Выпуск: №33 2000

Рубрика: События

Русский монгол — дружба навек

Русский монгол — дружба навек

Владимир Сальников Родился в 1948 г. в Чите. Художник и критик современного искусства, член Редакционного совета «ХЖ». Живет в Москве.

18.04.00-05.05.00. «The Country Beside Itself»
(Куратор Cосор) Центр «ДОМ», Москва

Монголия для русских, пожалуй, самая известная страна Востока, бывшая периферия советской ойкумены, почти союзная республика. В мае 1945 года Берлин вместе с советскими танками штурмовала монгольская конница. Но и до революции Монголия находилась в сфере интересов России. На полпути в Китай (а через Тибет и в Индию) лежала эта степная страна, край пастухов-кочевников, у которых с великороссами древние общие культурные корни, восходящие к тому периоду истории, когда объединенное государство степняков снялось с места, чтобы завоевать весь мир, от Японских островов до Вены. Высадиться в Японии помешала буря, а Вена оказалась неприступна даже для самой передовой в мире осадной техники, которой в то время обладали только монголы. Средневековая же Великороссия надолго осталась вассалом образованного монголами государства. Союзная монгольская кавалерия помогла разбить тевтонских агрессоров на Ладожском озере. Готовя революции в Китае, большевистские культуртрегеры несколько десятилетий советизировали и вестернизировали Монголию по лекалам тривиальных европоцентристских схем, в соответствии с которыми кочевники-животноводы представали в виде кровожадных варваров. Однако не кочевники, а земледельцы вырубают леса и истощают почвы, тотально загрязняют природную среду. Куда делись леса, когда-то покрывавшие территорию современной Украины? Их вырубили земледельцы.

Отношению русских к монголам, и не только к ним, но и к своим, в сущности, соотечественникам-тюркам, сильно навредила антирусская концепция татаро-монгольского ига, согласно которой великороссы представали в качестве каких-то неполноценных белых, если и не метисов, то на худой конец попросту одичавших в результате азиатского влияния еретиков-схизматиков. В фильме «Александр Невский» есть сцена, где монголы гонят русских рабов, списанная с бытовавшего в Турецкой империи обычая, когда турки взимали с немусульманского населения налог кровью или мальчиками, которых забирали в янычары. При этом никто, например, не упоминает норманнского ига в Англии, когда все саксы были превращены в рабов норманнов.

Как и в советской России, господствующим творческим методом монгольских художников был социалистический реализм, насаждавшийся в духе ортодоксальной русской реалистической традиции и советской визуальной риторики. Но когда в результате развала Советского Союза монголы лишились русского патронажа, начался поиск идентичности и одновременно движение в сторону интернационального искусства. В этом и монголы и русские очень похожи. Подобно русской, традиционная монгольская визуальная культура была весьма развита. Подобно русской, в ходе модернизации она была объявлена реакционной, жестоко репрессирована, подвергнута уничтожению. И так же, как в России, на ее месте был создан специфический институт, называемый по аналогии с западными институтами искусством, но по существу им не являвшийся. Но в отличие от великороссов, в течение XX века в большинстве своем превратившихся в горожан, монголы сохраняют хозяйственный уклад и особый образ жизни, костюм, кухню, в то время как те же области русской культуры давно потеряли всю этническую оригинальность. Возможно, что по этой причине, условно говоря, (постколониально)-постмодернизационный период в Монголии протекает иначе, чем в России. Столица страны Улан-Батор представляет собой гибрид советского города-новостройки со станом кочевников, при заметном доминировании последнего.

Соответственно, современные монгольские художники широко используют чужие, но повсеместно принятые европейские (или китайские) материалы. Самый молодой участник выставки Баярт-Од пишет в китайской технике живописи тушью на рисовой бумаге. Баатар и Баатарцогт работают в технике масла. Бадам пишет гуашью и акрилом. Наряду с этим монгольские художники стараются внедрить традиционные, фольклорные техники: кожу, кость, войлок. Баандуурэн и Ариюнбаатар работают на войлоке. Скульптор Энхдаваа помимо пластмассы формует, в соавторстве с Ариюнболда, свою пластику из кожи. Это несколько напоминает попытки Йозефа Бойса использовать в своих работах нехудожественные, но важные, хоть и элементарные, материалы: воск, жир, кровь, металл.

Возрождается национальная традиция живописи, восходящая к традициям искусства Тибета и Индии, в технике которой писались буддийские иконы. Сюжеты большинства произведений монгольских художников этничны, обращены к национальным корням, часто к добуддийским обычаям, к шаманизму, к национальному бытию, изображают важные бытовые обряды, ритуалы. Такие опыты давно проводятся на всем постсоветском пространстве. Связаны они с поиском культурной идентичности, желанием найти различия между собой и другими.

Но наряду с этническим в Монголии существует и современное интернациональное искусство. Так же, как и художников из бывших соцстран Восточной Европы и из бывшего СССР, их взяли в оборот международные институции, глобализирующие все и вся в ранее оторванных от интернационального процесса странах. Включенные в него монгольские художники работают в тех же медиа и технологиях, что и современные художники во всем мире. Они устраивают перформансы, выстраивают инсталляции, занимаются видео- и мультимедийным искусством. Осохбаяр создал лирическую инсталляцию во дворе центра «Дом». Хуяг-Очир — автор занимательной видеоинсталляции, показывающей путешествие видеокамеры внутри пространств человеческого тела. Все эти направления, поддерживаемые Национальной галереей современного искусства, были представлены на выставке в «Доме».

Одним словом, сегодня монгольские художники, впрочем, так же как и русские, осваивают традицию западного искусства XX века. Так же как и русские, из материка европейского и американского искусства этого времени они выхватывают симпатичные им, но случайные частности. Единственное различие: в России этот процесс начался несколькими десятилетиями раньше. И хотя русские художники уверены в своих успехах, со стороны их достижения скорее всего выглядят достаточно скромно. Как признался мне знакомый немецкий искусствовед, «теперь современное русское искусство можно сравнивать с западным». Однако ничего выдающегося русские художники пока не создали.

Будем надеяться, что их монгольские коллеги будут удачливее.

* Малоизвестно, но бумагу изобрели предки современных монголов. Литье бумаги — технология аналогичная валянию войлока, совершенно не похожая на технологии земледельцев-ханщев, перенявших и широко внедривших степное, «варварское» ноухау в свой обиход.

 

Поделиться

Статьи из других выпусков

№109 2019

Вечно под запретом: феминистская «правда» и «фикшн» в работах Элизы Шварц

Продолжить чтение