Выпуск: №23 1999
Вступление
КомиксБез рубрики
Искусство ведения войны против одной институцииАлександр БренерБеседы
Из чего твой панцирь, черепаха?Зиновий ЗиникГлоссарий
Репрезентация РоссииОлег КиреевИсследования
«Коллективные действия» как институцияЕкатерина БобринскаяКонцепции
Музей и восприятие искусства в эпоху постмодернаДжанни ВаттимоБеседы
Александр Согомонов: музей «постшедевральной» культурыВиктор МизианоКонцепции
О музее современного искусстваБорис ГройсЭссе
Институция — Institutio — Institor...Хольт МайерИнтервью
Йон-Петер Нильссон: Система искусства постидеологической эпохиОлег КиреевСуждения
Музеологическое бессознательноеВиктор Агамов-ТупицынТекст художника
Важнейшее из человеческих правЮрий АльбертГлоссарий
ВернисажВладислав СофроновИнтервью
Ханс Кноль: Есть еще место для аурыВиктор МизианоЭкскурсы
Влечение к важнейшему из искусствАлександр АлексеевХудожественная жизнь в WWW
Художественные институции в интернетеТатьяна МогилевскаяСобытия
На линии МаннергеймаОлеся ТуркинаПисьма
Кельнский скандалОльга КозловаПисьма
Институция в Нью-Йорке: смена масштабаЕвгений ФиксПисьма
Два года независимостиЕлена ЛапшинаПисьма
Венский сецессион: Rouge VulgaireЕлена ЛапшинаСобытия
Манифеста-2Елена ЛапшинаОбзоры
Фотошок без фотошопаАлександр СоловьевОбзоры
Украина: в поисках самоидентификацииЕкатерина СтукаловаКниги
Иллюзия гармонииПетр КуценковВыставки
Выставки. ХЖ №23Анна МатвееваТатьяна Могилевская. Художественный критик, куратор. Специалист в области искусства новейших технологий. Живет в Москве.
Примерно с середины 90-х годов художественные институции сначала в США, затем в Европе начали плавно перетекать в Интернет, создавая презентационные Web-сайты (включающие обычно логотип и краткую текстовую справку об их деятельности). Параллельно этому процессу исследователи (преимущественно в музейной сфере) начали высказывать различные предположения о том, в какую сторону будет развиваться традиционная система структур, составляющих художественную жизнь. Были, в частности, высказаны предположения о возможности постепенной «виртуализации» процессов создания и распространения произведений искусства. Подобные прогнозы кажутся особенно убедительными, если представить все объекты и процедуры, связанные с распространением искусства, как циркуляцию цифровой информации. Развитие глобальной информационной сети Интернет и особенно технологии World Wide Web (всемирная паутина) ставит под сомнение эффективность и долговечность системы производства и дистрибьюции современного искусства, сложившихся за последние 30 лет.
Особенности WWW (возможность одновременной работы с оцифрованной фотографией, видео, звуком и текстом, располагающимися на удаленных друг от друга серверах) используются сегодня множеством художественных институтов во всем мире. Музеи, галереи, центры современного искусства, ателье «artists in residence», продолжая функционировать по отлаженной схеме в реальной жизни, сохраняя за собой эксклюзивное право на создание общественного мнения об искусстве, поддержку иерархической системы его функционирования, распоряжаясь средствами производства и репродукции художественного продукта, тем не менее добавляют к своей деятельности современные электронные технологии коммуникации.
Интернет как отражение существующего
Каталог ресурсов одной из существующих в Интернете поисковых систем Yahoo (См.: http://www.yahoo.com) показывает, как Web-сайты художественных институтов продолжают и развивают существующую систему организации художественной жизни. Для «реальных» организаций их Web-страницы служат орудием рекламы и распространения информации об их деятельности, возможностью постоянно обновлять и расширять эту информацию, не ограничиваясь быстро устаревающими и дорогостоящими бумажными публикациями. Это также возможность сделать собственное функционирование более прозрачным для общества, конечно, до определенного предела.
