Выпуск: №24 1999

Свидетельства
ШумДеян Стретенович

Рубрика: События

Иcкусство и город: «Ты повсюду и ты нигде»

Иcкусство и город: «Ты повсюду и ты нигде»

Елена Лапшина. Родилась в Кургане (Сибирь). Художник, критик и журналист. Член Редакционного совета «ХЖ». Живет в Вене.

Вена всегда отличалась смещением масштабов и обратным соотношением искусства с архитектурой. Художники здесь активно занимаются архитектурой и строительством, а архитекторы превращают урбанистические единицы в произведения изобразительного искусства. Достаточно вспомнить хрестоматийные примеры постмодернистских порталов Ханса Холяйна, деконструктивистские композиции группы архитекторов «Кооп Химмельблау» или «художественную архитектуру» живописца Хундертвассера. В свою очередь теоретики и кураторы здесь стремятся к превращению медиальных, общественных пространств и социальных структур в художественные: таковы специальные щиты перед зданием выставочного центра Сецессион, кураторский проект Питера Вайбеля Art and Global Media, социальная направленность программы Depot и концепция такой институции, как Museum in progress[1].

Искусство и медиа, искусство и архитектура, искусство и строительство, искусство и общественное пространство, их совместимость и взаимосвязанность, выход изобразительного искусства вовне (избегая неизбежного ухода в кич) — этим проблемам была посвящена состоявшаяся недавно в Венском Кунстлерахаусе экспозиция «Kunst am Bau». Ее пафос сводился к призыву — искусство должно открывать новые формы существования не в или на архитектуре, а в самом урбанистическом пространстве, что отвечает современным технологии, условиям и стилю жизни.

Подобная проблематика призвала к жизни новый тип музея — Museum in progress. Институция эта — своего рода силовая станция эстетической энергии, пытающаяся преодолеть традиционную несовместимость современной художественной практики и вкуса человека с улицы. Это «музей без стен» — без залов, входных билетов, постоянной коллекции, экспозиционным пространством для него является городское-публичное-медиальное пространство, а искусство для него — это возбудитель социальной динамики.

Гиперреалистическое граффити Raise The Dead молодого художника из Глазго Дугласа Гордона развернуто сейчас на фасаде Венского Кунстхалле: его художественный эффект строится на перенесении улицы одного города в другую городскую среду. Как говорит сам художник «You're everywhere and nowhere. That's where you're.» («Ты повсюду и ты нигде. Вот где ты находишься»).

Еще один проект Museum in progress курируется Хансом Ульрихом Обристом и назван он City On The Move. Речь идет о 300 плакатах, расклеенных в Вене и в десяти других европейских городах. Выдержаны эти плакаты в стиле нарисованных киноафиш, присущих странам Индокитая и до боли напоминающих нашу кинорекламу «застойного периода», а выполнены они художниками Навином Раванчайкула и Рикритом Тиравания. Читаются эти плакаты как история с продолжением типа road movie: перед нами документация времени, пространства и памяти, история, связывающая художественный мир Бангкока и Вены. Так происходит связь двух пространств, двигающихся из периферии к центру и обратно либо к другому центру. Происходит мультипликация центров (или мультипликация периферий). Пространственные смещения, дистанционно-временное исчезновение и появление новых экзотических культурных оазисов характеризуют актуальность глобальной ситуации. Мы находимся в эпицентре внепространства.

Примечания

  1. ^ Деятельность австрийских художественных институций Depot и Сецессион освещалась в текстах Елены Лапшиной в «ХЖ» № 23.
Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение