Выпуск: №37-38 2001

Рубрика: События

Путешествие на Восток

Путешествие на Восток

Дмитрий Виленский. Родился в 1964 году в Ленинграде. Художник, член рабочей группы «Что делать?». Живет в Санкт-Петербурге.

14.12.00-17.12.00
«Международный арт-форум-2000», Пермь

«...И среди сугробов дымных затеряемся вдали»

«...Выставляться в Перми круто и прогрессивно»
Андрей Ковалёв

Русские художники любят путешествовать. В последнее время все больше в восточном направлении. Еще несколько лет назад этот маршрут невозможно было себе представить. А сегодня он стал таким же обыденным, как некогда регулярные командировки за границу. Что же заставляет их двигаться в глубь нашей необъятной родины?

За каждым из этих пока еще не совсем привычных случаев номадизма стоят разные причины. Зачем художник отправляется в путешествие? Во-первых, на заработки, — как правило, под воздействием определенной финансовой поддержки. Во-вторых, его зовет романтическое и даже авантюрное приключение (ведь никто не знает — обманут или нет и вообще — будет ли приличная гостиница). В-третьих, желание выйти за узкие рамки артистического столичного гетто, найти «свежую» аудиторию и испытать воздействие на нее своего искусства. Первое, второе и третье легко можно поменять местами, но тут встает интересный вопрос: кто и чьи деньги за этим стоят.

Всем известно, что развитие современного искусства поддерживается программами региональных отделений Фонда Сороса. Западные гранты давно относятся к «джентльменскому набору» либеральных ценностей, от которых не укрыться даже в самых отдаленных точках земного шара. Однако иногда художественные проекты оплачиваются нашими отечественными «долларами» (что гораздо интереснее). Потому как эти деньги зачастую связаны с политической борьбой в провинции. В этом случае современное искусство используется в качестве продвинутого пиаровского хода в работе как с массами, так и с местными элитами-спонсорами. Что является довольно радикальным способом знакомить совершенно не искушенную публику с актуальным художественным процессом.

Итак, в Перми состоялось событие под громким названием «Международный Арт-Форум-2000» (для справки: арт-форумом называется только наиболее престижная ярмарка искусства, проходящая каждый год в Берлине). Конечно же, в Перми проходили выборы губернатора. Конечно же, не обошлось без присутствия самого Кириенко — полномочного представителя и бла-бла-бла. Организаторами форума стала пермская галерея «SL», каким-то образом связанная с компанией «Лукойл». Куратором -главный местный номад Мацумаро Хан, личность необычайно колоритная: экстравагантный кореец, живущий в Москве и Кёльне, пассионарный культуртрегер, уверенный в своей миссии. В предисловии к каталогу он пишет: «Стремление непременно выставиться в Гамбурге или Париже сейчас выглядит просто нелепо». И намерен приложить все свои силы к тому, чтобы Пермь стала ведущим центром искусств на российской арт-сцене.

Именно благодаря контактам Мацумаро Хана, пермский форум отличался представительным составом участников. В традиционных ярмарочных блоках были представлены мини-персональные выставки А. Косолапова, И. Макаревича, Д. Гугова, А. Олыпванга, О. Чернышёвой, Т. Антошиной, Г. Виноградова и других художников. Была показана одна фотография Кулика, участвовали московская «L-галерея» и питерский «Кибер-фемин-клуб». Поскольку пермские художники практически не были представлены, то форум выглядел как гастрольная площадка для «звезд» из центра.

Подобная практика может быть описана и как феномен внутреннего «колониализма». В отличие, скажем, от Москвы конца 80-х, когда к нам впервые были завезены большие западные выставки современного искусства, никакого полноценного культурного обмена здесь не произошло. Очевидно, что акция «Раушенберг нам — мы Раушенбергу» была возможна только в Москве, где было актуальное искусство, настоящий интерес к происходящему и серьезные артистические амбиции. Ничего этого в Перми, к сожалению, нет.

Не дождавшись никаких ответных жестов со стороны пермских художников, гостям пришлось удовлетвориться осмотром Пермской картинной галереи да наслаждаться красотами природы.

Безусловно, любая ярмарка ориентирована на прямую продажу работ и неизбежно диктует свои законы подачи материала. Ярмарка актуального искусства — вещь нереальная не только для Перми, но и для крупных европейских ярмарок искусства, которые отличает определенное соотношение коммерческих работ и экспериментальных проектов. В Перми, однако, дело осложняется тем, что у публики нет привычки не только покупать, но и вообще смотреть искусство. Трезво оценивая эту невыигрышную ситуацию, организаторы провели ряд полезных акций. Так, например, для привлечения возможных покупателей и придачи статуса продаваемым работам был организован конкурс керамики — как известно, самого покупаемого вида искусств. Выиграла его художница Олеся Бутовская (пермская, конечно).

Но главной приманкой для публики стали подиумные показы моды и перформансов. Для их организации был приглашен известный мастер шоу Андрей Бартеньев. Все три дня он выходил на подиум и интересно и доходчиво комментировал происходящее, изумляя публику экстравагантностью своих нарядов.

Именно вторжение в сухой мир арт-ярмарки подиума, присутствие в зале большого количества красивых моделей и гламур показов коллекции Эндрю Логана, Хайка Симоняна, Федора Додонова и, конечно же, самого Бартеньева намекали зрителям, что где-то есть другой мир, где не стоят у подиума в зимних пальто и шапках. И этот мир для жителей Перми теперь уже неизбежно будет связан с далекими «западными» городами — Москвой и Петербургом.

Исходя из общей концепции форума, эта программа оказалась очень странной смесью — от перформансов («Фабрика Найденных Одежд», Яша Каждан, группа «В тени») до вполне традиционных показов коллекции одежды pret-a-porte. В этом она совпала с арт-экспозицией, в которую, помимо именитых столичных гостей, оказались включены еще несколько локальных институций, а также экспозиции участников fashion show, продемонстрировавших проекты, далекие от высоких галерейных стандартов.

Впрочем, нервное желание заставить публику покупать хоть что-то -от мелкой пластики до знамени с писающей собачкой Гутова — определяло характер всей экспозиции.

Обещанных продаж, однако, не произошло. Возможно, потому, что открытие форума случайно совпало с днем инаугурации нового губернатора и вся платежеспособная публика была в другом месте. А возможно, потому, что этого вообще не может быть.

Нельзя не отметить достойную организацию ярмарки. Команда галереи «SL», очевидно, привыкшая работать и в более сложных и жестких ситуациях, чем искусство, вела себя спокойно и четко. Все обязательства были соблюдены, каталоги изданы вовремя, участники получили вполне приличные по европейским меркам гонорары, были обеспечены трехразовым питанием и, довольные, разъехались по домам. С надеждой думая, что, может, и в следующем году опять так повезет.

Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение