Выпуск: №30-31 2000
Вступление
КомиксБез рубрики
Без искусства и без политики — в XXI векАнатолий ОсмоловскийБеседы
Навстречу «Органическому интеллектуалу»Борис КагарлицкийПрогнозы
Наши мучительные отношения с западомАнна МатвееваРефлексии
Идеология постинформационной искренностиВалерий СавчукРефлексии
Лов перелетных означающих: будущая эксплуатация бессознательногоВиктор МазинТенденции
«On-Line» — Мгновение или вечность?Ирина БазилеваРефлексии
Схватиться за стоп-кран. Искусство в головокружении скоростейДитмар КамперЭкскурсы
Медиа — панацея?Татьяна ГорючеваНаблюдения
О поверхностном телевидении со знаком качестваЕвгений МайзельТенденции
Генеративность... или стагнация?Дмитрий БарабановТекст художника
Школа современного искусства против всехМаксим КаракуловТекст художника
Новый день, много делМаксим ИлюхинТекст художника
Манифест Ковылиной Лены «Красный чулок»Елена КовылинаТенденции
Восторг внезапный ум пленил...Мариан ЖунинПерсоналии
Сергей Денисов: микроландшафты и погребенияАндрей ФоменкоПерсоналии
Родина дала им звездочки...Владимир СальниковПерсоналии
Антон Литвин: Бивис и Батхед уже здесьБогдан МамоновТенденции
«Придет ли свет с Востока?», или «Китайский вектор» актуального искусстваОльга КозловаТенденции
Душок времениВиктор КирхмайерБеседы
«Германия — год 00»Удо КиттельманПисьма
«Свое кино»Надежда ПригодичТенденции
«Found Stuff. Новое искусство Украины»Елена МихайловскаяЭкскурсы
Новое аргентинское искусство, а также его предыстория, давняя и недавняяВиктория НоортхорнОбзоры
Три иерусалимские выставкиЕвгений ЖилинскийСобытия
Сенсация и трансгрессияОльга КопенкинаСобытия
«Звезда МГ»: эзотерика и глобализмКонстантин БохоровСобытия
Бунт художников, или «Вперед, в прошлое»Ирина БазилеваСобытия
Глянцевая актуальностьАлексей ПензинСобытия
«Новый британский реализм»Татьяна ГорючеваКонференции
«Искусство XX века. Итоги»Филипп ФедчинВыставки
Выставки. ХЖ №30/31Александр ЕвангелиЕлена Ковылина. Родилась в 1971 г. в Москве. Художник. Окончила МХУ памяти 1905 г., училась в Суриковском институте (Москва), Kunst und Medien F+F Schule (Цюрих), в школе «Новые художественные стратегии» (Москва), HDK (Берлин). Живет в Москве и Берлине.
ХУДОЖНИЦЫ! Не боритесь с девушками внутри себя!
ДЕВУШКИ! Не боритесь с художницами внутри себя!
Если вы работаете как художница с феминистским дискурсом, то скорее всего вы проецируете ваши образы на туман или на дым или проекция неразличима при оставленном свете в зале. Но и зала тоже может не быть; или быть, но в нем будет только два человека, один из которых спит, а другой окажется слепым, и тот, кто придет к концу презентации, все равно ничего не поймет.
Но не огорчайтесь, говорящего услышат. Если не услышат, то вы визжите — раздражающим, тонким и высоким криком.
Иногда может возникнуть эффектная картинка, ускользающая от постороннего взгляда и доступная только вашему собственному, пристальному. Вы работаете с пересечениями, отражениями мужских и женских взглядов — и все равно скорее с условностями и категориями, чем с реальными отображениями существующего положения дел. Это и есть ваша параллельная реальность, ее можно отразить только на зыбкой основе, т. к вас нет, вы не существуете, как сказал Лакан.
Если вы ищете различия между мужским и женским не в физиологическом, то вряд ли это сохранит актуальность в эпоху, когда будет создан искусственный разум, не имеющий пола. Для того чтобы упразднить оппозицию мужское/женское в реальности, нужно ввести альтернативную человеку сущность. Такое желание скорее продиктовано вашими фрустрациями и неспособностью заглянуть в будущее, чем объективной необходимостью решать подобные вопросы.
