Выпуск: №28-29 2000

Рубрика: События

«Ars Electronica»: осязаемые призы за виртуальные проекты

«Ars Electronica»: осязаемые призы за виртуальные проекты

Ольга Козлова. Родилась в Москве. Историк и критик современного искусства. Кандидат искусствоведческих наук. Преподавала на кафедре русского искусства исторического факультета МГУ. Автор книги «Фотореализм» (1995). Специальный корреспондент журнала «Итоги» в Германии. Живет в Кельне.

Уже 12 лет, начиная с 1987 года, лучшие проекты, экспонирующиеся на «Ars Electronica», пожалуй, самой представительной в Европе выставке искусства новых технологий в австрийском Линце, удостаиваются затем наград в различных номинациях.

Приз «Ars Electronica» 1999 года был вручен в шести номинациях: «Сетевое искусство», «Интерактивные проекты», «Компьютерная анимация», «Визуальные эффекты», «Цифровая музыка», «Киберпоколение — до 19 лет — freestyle computing. Размер призов — от премии в 200 000 австрийских шиллингов до вручения новейших компьютеров плюс годовой бесплатный доступ в Интернет для самых молодых победителей. Всего было выдано премий на сумму 1, 35 миллиона австрийских шиллингов. Главным спонсором конкурса выступил концерн «Симменс». Каждая номинация присуждалась специальным жюри, в состав которого вошли 5 известных международных экспертов в данной области.

 

«.net»
«Золотая Ника»: Линус Торвальдс (Финляндия), проект «Linux»; особые призы: Вилли Хеншел & Мэтт Моллер (Англия, США), проект «Res Rocket», Жан-Марк Филипп (Франция), проект «КЕО».

 

«Интерактивные проекты»
«Золотая Ника»: Лин Хэршман (США), проект «The Difference Engine № 3»; особые призы: Перри Хоберман (США), проект «Systems Maintenance», Люк Куршезна (Канада), проект «Landscape one».

 

«Компьютерная анимация»
«Золотая Ника»: Крис Ведж (США), проект «Bunny»; особые призы: Боб Сабистон & Томми Паллотта (США), проект «Bug's Life», Джон Лассетер & Эндрю Стэнтон (США), проект «Snack and Drink».

 

«Визуальные эффекты»
«Золотая Ника»: группа «Visual Effects Supervisor Team» (США), проект «What Dreams May Come»; особые призы: группа «Computer Film Company» (Англия), проект «Guinness Surfer», Ален Эшаль (Франция), проект «A viagem».

 

«Цифровая музыка»
«Золотая Ника»: Ричард Джеймс & Крис Каннингем (Англия), проект «Come То Daddy»; особые призы: Икё Мори (Япония), проект «Birthday», группа «Mego» (Австрия), проект «Hotel Parallel».

 

«Киберпоколение: до 19 лет»
«Золотая Ника»: (аноним) (Австрия), проект «(аноним)»; особые призы: Фил Е. Хайндл (Австрия), проект «Safer reality», Александр Фишль & Грегор Кошичек (Австрия), проект «Ignoramuses. Operating Systems and Atomic Missiles».

 

«.net»

Приступая к присуждению наград в этой бесконечной в своих проявлениях области (ведь практически все, что гуляет сегодня в «мировой сети», может быть причислено к «net-арту»), жюри напрямую столкнулось с проблемой аморфности жанра, которую разрешить так и не смогло. Неудивительно поэтому, что «Золотая Ника» была присуждена проекту профессионального компьютерщика Линуса Торвальдса. «Linux» — это оперативная система для специальных пользователей. Посвященных отсылаем к сайту www.linuxresources.com. Не очень понятно, правда, что особо креативного нашло в этом проекте жюри конкурса. Оперативных систем — много, а конкурс «Prix Ars Electronica» по-своему уникален.

Когда же жюри ориентировалось на более конкретные критерии оценки жанра «сетевого искусства», в частности «интенцию к коммуникации, способность создать условия для общения самых разных людей через сеть», результаты оказывались более осязаемы. Специальным призом отмечен проект Жан-Марка Филиппа «КЕО», смысл которого -коллекционирование посланий со всего мира, которые в 2001 году будут в виде записей на CD помещены на борт спутника и окажутся в мировом пространстве. По расчетам специалистов, спутник вновь встретится с Землей только через 50 000 лет. Любой житель Земли, имеющий выход в Интернет, может добавить к коллекции Жан-Марка Филиппа свой текст объемом в 6000 знаков. Убедитесь сами: www.keo.org и оставьте свое послание.

Из представленных проектов, не удостоенных, однако, призов, отметим работу японцев Фумио Мацумото и Шоеи Мацукава «GINGA — Global Information Network as Genomorphic Architecture» (www.plannet-arch.com/gingalitm). Здесь наше визуальное чувство может насладиться представлением любой информации в различных пространственных измерениях.