При оценке эффективности Web-сайтов музеев и галерей современного искусства «классического» типа можно, в частности, использовать такие критерии, как «встроенность в сеть», показывающую, насколько институция не замкнута на себе и заинтересована в позиционировании в качестве центра или звена сети контактов с другими субъектами художественной жизни: художниками, галереями, другими музеями и т. д. (обычно это видно по количеству и качеству ссылок на них); «открытость», позволяющую узнать, в какой степени посетители сайта (пользователи) могут участвовать в его деятельности (признаком такого стремления со стороны институции может служить наличие электронного форума для дискуссий или мейлинглиста); «концепция дизайна», описывающая, насколько институция использует художественные и технические возможности технологии WWW для привлечения пользователей — художников, критиков — к контакту, информационному и творческому обмену.
Наиболее крупные европейские форумы современного искусства, такие как Документа в Касселе, довольно часто представляют собой образец консервативного подхода институций к использованию Интернете. Тот факт, что подобные организации вообще пришли к созданию Web-сайтов, объясняется скорее стремлением показаться прогрессивными, чем желанием использовать преимущества WWW в собственной деятельности. Сайт Документы (См.: http://www.documenta.de/) почти не содержит ссылок на «внешний мир», не создает условий для обмена мнениями, а его дизайн сух и скучен. Виды самих экспозиций фактически отсутствуют. Сайт не обновлялся с 1997 года и гораздо менее информативен, чем каталог той же Документы. В то же время, наверное, до каталога Документы добраться сложнее и дороже, чем до ее сайта. Здесь все же можно ознакомиться с историей проекта начиная с первой экспозиции 1955 года, заказать CD-ROM с материалами девяти выставок (до 1992 года), просмотреть биографии всех участников, увидеть фотоизображения некоторых павильонов.
Более развитым подходом к Web-сайтам отличаются американские и канадские музеи. На сайте МОМА — Музея современного искусства в Нью-Йорке (См.: http://www.moma.org/menu.html), открытого в апреле 1996 года, представлены репродукции из собрания музея, пресс-релизы текущих выставок и описание кино- и видеопрограмм, проводимых в музее начиная с 1991 года. В 1997 году сайт МОМА начал размещать проекты художников онлайн. Барбара Лондон, куратор отдела видео- и киномузея, совершила в сентябре 1997 года поездку по Китаю с целью знакомства с современной китайской художественной сценой. Все материалы этого путешествия были размещены на сайте МОМА, в сотрудничестве с Вивиан Селбо и ada'web. В июле 1998 года подобное онлайн путешествие, но уже по России (Москва, Санкт-Петербург, Томск и Омск) и Украине было объявлено на сайте МОМА Благодаря экипировке в виде цифровой камеры и лаптопа, но тем не менее с разрывом в 5 дней, Барбара Лондон опубликовала на сайте свой путевой дневник, составленный из фотографий, видеоматериалов, комментариев и интервью с художниками и кураторами.
Поскольку при первоначальном знакомстве с Интернетом поиск сайтов по искусству отнимает довольно много времени, удобно пользоваться специализированными каталогами сайтов. Обширный каталог сайтов Европы и Америки, связанных с современным искусством, можно найти на сайте Министерства культуры Франции (См.: http://www.culture.gouv.fr/culture/autserv/ressour c.htm). Он содержит следующие рубрики: художественные сайты, художественные акции он-лайн, сайты художественных групп, индивидуальные сайты художников, сайты музеев, центров и фондов современного искусства, крупных выставок, сайты, содержащие информацию о фантах на современное искусство, сайты художественных образовательных учреждений. Здесь можно найти указатели на сайт, представляющий проект Питера Гринуэя «100 объектов, представляющих мир», сайт группы Флаксус, сайт IDEA, международного справочника по электронному искусству во всем мире, включая Россию и Восточную Европу (См.: http://www.aec.at/idea/).