В феминизме как явлении скоро отпадет необходимость — точно так же, как не будет существовать человека в его сегодняшнем понимании. Женская депрессия, истерика и все, что связано с понятием женской субъект-ности, слишком эмоционально, чтобы оставался зазор между опытом и возможностью рефлексии над ним. Трансформация импульсов, получаемых из внешнего опыта жизни, подразумевает серьезную аналитическую работу и холодное трезвое мышление, которое несовместимо с перманентным пребыванием то в истерике, то в депрессии. Но эта особенность дает вам возможность ощутить первичные докультурные элементы. Категории, к которым апеллируют феминистские авторы, с трудом реализуемы в границах привычного культурного багажа, а также в границах существующего общества, поэтому такие формы феминизма, призывающие к изоляции и автономии женщины, являются утопией.
Если вы вдруг задумались о глобальных преобразованиях культуры, поиске языка, адекватного женской ментальности, то вам придется переселиться на необитаемый остров и создать оффшорную зону женской культуры. Вы обречены на вечное движение по лабиринту: сделав несколько шагов, вынуждены искать новое направление либо варьировать старое, останавливаясь, автоматически воспроизводить повтор. Как вы думаете, где вы найдете вашу территорию? Она не здесь, не на земле, не в границах вашего тела, тем более не в детской, и не на кухне, и не в Интернете, — эта территория везде, где есть возможность ускользания, она не в материальном и вещественном мире — она НЕ-ЗДЕСЬ.
В чем различие между искусством, сделанным Женщиной, и искусством, называющим себя феминистским? Феминистское искусство социально ангажировано, это всегда экшн, событие. В уязвимости и слабости ситуации ищите привилегии вашей позиции: легко создать свои ориентиры там, где они с трудом различимы. Но одновременно опасайтесь плотного слияния с актуальными общественными проблемами, угрожающими потерей дистанции, так необходимой для анализа и контроля над собственными действиями и стратегией. Художественные и формальные вопросы нивелируются перед вполне понятным желанием донести свой голос до широкой аудитории. Поэтому оправданны обращения к средствам массовой информации: газетные акции в желтой прессе и выступления в передаче «Про это, с одной стороны, могут показаться опошлением художественных идей, но с другой — являться попыткой найти диалог с поп-культурой. Давайте как можно больше абсурдных интервью эротическим и религиозным изданиям, научно-популярным, революционным, выступайте с протестами в политических изданиях, и тогда вас не будет, т. к за тотальным конформизмом вы растворитесь. Но можно игнорировать даже это, тогда вы просто двигайтесь, производите телодвижения — это наиболее аутентичный язык, отражающий вашу сущность.
В России наиболее адекватными средствами художественной репрезентации являются акционизм и перформанс — жанры наиболее оперативные, не требующие ни особых материальных, ни временных вложений, способные быстро и точно реагировать на ситуацию, после которых ничего не остается, кроме документации и косвенных улик, следов. И это отсутствие вещественного продукта создает вокруг себя пространство, наполняемое мифами, домыслами, позволяющими произведению бесконечно трансформироваться в памяти и в восприятии, оставаться в истории в форме рассказа, наполняемого в зависимости от времени новыми значениями. Материальные объекты подвержены старению во всех смыслах. Это всегда документы, свидетельствующие против своего создателя. То, что было когда-то модным и актуальным, может показаться сегодня смешным и наивным. Основным изобразительным средством является корпус, тело, в случае когда его делает женщина, — тело женское. Перформанс — картина, творимая процессуально и телесно — напрямую транслирует особенности женского взгляда: тело — как идеальный посредник через движение, жест — аутентично отображает внутренний субъективный мир женщины. «Ich bin Bild — ich bin Abbild. Ich bin Objekt — ich bin Subjekt» (M. Абрамович). Тело, трансформированное в перформансе как арт-тело, оказывается одновременно образом Изображением, внутренним и внешним, объектом и субъектом восприятия. Тело — неуловимое средство невербальной коммуникации — самое лучшее из средств, которыми вы располагаете.
Но если вы хотите, чтобы вас боялись, а с вашим мнением считались, — объединяйтесь в женские союзы имени Красного чулка. Брутальной агрессии женского, разрушительной энергии подруг трудно что-либо противопоставить. Устраивайте антивоенные выставки, организуйте забастовки операционисток в банках или сажайте цветочки на автобане, вышивайте крестиком мужские брюки, бейте посуду, пылесосьте газоны напротив Центральной биржи... и вы найдете пути выхода искусства, общества и цивилизации из кризиса, в котором они перманентно пребывают.
23.03.2000