 

«Интерактивные проекты»

Артикулируя понятие «интерактивности», рецензенты конкурса, в общем, сбиваются уже на общеизвестное «сочетание различных по своему происхождению эффектов». Игры со световыми, цветовыми, музыкальными, пространственными эффектами сегодня стали вполне расхожей вещью. Многое, понятно, напрямую зависит от качества аппаратуры. При высоком его уровне можно достичь эффекта зыбкости границ реального и виртуального и даже иллюзии их полного стирания. В проекте канадца Люка Куршезны «Landscape one» обращает на себя внимание и еще одно интересное качество — возможность режиссирования виртуальной ситуации со стороны реального участника (посетителя). Вы находитесь в пространстве, окруженном четырьмя большими экранами с видеопроекциями. По четырем сторонам от вас — 4 компьютера. Из разных уголков виртуального сада к вам навстречу идут 3 человека и собака (каждый на своем экране). С помощью «мышки» вы можете менять их движение, с помощью микрофонов — вступать с ними в разговор, в общем, каждый раз моделировать новую ситуацию. «Чем успешнее осуществляется коммуникация, тем более затейливыми путями идут виртуальные участники инсталляции, тем более возрастает креативность происходящего» — таков смысл затеи, по словам создателя.

 

«Компьютерная анимация»

«Визуальные эффекты»

В случае с этими жанрами проблема коммуникации реализуется в массовом, передаваемом часто через обычные СМИ характере существования произведения. Речь идет о тех новейших образах и разработках «компьютерной анимации», которые затем преобразуются в мультики, видеоклипы, игры и т. д. Один из награжденных проектов — мультфильм из жизни насекомых «Bug's Life» — знаком всем детям, посещающим кинотеатры. Другой — проект «Bunny» (автор Крис Ведж), — судя по «плюшевости» персонажа (кролика в очках, ведущего свое собственное домашнее хозяйство), скоро станет таким же любимцем детворы. Оценивая работы в этой сфере, жюри «Ars Electronica» обращало внимание, разумеется, не на героев-милашек, а на степень технологической продвинутости работы аниматоров. В данных случаях — очень высокой. Однако эстетика и визуальный ряд номинированных мультфильмов весьма банальны, соответствуют представлениям о «кассовом кино». Добавим, что в номинации «Визуальные эффекты», например, был отмечен коллектив авторов, работавших над эффектами к фильму «Вирус» — дешевому триллеру, насыщенному, однако, спецэффектами. Из новейших техник в сфере визуальных эффектов, действительно заслуживающих внимания, хотя и не представленных на конкурсе к награде, назовем проект трех американцев — художников Пола Кайзера и Шелли Эскара и хореографа Билла Т. Джонса «Ghostcatching». На тело танцора помещаются особые датчики, передающие информацию на компьютер. На экране рождается композиция, выстраиваемая на черном фоне как результат перевода движения танца в трехмерное виртуальное изображение. Получается как бы человеческое движение без тела — привиденческий, фантомный танец. Такое не нарисуешь и не воспроизведешь, иначе как с помощью этой программы.

Заработавший награду проект «Guinness Surfer» (автор — группа «Computer Film Company») показывает практическую сферу приложения новейших творческих разработок художников — это клип к рекламе «Гиннесса»: серфинг в бушующем море, где пенистые гребешки волн волей аниматоров превращаются в гигантских белых коней и наоборот... Красиво, но по идее достаточно инфантильно.

 

«Киберпоколение: до 19 лет»

Миновав сферу «цифровой музыки» в силу невозможности вербально описать специфику проектов, обратимся теперь к самому живому разделу конкурса: «Киберпоколение: до 19 лет». Здесь жюри ожидало большое количество юношеских экзерсисов на любой вкус: от первых проб пера в элементарных графических программах до достаточно сложных по идее композиций. Награжденные проекты не хуже других (правда, может, и не лучше). Удивляет, однако, та «политкорректность», с которой жюри проходящего в Австрии конкурса отдало все 3 награды молодым австрийцам, вместе с причитающимися им компьютерами и бесплатным доступом в Интернет. Например, проект с интригующим названием «(аноним)». Его авторы Раймонд Шумахер и Юрген Оман, за неимением лучшей дефиниции, определяют свою работу как «отстойник, где все приносят что-то свое: музыку, тексты, анимацию, графику». Цели нет никакой, весь кайф в процессе. В рамках проекта участвуют студенты различных дизайнерских и компьютерных школ Австрии, есть своя рок-группа, производятся видеоклипы. В общем, это скорее стиль жизни, чем выработанный стиль творчества.

Похоже, что, отдав большинство наград конкурса неевропейцам, жюри в последней номинации взяло реванш, чтобы не «подвести» ту страну, которая этот конкурс и породила.

 

Кельн — Линц, октябрь 1999

Поделиться

Статьи из других выпусков

№3 2014

The Formation of the Language of Political Art of the ‘90s: Towards the Question of Discursive Responsibility

Продолжить чтение