Выпуск: №43-44 2002
Вступление
КомиксБез рубрики
В защиту живописиДмитрий ГутовКруглый стол
Живопись: жизнь после смерти?Сергей ШутовОпыты
Удовольствие от живописиВладимир СальниковРефлексии
Картина умерла! Да здравствует картина!Эрик БулатовДефиниции
Почему я занимаюсь живописьюСтанислав ШурипаЭкскурсы
От эстетики изображения к этике изображенияДмитрий Голынко-ВольфсонПисьма
Сцена фантазмаАлександр СоловьевПерсоналии
Валерий Кошляков: архив культуры как живописьВиталий ПацюковТекст художника
Рагимов оправдывает живопись — живопись оправдывает РагимоваКерим РагимовИсследования
Смерть живописи в девяностыхЕвгений БарабановБеседы
Беседа о живописи, или семь лет спустяДмитрий ГутовРеакции
«Золотое сечение», или Апология живописиЕкатерина АндрееваЭссе
Воспоминания о современной живописиИосиф БакштейнСитуации
Живопись из Калькутты или Как улучшить ЛуккуВалерий СавчукЭкскурсы
Умные или красивые?Марина КолдобскаяРефлексии
Соцреализм: высокое низкое искусствоЕлена ПетровскаяМонографии
Гелий Коржев и власть землиАлексей БобриковМонографии
Зрелищность искусства в дигитальную эпохуОлеся ТуркинаМанифесты
Несколько тезисов нонспектакулярного искусстваАнатолий ОсмоловскийДискуссии
Нонспектактакулярность: доктрина или созерцание?Анатолий ОсмоловскийПубликации
АссоциацииДитмар КамперБез рубрики
Отцы и дети казахского Contemporary ArtВалерия ИбраеваПисьма
Музей детородного творчестваАнна и Михаил РазуваевыБез рубрики
Философ как художникНиколай ГрякаловСобытия
Социально-эстетическая утопия Герхарда РихтераОльга КопенкинаСобытия
Опиум для искусстваВладимир СальниковСобытия
Удача видимая и невидимаяВладислав СофроновСобытия
Инсценировка потери памятиНаталья ЧибиреваСобытия
Жан Бодрийар: фотография как способ указать границы мираИрина ОкуневаГастроли
Американская торговля паранджойВладимир СальниковВыставки
Выставки. ХЖ № 43/44Георгий ЛитичевскийХудожественный журнал №43-44Художественный журнал
№43-44 Новая живопись
Авторы:
Авторы:
Дмитрий Гутов«Никогда не говори "никогда" — этому учит нас не только обыденный здравый смысл, но и опыт развития современного искусства. Казалось, что живопись отошла в прошлое; казалось, что она вытеснена необычайным разнообразием новых художественных техник и средств — от инсталляции и перформанса до видео и мультимедиа; казалось, что претензии живописи на трансцендентальность преодолены концептуализмом, рефлексивным и релятивистским. И вот — как выясняется — живопись возвращается.
Некоторые обратились к живописи из сострадания: «За ничтожное, всеми отброшенное хочется заступиться» (Д. Гутов. «В защиту живописи». Для других же живопись неотторжима от картины, а картина — художественная форма, приоритетная в решении важнейшей онтологической задачи — осмыслении и репрезентации пространства. В картине «сходятся два противоположных начала: предмет, то есть конечное, и пространство, то есть бесконечное. Кроме картины, ничто не может занять это место» (Э. Булатов. «Картина умерла! Да здравствует картина!»).
Другие же оправдывают живопись как контрапункт визуально изнурительным мультимедия. «Для пресыщенного и "навьюченного" чрезмерным информационным запасом зрителя столкновение с мгновенно воспринимаемой картиной может перерасти в разновидность необременительного, комфортного культурного отдыха» (Д. Голынко-Вольфсон. «От эстетики изображения к этике изображения»). Существует при этом и прямо противоположная аргументация. Превосходство живописи над машинными способами воспроизводства изображения не в том, что она быстрее схватывается взглядом, а в том, что «риторическая экспрессивность живописи вносит в наше прочтение знака элемент вызова и риска ...Само восприятие живописи превращается в страдание, способное отпугнуть каждого, кто не пережил превращения этого мучения в удовольствие» (В. Сальников. «Удовольствие от живописи»). Наконец, есть и такое суждение: живопись — это выразительное средство, способное наиболее адекватно ответить на главный симптом времени — на утрату Реального. Ведь «чем быстрее под воздействием глобальных средств коммуникации развеществляется физическая реальность, тем глубже проникают в тело искусства «метастазы наслаждения». В живописи этот процесс способен протекать особенно интенсивно...» (В. Бурлака, А. Соловьев. «Сцена фантазма»).
В любом случае, какой бы из этих аргументов ни был определяющим (а может, определяющими являются все они, вместе взятые), но очевидно — живопись возвращается. А потому многое нужно теперь пересмотреть с новых позиций. Во-первых, пересмотреть надо столь популярный еще совсем недавно тезис о «смерти живописи». В самом деле, живопись, выживая в недавно минувшем десятилетии, принимала формы инсценирования живописи, обращалась к реабилитации китча, к установке на тотальную негативность. «Она и вправду вобрала в себя необратимое: смерть советской истории, травмы передела сфер влияний в искусстве, цинизм социокультурного каннибализма... Очевидно: тотальность такой негативности ставит под вопрос и критические ресурсы пародии. Даже такой, которая способна показать, что за внешними формами давно ничего нет, что за ними — пустота (Е. Барабанов. «Смерть живописи в девяностых...»). Во-вторых же, столкнувшись с новым интересом к живописи сегодня и перешагнув через «смерть живописи» вчера, можно открыть для себя неактуальные ранее живописные традиции в том же недавнем или более отдаленном прошлом. Так, ценным для Петербурга может оказаться не инсценировка живописи неоакадемизмом, а традиции экспрессивной живописи Рухина и Кошелохова (М. Колдобская. «Умные или красивые?»). Так, можно вспомнить, что «...в девяностые работали Г. Брускин, Э. Булатов, О. Васильев, Э. Гороховский, Ю. Злотников, М. Рогинский, Н. Турнова, С. Файбисович, И. Чуйков, А. Юликов и др. — художники, чья свобода и независимость и делают их живопись трудной для восприятия» (Е. Барабанов. «Смерть живописи в девяностых...»). Так, новая ситуация обращает наше внимание на то, что за спиной у нас масштабная традиция советской живописи, осмысление и оценка которой еще только начинается (А. Бобриков. «Гелий Коржев и власть земли»; Е. Петровская. «Соцреализм: высокое и низкое искусство»). Итак, живопись имеет — как выяснилось — не только перспективу прямую, но и обратную: она являет собой непрекращающуюся и так и не преодоленную традицию. Как сказал один проницательный наблюдатель: «Воистину живопись будет преследовать нас, как любое вытесненное желание, — этот скелет способен открыть двери чулана» (В. Бурлака, А. Соловьев. «Сцена фантазма»).
МОСКВА, ИЮНЬ 2002