Выпуск: №45 2002
Вступление
КомиксIn memoriam
Леонид Прохорович Талочкин — Человек-айсбергКонстантин ЗвездочетовБеседы
Валерий Подорога: биографический проект в короткой историиВалерий ПодорогаКруглый стол
Об институциональной биографии, нравственном выборе и целостной личности художникаБогдан МамоновБеседы
биографиЯАлександр СогомоновОпросы
«Как случилось, что я стал/а художником»Анатолий ОсмоловскийБиографии
ТимурВиктор МазинДиалоги
Олег Кулик: биография как фокус чужих позицийДмитрий ГутовАвтобиографии
Жизнь дается один разДмитрий ПриговАвтобиографии
Anamnesis vitae Леонида ТишковаЛеонид ТишковПерсоналии
Авто-био-графия. Мифология вечных возвращений Леонида ТишковаВиталий ПацюковАвтобиографии
Типа 40Вячеслав МизинНаблюдения
Искусство как протезАнна МатвееваАвтобиографии
Жизнь в двух измеренияхАлена МартыноваСитуации
Женская биография: сопротивление неживомуИрина БазилеваОпросы
Совершила ли я в жизни поступок?Елена КовылинаАвтобиографии
«Радости обычных людей»Александр ШабуровАвтобиографии
БИОГРАФИЯ-bastardВладимир БулатИсследования
60-е: конфигурация пространстваГалина ЕльшевскаяЭкскурсы
Московский гиперреализм как случай частной жизниБогдан МамоновСитуации
Григорий Ситнов: провинциальный перформансАнна и Михаил РазуваевыИнтервью
Алексей Шульгин: биографический проект в сетевом пространствеАлександр ЕвангелиНаблюдения
Смутный объект желаний, или Биография потребителяСветлана ГолубинскаяКниги
Катрин Милле, Семен Файбисович — автобиографии-эксцессыГеоргий ЛитичевскийРецензии
Жизнь автораАлексей ПензинПутешествия
Из ЛондонаОлеся ТуркинаСобытия
По ту сторону войны изображений...Ольга КозловаСобытия
На пути из золотой клеткиСандра ФриммельСобытия
Северное летоАнна МатвееваЭкскурсы
Благорастворение художниковМариан ЖунинСобытия
Победила дружбаЕкатерина ЛазареваВыставки
Выставки. ХЖ № 45Богдан МамоновВ беседе участвуют Олег Кулик и Дмитрий Гутов — ведущие московские художники последнего десятилетия
Детство: цветущая жизнь в материальном плане и очень тяжелая в моральном
Дмитрий Гутов: Олег, тема нашей сегодняшней беседы — биография художника. Расскажи немного о себе, пожалуйста.
Олег Кулик: Я родился 15 апреля в начале третьего ночи, как и Леонардо да Винчи. От большой любви и большого желания родителей.
Д. Гутов: Леонардо считал, что от большого физического желания родятся таланты и гении, а от вялого совокупления — бездарности и моральные уроды.
О. Кулик: Я родился буквально через 9 месяцев и один день после свадьбы.
Д. Гутов: Коль уж мы вспомнили Леонардо, начнем, не размениваясь на мелочи, с детских травм.
О. Кулик: Знаешь, Дим, у нас в семье была цветущая жизнь в материальном плане и очень тяжелая в моральном. Очень сильная репрессия со стороны родителей.
Д. Гутов: Гулять не разрешали?
О. Кулик: Так и было. Учеба, музыкальная школа, спортивные занятия, конные, фигурные-шмигурные, прочие стрельбы. Никаких прогулок, минимальные контакты со сверстниками. Было ощущение, что это тюрьма. Есть свободный мир, где пекут картошку, где играют в «царя горы», а есть математика, репетиторы и чудовищный английский.
Д. Гутов: Насколько я понимаю, образ собаки не в последнюю очередь возник из твоей необходимости избежать общения на иностранном языке.
О. Кулик: Самое страшное в мире — это английский язык Хотя у меня мать — преподавательница английского и французского, но, ты знаешь, это до сих пор чудовищный фактор моей биографии.
Д. Гутов: Лучше стало?
О. Кулик: Ну, так Сейчас я уже разговариваю. Чуть-чуть.
Д. Гутов: То есть борьба с аппаратом подавления в тебе с пеленок сидит.