Новая реальность
Иным примером широко распространенных Web-pecypcoB в Интернете являются сайты, функционирующие исключительно в Интернете и широко оперирующие свойствами Интернета: интерактивностью, то есть возможностью активного участия пользователей и их влияния на содержание сайта; гиперизмерением, то есть отсутствием таких характеристик, как конечность пространства и времени, с присущей им возможностью развиваться в любом направлении и вне ограничений; нематериальным характером, то есть работой с визуализацией информации в дигитальной форме. Из этих свойств вытекает еще одна важная характеристика: возможность постоянного изменения формы и содержания, способность к обновлению и, главное, быстрая визуализация самых утопических идей, возможность оперировать огромными объемами информации, идеями, образами, концептами, трудно или вовсе не реализуемыми в реальности. «Анонимный» Музей современного искусства Словении (иначе Музей провока-тивного искусства) «PARAS.I.T.E.» (См.: http://www.ljudmila.org/scca/ parasite/) является проектом одного художника — Тадеуша Погачара — и существует лишь виртуально, представляя постоянную и временную экспозиции, а также документацию по участию музея в международных проектах. На сайте Кишиневского Центра современного искусства Сороса в 1998 году создан музей современного молдавского искусства, -идея, которая в современных условиях не могла бы осуществиться в реальности (См.: http://www.scca.soros.md). Электронная экспозиция, представляющая современное искусство России, Украины и Молдавии, находится на сайте «Ветер с Востока & 3 руб. 62 коп.» (См.: http://www.services.worldnet.net/~coronado). Образцом виртуальных организаций являются электронные журналы, впервые появившиеся в сети в середине 90-х годов. «Arts Wire CURRENT» (См.: http://www.artswire.org/ Artswire/current.html.) является электронным еженедельником, созданным «для обслуживания интересов художественного сообщества». Он публикует статьи и новости об искусстве и культуре, руководствуясь «социальным, экономическим и политическим подходом».
Net-искусство
Параллельно развитию в последние 2-3 года сетевого искусства, направленного на внеинсти-туциональное функционирование, у его авторов и критиков возник интерес к исследованию нового феномена. Постепенно стали возникать сетевые инициативы, направленные на стимуляцию его развития и дифференциацию. Так, на сайте кассельской Документы были размещены 7 сетевых проектов, жанра, впервые включенного в программу в 1997: Матт Мулиган, Энтони Мунтадас, Йоди и Хит Бантинг и др. года (См.: http://www.documenta.de/ documenta/dx/website.htm). Появился также жанр «кураторских туров», когда некий приглашенный критик осуществляет подборку линков на наиболее интересные, с его точки зрения, сайты. Такие туры (Web Base Tours) регулярно проводятся на сайте американской организации Art Wire (См.: http://www.artswire.org/ Artswire). Появились и сайты, специализирующиеся на организации электронных экспозиций сетевых проектов, специально заказанных художникам. Французский критик и куратор Бенжамин Вейл, живущий в Нью-Йорке, курирует такие сетевые выставки на сайте Adaweb (См.: http://adaweb. com/project), одном из первых проектов такого рода. Его специфика в том, что здесь размещают проекты современных авторов с международным именем, выступающих в качестве дебютантов сетевого искусства. Одним из последних экспериментов на этом сайте был проект, заказанный американской писательнице Дарси Стейнке (См.: http://adaweb. com/project/blindspot): попытка гипертекстовой иллюстрированной верстки «линейного» литературного «триллера».
