Выпуск: №109 2019

Художественный журнал №109Художественный журнал
№109 Постправда

Авторы:

Андрей Фоменко, Степан Ванеян, Питер Осборн, Николай Смирнов, Хаим Сокол, Артемий Магун, Павел Хайло, Илья Будрайтскис, Станислав Шурипа, Ольга Копенкина, Зейгам Азизов, Наталья Серкова, Хито Штайерль, Константин Очеретяный, Рената Салецл, Валерий Савчук, Дмитрий Галкин, Виктор Агамов-Тупицын, Маргарита Мастеркова-Тупицына , Лера Конончук

Авторы:

Андрей Фоменко
Комикс Правdada

Все попытки определения постправды неизменно прибегают к парадоксам. «Мы живем во времена разрушения иллюзий, но в качестве альтернативы мы предаемся еще большим иллюзиям» (З. Азизов «Политика и поэтика «постправды»…»). Или: «постправда — это характерный для XXI века режим функционирования смысла…, важная особенность которого состоит в том, что это — не ложь, а скорее, особая разновидность полуправды (С. Шурипа в «Постправда — истина на рынке»). А также: постправда — это «ложь, которая воспринимается в качестве правды даже после того, как была разоблачена в качестве лжи» (И. Будрайтскис в «Постправда — истина на рынке»).

Попытки же вскрытия истоков этого нового режима истины чаще всего апеллируют к новым информационным технологиям и созданным на их основе индустриям. В самом деле, в сетевой реальности «непрерывность навигации вбирает на равных правах и аналоговые образы, и образы цифровые, и реальность наваждений и сновидений, и данные эмпирических наблюдений, и сопровождающий их дискурс. В этой навигации… глубина проблемы не только не вскрывается, напротив, уплощается, редуцируясь до плоскости экрана, рискуя раствориться в бесконечности отсылок (В. Савчук «Цифровой горизонт искусства»). Поэтому, когда собираются большие объемы информации, «люди внезапно начинают видеть паттерны в случайных данных», а происходит это «потому, что огромный объем данных может предложить связи, которые распространяются во всех направлениях» (Р. Салецл «Искусство больших данных…»). Отсюда может следовать вывод, что «отказ от истины является сегодня единственным продуктивным средством, позволяющим осуществлять проектную работу в поле искусства или любом другом. Возможно, для того, чтобы работать, нам всем придется смириться с тем, что истина сегодня умеет и хочет оборачиваться своей противоположностью (Н. Серкова «Мистика низкого сорта…»).

Однако проницательные умы обращают наше внимание, что «именно на территории смещения, наслоения, уловки и монтажа происходят самые ужасные и прекрасные вещи» (Х. Штайерль «Политика прокси: сигнал и шум»). Говоря иначе и вновь невольно прибегая к парадоксам: сетевая и цифровая постправда ловит нас в ловушку лжи и фикции, но в то же время сама указывает из нее выход. Так можно согласиться, что «цифровые фейки — это правда, а не просто экранная имитация того, чего в реальности не было… Их существование, массовое распространение и живое функционирование — вполне себе правда нынешнего цифрового мира. А любая апология цифровизации — превозношение еще более масштабной фальсификации. Точнее — более масштабной правдификации» (Д. Галкин «Недетское детское…»). Более того, «поскольку подлинным опытом в условиях кризиса информационного перепроизводства является не столько опыт подлинно нового, сколько подлинно новый опыт, его новизна должна быть, прежде всего, определена отличием от всего уже виденного и слышанного... Фейк обещает радикальный разрыв с уже известным, истину не как согласие, а как раздор, непримиримость, как бунт» (К. Очеретяный «Фейкт — единица цифрового опыта»).

Тут, впрочем, крайне важно оговорить: постправда не есть категория лишь когнитивная, а сопротивление ей не может реализоваться лишь в герменевтической плоскости. Ведь в конечном счете «речь идет о кризисе идеальных структур современного мира (та же демократия, трудовая мораль, прогресс, научная картина мира), которые все хуже обеспечивают себя хоть какой-нибудь повседневной реальностью, содержат все меньше исторической рефлексии, все больше ритуализируются… Преодоление ее — это не теоретическая задача, а практическая» (А. Магун «Что-то есть…»). И можно добавить: преодоление постправды — это задача в первую очередь политическая.

 

МОСКВА, АПРЕЛЬ 2019

Комикс ПравdadaКомикс Правdada
Поделиться

Продолжить чтение