О. Кулик: Да. Так что у меня было одно желание — сбежать из-под этой опеки Любым способом Я хотел быть геологом. Окончил, в результате, геолого-разведочный техникум с отличием. Потом уехал на Камчатку, затем в Западную Сибирь А потом мой большой киевский друг Михаил Абрамович Шихман посоветовал: «Поезжайте в Торжок Отличный, надо сказать, город Женская пересыльная тюрьма. Для ищущего юноши это самое то!» Действительно оказался неплохой город.
Биография — это имидж, навязанный, общественным мнением
Д. Гутов: А теперь попробуй дать всему этому теоретическое обобщение.
О. Кулик: Что такое биография? Это или то, что о нас пишут, нам вменяют, или то, что мы творим. Есть разница. Я сейчас начал понимать, насколько сильно стала влиять на меня моя история. Я вынужден ее учитывать как мощный фактор воздействия. Как конъюнктуру рынка, как художественный мейнстрим. Моя биография — это тот имидж, который мне навязывает общественное мнение.
Д. Гутов: И которому ты должен соответствовать.
О. Кулик: Или не соответствовать.
Д. Гутов: Серьезная дилемма.
О. Кулик: И я не знаю, как ее решить: вопрос моей биографии обсуждают без меня.
Д. Гутов: Как это пытались делать твои родители.
О. Кулик: Вот именно. Олег Кулик — собака-художник! Я могу либо сломать эту игру, либо как-то плестись в хвосте. До 99-го года я об этом не думал, жил, как получалось.
Д. Гутов: И что в результате?
О. Кулик: Во время осуществления своей карьеры я потерял связь с собой внутренним Сквозь меня говорят чужие позиции. Это плохо. Я светящейся точки внутри себя не ощущаю. Я ощущаю себя полувоспаленной оболочкой, которая состоит из компиляции окружающих меня позиций. Это плата за небольшой, относительный успех.
Деревня Конопад: великая сила русской литературы
Д. Гутов: Давай вернемся к событиям до 99-го года. К истории влияний.
О. Кулик: В Торжке я долго не задержался и отправился в деревню. Мы тут с Людой как раз недавно говорили Она мне сказала: «Ты же вспомни, какой ты был, когда я встретила тебя в деревне под названием Конопад».
Д. Гутов: Наверное, глухая деревня.
О. Кулик: Редкие кони доходили до этой деревни. А если доходили, то падали. Да, она меня там встретила, когда мне было 19 лет. И долго выясняла, зачем я туда приехал. А у меня была идея написать историю одиночества в деревне. Думал, буду великим писателем. Хотя я не представлял себе, как эта жизнь в деревне трудна и проблематична.
Д. Гутов: То есть ты себя художником не считал, а считал писателем?
О. Кулик: Нет. Я как раз художником всегда себя считал. С пяти лет. Я хорошо рисовал, лепил, мне это дико нравилось. Но годам к 14-ти я осознал великую силу русской литературы. А рисование и так легко давалось. Что им выразишь? Теток и дядек рисовать? Нет здесь возможностей для творческого человека.
Д. Гутов: Итак, ты сидел в деревне.»
О. Кулик: И писал мутные рассказы о страданиях молодого раввина. Это напоминало безумие. Но я продолжал и лепить на досуге. Все время. А-ля Роден. Нервное.
Д. Гутов: И тут тебя находят филологи.
О. Кулик: Ну вот, сижу я в деревне, с бородой, ем какие-то каши Наступает зима, волки подвывают. Жизнь подбирается, такими щупальцами. Тут появляется Люда. Я стал показывать ей свои рассказы. И постепенно, постепенно она мне стала что-то мягко и деликатно объяснять.
Д. Гутов: Сколько ей потребовалось времени, чтобы убедить тебя, что ты плохой писатель?
О. Кулик: Два года Но когда она это сделала, я написал один-единственный свой хороший рассказ Про отца. Но я понял, какой это каторжный труд и что я не потяну. И после этого бриллиантового рассказа я сжег все, что было до того.
Д. Гутов: А в скульптуре?
О. Кулик: Я тогда делал фигурки в стиле Архипенко. Открыл для себя кубизм Я же великий первооткрыватель Лепил почтальоншу, она единственная, кто соглашался позировать.
