Выпуск: №32 2000
Вступление
КомиксБез рубрики
«Самый счастливый человек»Илья КабаковИсследования
Между непосредственным и опосредованнымМихаил ЯмпольскийИсследования
Симметрия в пространстве ушедшего века: первый и второй русский авангардВиталий ПацюковИсследования
Машины текста — машины бессмертияИрина КуликМонографии
Генеалогия неоакадемизмаАндрей ФоменкоПубликации
Вещь из внутреннего пространстваСлавой ЖижекСвидетельства
Экспозиция куратораВалерий СавчукСвидетельства
Заметки о кураторствеКонстантин БохоровИнтервью
Система раннего обнаруженияПитер ПакешНаблюдения
О «Нулевом кураторе»Людмила БредихинаБеседы
Беседа с Олесей Туркиной и Виктором МазинымВасилий РомурзинСуждения
Этика, эстетика и энергетика удовольствияГеоргий НикичКниги
Борис Михайлов: «Теперь и мы хорошо живем»Дмитрий ВиленскийДиалоги
Паника и негативностьВиктор Агамов-ТупицынПроекты
«Роясь в сегодняшнем окаменевшем говне...»Владимир СальниковПроекты
Скидывая незамечаемую тяжесть несуществующей плотиДмитрий ПриговПроекты
Безумный дневник безумного двойника, или О тщетной попытке найти высказывание среди отдельных знаковНаталия АбалаковаСвидетельства
О духе времени и о модеМаксим РайскинСобытия
Музей современного искусства при наличии его отсутствияКонстантин БохоровСобытия
Культура или культ?Владимир СальниковСобытия
Секс и политика после падения «Железного занавеса»Леонид ЛернерСобытия
«Сны мутантов в красном тереме»Виктор КирхмайерИнтервью
Интервью с директором галереи «Новая коллекция» Михаилом КрокинымМихаил КрокинИнтервью
Интервью с директором галереи «Риджина» Владимиром ОвчаренкоВладимир ОвчаренкоВыставки
Выставки. ХЖ №32Алексей ПензинДмитрий А. Пригов. Один из крупнейших современных русских литераторов и художников. Автор многочисленных книг, участник многочисленных персональных и коллективных выставок. Неоднократно публиковался в "ХЖ". Жил в Москве. Скончался в 2007 году.
Эти обветшалые объекты, облезшие тушки каталогов фундаментально отличаются от многотомных изданий, возымевших сейчас моду и амбиции превзойти, заменить собою и отменить сами презентируемые ими события. Их значение и престижность ныне для кураторов зачастую превосходят ценность референтных выставок по причине превосходства длительности существования перед краткостью недостоверной памяти. Я уж не говорю о деньгах, количестве людей и времени, затрачиваемых на их осуществление. И это вовсе не в отрицание или укор. Нет, для нас, как правило отсутствующих в местах основных событий и в нужное ключевое время, это как раз — спасение и способ приобщения. Так вот.
Нами описываемые издания отличаются и от бедных худых художественных объектов и футуристическо-концептуальной документации, от их творческих и культурных задач, привязанных, как правило, к одноразовым событиям или акциям, персональной художественной практике или деятельности. Эти книги-каталоги постоянны, рутинны (в лучшем смысле этого слова) и однообразны, что является просто квалификацией, а не оценкой (в общепринятой бытовой практике имеющей несправедливо пренебрежительно-отрицательный оттенок). Конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что не было схожих прецедентов. Но нюансы, нюансы! Бог, как говорится, в деталях. Особенно в наших. И для нас.
Надо заметить, что череда московских художников в тематических и персональных каталогах, независимо от различной степени привязанности к материальности творимых ими художественных объектов, вовлеченности в социально-политический контекст, акционность их деятельности, образует ряд участников некой единой проектной деятельности. Делает их невольными соучастниками одного виртуального большого московского «проекта».
В этом отношении данный проект с его неглижированием материального и визуально-презентативного качества, с преизбыточествующей экзистенциально-лирической вербальностью вполне встраивается в некую глобальную тенденцию нынешнего искусства в его попытках преодолеть собственную и, особенно, институциональную инерцию, закостенение. В отличие от художнических проектов с их атавизмом материальности, либо выстраивающих сугубо личную, либо узкогрупповую траекторию временной последовательности актов (типа документации МАНИ либо моих собственных бумажечек, книжечек, гробиков), как бы каталоги Кашук снимают и этот ненужный флёр, обнажая внутреннюю суть, смысл и величие (не побоимся этого слова) подобного стремления, какие бы побочные, личные и задние мысли ни вкладывал в него сам инициатор этого проекта.