Выпуск: №26-27 1999

Рубрика: Обзоры

Четыре дня из жизни нового искусства

Четыре дня из жизни нового искусства

Екатерина Стукалова. Критик и куратор. основатель и президент Независимой художественной ассоциации «TERRA». Основатель и редактор журнала «Terra Incognita». Живет в Киеве.

Всем киевским поклонникам изобразительного искусства давно известно, что зима и лето — мертвые сезоны в выставочной деятельности: зимой слишком холодно ходить по выставкам, а летом все разъезжаются по курортам. Два пика экспозиционной активности — конец и начало лета — заставляют завсегдатаев галерей и выставочных залов заранее готовить свои умы и глаза к восприятию повышенного количества интеллектуальной и визуальной информации.

Эта статья посвящена четырем событиям, которые состоялись в рекордно короткий срок — за четыре дня, с 3 по 6 июня сего года, в городе Киеве и объединить которые можно не только по хронологическому принципу, но и по тому, что все они имели отношение к современному, или, как его чаще называют создатели и критики, новому искусству.

3 июня в выставочном зале Союза художников открылась выставка «Экранизация». 4 июня в Украинском Доме, в рамках IV Международного арт-фестиваля, была развернута широкая ретроспектива украинской трансавангардной живописи «Пинакотека». В ночь с 4 на 5 июня состоялся второй фестиваль украинского видеоарта (видеоработ, созданных художниками) «Ловушка для снов». Наконец, 6 июня в центре украинской столицы можно было лицезреть перформанс знаменитого Олега Кулика. А теперь по порядку об этих событиях.

Кураторы выставки «Экранизация» Наталья Манжалий и Надежда Пригодич поставили перед собой задачу продемонстрировать зрителю, что современное искусство — это в большей степени проекция произведения, чем произведение само по себе. Главной метафорой выставки и главным ее физическим компонентом стал экран. В одних случаях в роли экрана выступали разнообразные поверхности, на которые проецировалось изображение — стеклянные трубки (Д. Дюльфан), матовое оргстекло (А. Верещак, М. Зинец), кровати, застеленные простынями (Г. Катчук). Порой эту роль брал на себя телевизионный монитор, который, однако, или сам мимикрировал под нечто иное — например, аквариум (Е. Киктенко), или заставлял произведение симулировать телепоказ псевдогонконгского боевика («Bloody Mary» Н. Голиброды, С. Савчук, И. Цюпки). Наконец, в третьем варианте проекция фиксировалась в традиционных техниках — фотографии (Ю. Соломко) или живописи (В. Цаголов). Стойкое ощущение иррельности и «киношности» происходящего, остававшееся от выставки, свидетельствовало о том, что кураторам в полной мере удалось произвести «экранизацию» современного искусства.

some text
Василий Цаголов. Телевизионные новости, кадр из видео, 1998

Выставка «Пинакотека» (куратор Александр Соловьев) претендовала не столько на анализ новых ипостасей современного искусства, сколько на фиксацию того явления, которое стояло у истоков этого искусства в Украине — так называемого украинского трансавангарда. Огромные форматы картин, немного небрежная экспрессивная живопись, остроумные сюжеты с непременной «фигой в кармане» — все эти черты украинского трансавангарда были продемонстрированы в работах более 20 художников из Киева и Одессы. Несмотря на то, что многие картины были написаны в последние годы, выставка оставила впечатление квазимузейной экспозиции, чему виной не только значительность самого явления, но и прекрасный отбор авторов и работ.

Если в «Пинакотеке» превалировали мэтры, то на фестивале видеоарта «Ловушка для снов» единым фронтом выступили художники самого последнего поколения современного украинского искусства. И хотя первое место досталось признанному «магистру» — Василию Цаголову за его виртуозную симуляцию телевизионных новостей, все же остальные призы получили начинающие видеомейкеры — А. Верещак, М. Зинец, И. Исупов, Н. Голиброда. И если еще год назад все сетовали на то, что украинское современное искусство создается людьми лет под 40, то теперь можно говорить о целой когорте тех, кому не только под 30, но даже 20 с небольшим.

В традиционной для фестиваля номинации «Телевизионный сюжет» победу одержал телепортрет Олега Кулика. Его акцию, состоявшуюся в рамках мастер-класса по перформансу в Центре современного искусства (бывший ЦСИ Сороса), невозможно обойти стороной, описывая выставочный марафон начала июня. Если все предыдущие события, как это повелось в Украине, были в основном ориентированы на уже сформировавшийся круг завсегдатаев выставок современного искусства, то акция, организованная Куликом и воплощенная в жизнь им и группой добровольцев, переместилась из элитарного выставочного пространства в максимально (и даже чересчур) публичное пространство Крещатика — главной улицы Киева. Около 20 молодых людей изобразили своими телами гусеницу танка, пересекающего Крещатик, собрав вокруг себя беспрецедентное количество любопытствующих, недовольных и восторженных зрителей. Некоторые из присутствующих присоединились к действу, некоторые невольно мешали ему, пытаясь по ходу выяснить, что происходит. Однако, когда живая гусеница докатилась до подножия гостиницы «Москва» и Кулик, желая удовлетворить любопытство невольных свидетелей, произнес с гранитного постамента прочувствованную речь про независимость Украины, толпа прореагировала бурными аплодисментами. В воздухе витал дух победы. Что было побеждено в этом случае — сопротивление общества сумасшедшим, которые «маются дурью» и называют это «искусством», личные комплексы участников акции или, возможно, страх перед вторжением настоящих танков — неизвестно, но и неважно. Главное, что серия июньских «художеств» завершилась на глазах у самой широкой публики, выйдя из душных пределов выставочных залов. Возвращаясь к первой из описанных акций, можно сказать, что современное искусство проецировало себя в сознание масс — и было воспринято.

Поделиться

Статьи из других выпусков

№58-59 2005

«Политика заботы. Сострадание Других» ("At the Mercy of Others: The Politics of Care")

Продолжить чтение