Д. Гутов: И этот кубизм вывел тебя в большое искусство.
Учитель Борис Орлов
О. Кулик: В это время в деревне появился поэт Страхов. Его жена — советская фотомодель — работала в Доме народного творчества у Виталия Пацюкова. И она мне рассказала про него. И по рекомендации жены Страхова я приехал к Пацюкову с мешком своих скулыпурок
Д. Гутов: Когда это было?
О. Кулик: Это был 1981 год. Но он мне сказал, что мои фигурки не особенно-то по народному творчеству пройдут. — А по какому ж это пройдет? — Ну, не знаю. — Идем мы с ним и проходим Ленинскую комнату. И вдруг Пацюков говорит а ведь это тоже эстетика. Соц-арт имел в виду. Я просто думаю: издевается. Как в армии Испытывает новичка. Я говорю какая ж это эстетика? Это идеология, никакого искусства нет. Шлова плохо слеплена.
Д. Гутов: Ну, тебе объяснили, что не в том, как слеплено, дело?
О. Кулик: Пацюков говорит «Я познакомлю тебя с великим скульптором — лучший скульптор Москвы сейчас!» Приходит Боря Орлов. Он повел меня в свою мастерскую на улицу Рогова, 13. Ну, думаю, блин, куда я попал! Вижу какие-то обрубки, обломки, ярко крашенные палки, какие-то банки Пригова. Но я после общения с Пацюковым решил уже дальше ничему не удивляться. Все запомнил, что они сказали Приехал к Люде, рассказал ей все это, и она сказала, что это интересно.
Д. Гутов: И тут твое развитие пошло стремительно.
О. Кулик: Я все время думал, читал. Весь «А/Я» прочитал. Для меня это было открытием. Беседы с Борей Орловым очень сильно вправили мне мозги. Я стал думать не о впечатлении от работы, а о состоянии художника в момент работы. Ведь искусство — это факт твоей внутренней работы, а не результат компилирования из великих образцов. Так что у меня есть учитель. Боря Орлов.
Армия: чудовищная реальность и открытие «прозрачности»
Д. Гутов: А о себе ты был какого мнения?
О. Кулик: Мне казалось, что я такой ненужный, неинтересный. Я мучился, страдал. И тут меня забирают в армию. И, несмотря на то, что я всегда туда хотел, под влиянием круга Пацюкова и прочих товарищей я стал сильно меняться. В армию мне перехотелось. Из такого, знаешь, крепкого хохла я стал вполне московским человеком
Д. Гутов: Ты, можно сказать, стал только что-то осознавать.
О. Кулик: Что-то осознавать я стал как раз в армии. Здесь и произошло, наверное, мое становление. После такого бесконечного битья в первые два месяца очень сильно проясняются мозги. И как-то вообще думаешь: какая хуйня все это искусство. Имеется в виду, смотреть на кого-то, опираться на классиков, на традицию. Здесь твоя жизнь. Ты можешь завтра умереть, а ты еще ничего не создал. Ничего своего не сказал, не оставил. И реальность настолько чудовищная, настолько сильная.
Д. Гутов: Это то, о чем мы столько спорили в 90-е годы, в эпоху становления дикого капитализма.
О. Кулик: Да. И как ее взять, совершенно непонятно. В армии это ощущение жизни» Тут один на один. И я решил, что искусство не должно заслонять реальность. Это был мутный тезис, но я ему стал следовать.
Д. Гутов: Это было открытие твоей знаменитой прозрачности
О. Кулик: Я в армии надыбал стекло и впервые стал с ним работать. Там я сделал этот свой стеклянный гроб, знаешь? Ну, «Жизнь, Смерть или Похороны Авангарда».
Д. Гутов: Этот период у тебя длился почти 10 лет.
О. Кулик: Я мыслил еще очень формально. Для меня не было еще понятий перформанс, акция, фотографирование. Я мыслил в традиционном русле Работы меня не удовлетворяли Кризис жанра был налицо. Ты помнишь, я тогда жил в Марьине. Приходил Пацюков, мы пьем чай, разговариваем, вся мастерская набита скульптурами Он спрашивает, а где работы? Пацюков?! Уже не говоря про других.
Д. Гутов: Ты тяжело это переживал?
