Параллельно рисовал, сочинял стихи, много читал (поэзия, философия). Сейчас читает мало, ссылается на слабость зрения. В 1973-м был в академическом отпуске, лечился в том же институте от нервной астении. В этом же году начинает печатать в прессе свои карикатуры. Прославился на этом поприще, получал международные призы, участвовал в выставках Горкома графиков.
После окончания института один год работал врачом-гастроэнтерологом.
С 1979-го по 1982-й служил в редакции Медицинской Энциклопедии научным и художественным редактором. Рисовал научные иллюстрации, редактировал к ним подписи.
С 1982 года нигде не работает. Иллюстрировал книги, в 1985 году по рекомендации Игоря Макаревича был принят в Союз художников. Участвовал в архиве МАНИ. Политикой не интересовался. В группы не входил, хотя работал в мастерских в Фурманном переулке и на Чистых прудах.
С 1989 года показывает свои работы на выставках. Сочиняет истории, считает себя художником и литератором.
С 1990 года собирает старую одежду своей семьи, вместе со своей матерью изготавливает из них мягкие, с его слов, объекты, особенно выделяет старые носки. Использует их для производства даблоидов: по его словам, они символизируют ментальный багаж человека.
Постоянно один-два раза в год посещает места своего детства, поднимается на гору, сидит на вершине. Зимой 1997 года, прицепив к спине матерчатые крылья, пытался прыгать с вершины.
В 1999 году со своей женой сделал куклу, назвал Никодимом, возит ее по всему миру (Индия, Непал, Япония и др.). Показывал ему свою уральскую гору.
Имеет склонность к анатомическим атласам, учебникам по медицине, анатомическим музеям. Продолжает поддерживать связи с кафедрой анатомии Медицинской академии. Хранит белые халаты. Собирает медицинский инструментарий. Представляет свою память в образе разъятого тела, внутри которого — заснеженный уральский лес.
Заявляет: «Если бы я не родился на Урале и не провел свое детство под Горой и у Озера, я бы не знал, что рассказать о мире. Если бы я не был врачом, я бы не стал художником».
Считает: мифологизация бытия — основной закон художественного творчества. Почувствовать себя персонажем своей удивительной жизни — значит стать художником здесь и сейчас. Биография — прямой повод для создания произведений. Искренность — главный метод художника, ВСЁ в нашей жизни достойно отклика и волнения души живущего.
Если в темном переулке тебя спросят: «Искусство или жизнь?» — выбери жизнь, отдай искусство. Лучше быть живым человеком, чем мертвым художником.
Состояние пациента стабильное. Адекватен, дружелюбен, говорлив. Мысли излагает путано, мышление образное. Нуждается в дополнительных исследованиях и консультации окулиста.