О. Кулик: Знаешь, Дим, есть такая вещь, как самовнушение. Я ее активно использовал и использую Она меня в какой-то мере и спасала, и она от меня же закрывала действительность То есть реальное положение дел со мной как с художником Но жизнь взяла свое, когда уже совсем нечего было есть.
На службе у новорусского капитала: «Риджина»
Д. Гутов: И тогда ты вынужден был пойти в услужение к крупному новорусскому капиталу.
О. Кулик: Тогда еще не очень крупному. Тогда это еще пахло китайскими трусами, а не нефтью. Но социализация пошла резкая.
Д. Гутов: Для тебя поход в «Риджину» был уходом из искусства.
О. Кулик: Главное, страшно признаться себе, что тебе дальше некуда идти. Дима, я жил затворнической жизнью. И тут идти курировать галерею. Это все равно что тебе сейчас идти грузчиком
Д. Гутов: Ну, мне еще и не тем приходилось заниматься.
О. Кулик: Понимаешь, перестать медитировать и идти делать кому-то интересную жизнь
Д. Гутов: И работать на внешний успех
О. Кулик: Последние 10 лет я на него и работал. Эта идея успеха была очень важна. Но под этим всем существует травма от поражения идеи прозрачности От того, что я делал в 80-е годы От того, что я не смог реализовать. Это некий тупик, который я оставляю, выхожу из шахты, рассказываю истории, живу, но все время я думаю про этот тупик В той шахте Оказалось, там нет руды А шахта меня зовет все время.
Д. Гутов: Tы хочешь сказать, что этот момент травмы существует до сих пор?
О. Кулик: Знаешь, я все-таки склонен доказать, что там есть руда, может быть, не та, которую я искал. Может, там есть более дорогой материал, может, уран?
Провокация реальности: собака-художник
Д. Гутов: Урановой шахтой для тебя стала работа с животными.
О. Кулик: Ситуация была тяжелая. Я ушел из «Риджины», вложил все деньги в «Корову». А тогда, если помнишь, олигархи, воровство, Ельцин Стали возвращаться с Запада люди несолоно хлебавши Кругом был кризис, уныние, пессимизм.
Д. Гутов: Я помню.
О. Кулик: Я прочитал в одном японском рассказе... Дим, ты не знаешь эту историю? Я тебе не рассказывал? Как когда хозяин умер, его собака по-прежнему продолжала думать, что он живой. Для нее он умрет, когда она умрет. Я придумал этот жест, хотел стать такой собакой. Охранять пустое пространство галереи.
Д. Гутов: Ну, зверушки тебя всегда привлекали
О. Кулик: Ты, может быть, не в курсе, но для меня тему животных проблематизировал Юра Лейдермаи Он сейчас ходит ежиком одетый по каким-то мелким галереям, а я его как будто обокрал.
Д. Гутов: А в чем между вами главное отличие?
О. Кулик: Я продолжаю работать с реальностью. Провоцирую ее И она, возбужденная моими действиями, начинает действовать абсолютно, художественно и мощно. Приходят полицейские, уводят меня как собаку. Такое не срежиссируешь
Д. Гутов: Здесь главное вовремя остановиться.
О. Кулик: Поймать грань, когда ты из художника переходишь в клоуна.
Д. Гутов: У тебя нет ощущения, что ты всех в некоторой степени обманываешь?
О. Кулик: Я понимаю, к чему ты клонишь. Все-таки биография как-то делается или это правда жизни? Может быть, где-то на полях я и сомневаюсь. Но понимаю если я начну эти сомнения рассматривать, то вообще ничего делать не смогу. Этих сомнений гораздо больше, чем моей энергии и воли.
В современном искусстве мы все не имеем фундамента: я живу жизнью чувств
Д. Гутов: Значит, у тебя есть ощущение, что твоя судьба держится немного на честном слове. Ей не хватает чего-то фундаментального.
О. Кулик: Это можно сказать про каждого художника. В современном искусстве мы все не имеем фундамента. По большому счету.
Д. Гутов: А что достается взамен?
О. Кулик: Наркотическое ощущение от своей собственной жизни. Все так классно! Как с горы несешься. Но опасно! Очень сильное ощущение. И сейчас это ощущение тревоги нарастает, когда скорости на пределе
Д. Гутов: Тебе такие настроения работать не мешают?
О. Кулик: Так как я не работаю, это не мешает.
Д. Гутов: В каком смысле?
О. Кулик: Не делаю работ сейчас. Я мастерскую ремонтирую.
Д. Гутов: Еще чем занимаешься?
О. Кулик: Могу семь часов простоять перед Вермеером
Д. Гутов: Ну и как впечатления?
О. Кулик: Раньше меня так возбуждала только статья в «Московском комсомольце».
Д. Гутов: Какая?!
О. Кулик: Обо мне.
Д. Гутов: Тонкие девиации в тебе происходят.
О. Кулик: Я живу жизнью чувств.
Д. Гутов: Такое может понять только тот, кто в такой же ситуации находится.
О. Кулик: Вокруг меня огромное количество людей, перед которыми стоит проблема полноценности жизни Они нашли работу, сделали карьеру. Всё на это положили Семью. Всё. А жизнью они не жили. Жили по каким-то схемам. Не ими писанными. Но это не была их личная жизнь, их личная история, личная биография. Это чьи-то жизни, чьи-то указания.
Д. Гутов: Ну, не у всех так печально.
О. Кулик: Есть исключения. Куприянов. Он единственный несет знамя, которое я уронил. У него очень сильные работы Он отчасти взял у меня идею прозрачности. Или Толик Осмоловский. Вот биография. Вундеркинд из ниоткуда, из помойной коробки Выскакивает, начинает поливать всех последними словами Тут же становится суперзвездой. Мгновенно. Никого не слушает. И сейчас он одна из важных фундаментальных фигур. Хотя уже 10 лет ничего не делает.
Д. Гутов: Как такое возможно?
О. Кулик: Дима, у нас ситуация маргиналов. И меня это даже больше устраивает. Я медленно развиваюсь, очень кривым путем. Я сделал очень много ошибок и остаюсь только благодаря тому, что нахожусь в этой ситуации. Мелко у нас, к счастью, а то бы утонул давно. Почему на Западе все знаменитости — молодые? Потому что до старости не доживают. Ошибка — слетел.
Все меня превосходят в чем то. Но в сумме — никто
Д. Гутов: Это утешает. Но что можно сделать в таких мягких условиях?
О. Кулик: Главное мы сделали Мы сформулировали свои критерии понимания искусства. Кровью, костями, мозгами, терпением. Критерии, адекватные ситуации. Создали каталог. Вчера была интересная передача у Гордона. Человек пришел в библиотеку, не может книгу найти. Представляете себе, нет каталога библиотеки. Книга есть, но найти ее нельзя.
Д. Гутов: А раньше этот каталог приходил с Запада?
О. Кулик: Точно. Взяли на выставку Таню Либерман. Все фотографы в недоумении. Что теперь, всем надо дыню раком снимать?
Д. Гутов: Кое-кто еще умудряется по старому каталогу жить
О. Кулик: Да Как Саша Косолапое живет по каталогу, Энди Уорхолом написанном. Левой ногой и не на той странице. Саша так прочитал.
Д. Гутов: У тебя были в биографии моменты, когда ты был счастлив?
О. Кулик: Когда в Нью-Йорке Джефри Дейч прибежал и сунул мне под нос «New «fork Times». У меня уже были содраны колени, а я думал: о Боже! Еще три недели! Я не смогу. И он мне сует «New York Times». Там фотография, текст. Это пишет Ребекка Смит, которая, сука, замочила много художников. Тварь, которая испортила не одну карьеру. И вдруг она пишет, что я чуть ли не лучше Мэтью Барни Понимаешь? Острый момент удовлетворения. Счастья. И я потом три недели живу на одном дыхании Что это? Факт признания?
Д. Гутов: Это глубинная уверенность, что ты идешь правильным путем.
О. Кулик: И она у меня есть Именно поэтому, я тебе говорю, ни Дубосарский с Виноградовым, ни АЕСы, ни Гутов, никто другой не обскачет меня в ближайшие 10 лет. Главное — это моя реакция на неуспехи Некоторые меня переигрывают по каким-то качествам. Но по сумме качеств я равных себе не вижу. Кто-то умней, кто-то добрей, у кого-то глаз лучше. Все меня превосходят в чем-то. Но в сумме — никто. Пока. Но, может быть, уже кто-то идет сзади и свистит плеткой.
Материал подготовили ДМИТРИЙ ГУТОВ и ДАРЬЯ БЕСКИНА