Английский сайт «My House & Your House» является примером сайта, инициирующего проекты в сети и приглашающего художников в «on-line residency». В марте -апреле 1998 года на этом сайте был организован проект «Encounter», посвященный исследованию контактов между людьми в условиях «реального времени» в сети (См.: http://www. furnace.org/encounter/). Были приглашены два анонимных художника, которым было предложено вести ежедневную (в течение 30 дней) переписку в форме «chat» («Chat», а точнее Internet Related Chat — на настоящий момент это самая развитая и интересная форма: разговор впрямую по Интернету. В этом случае вы можете одновременно переписываться со сколь угодно большим количеством людей в реальном времени). Из расположенной на сайте документации всех диалогов участников понимаешь, что, во-первых, основную массу времени у участников электронной коммуникации занимает обсуждение технических неполадок, а во-вторых, что основным испытываемым ими чувством является нетерпение по поводу грядущей встречи друг с другом, момента снятия анонимности. «Идентификация» состоялась во время дружеского ужина в одном из кафе Ланкастераны.
Художник как институция
В реальной жизни большинство механизмов общественного устройства построены таким образом, чтобы люди так или иначе были вынуждены группироваться в организации, на худой конец, «творческие коллективы» или обращаться за помощью к институциям. В этих условиях художнику крайне трудно сохранить автономность и одновременно быть в курсе происходящих художественных событий: иметь доступ к общению с коллегами в других городах или странах, к профессиональной информации — журналам по искусству, книгам, изданным за рубежом, каталогам состоявшихся выставок. В Интернете возможно построить жизнь частного человека так, чтобы он, не встраиваясь в жесткие, навязываемые обществом структуры, чувствовал себя его «полноценным» членом. Для представителей художественных профессий это открывает доселе невиданные возможности общения с миром, получения в реальном времени информации о готовящихся выставках и фестивалях, чтения только что вышедших публикаций или текста выступлений на международных симпозиумах, отправки собственных досье в электронной форме, не прибегая к услугам DHL
Отдельной проблемой для художников является доступ к информации о стипендиях и грантах На сайте «Art Deadlines List» (См.: http://cuswww.xensei.com/ adl/) находится постоянно обновляемый список таких организаций и программ с указанием дат подачи досье.
Специфика презентации собственного творчества художника в Интернете такова, что его личная страничка может (по количеству и качеству презентации информации) ничем не отличаться от home-page крупной компьютерной корпорации. В Интернете отсутствует разница между сайтом крупной фирмы и индивидуальной страницей. Ни дизайн, ни объем сайта не указывают на то, какой объем финансирования сопутствовал его созданию. Это одно из основных преимуществ Интернета: самые привычные и базовые институциональные различия и рамки лишаются всякого смысла. Сравним механизм рекламы. В Интернете возможно создать страничку, которая будет иметь свой адрес и быть открытой, но ее никто никогда не увидит. Однако, чтобы ее увидели, совершенно не обязательно потратить тысячи на рекламную кампанию. Достаточно просто воспользоваться преимуществами Интернета, такими как обмен баннерами между сайтами, регистрация ключевых слов (например, современное искусство, проект, Россия и т. д.) в существующих поисковых системах (таких как англоязычные Yahoo и Lykos или поддерживающий кириллицу Апорт).
Интернет открывает возможности не только для электронной публикации портфолио художника, репродукций его произведений, вне зависимости от техники, в которой они исполнены, но может служить средой и технологией для создания творческих работ. При этом, как уже говорилось, концепт таких произведений не обязан учитывать размеры финансирования, которое художник может найти на реализацию проекта. Таков, например, экспериментальный художественный сайт Хита Бантинга (См.: http://www.irational.org), постоянно находящийся в развитии. Хит Бантинг работает с кодами и означающими самого Интернета. На его home-page расположено типичное меню со списком линков с той лишь разницей, что его размеры гипертрофированы, а сухость текста в обычных меню такого рода заменена имитацией неоновой надписи. Кликнув на одну из ссылок, вы попадаете на надпись: «DON'T WORRY Technologies То The People(®) chose for you one of the most popular art sites on the Internet!».
Мейлинг-листы и электронные конференции
Говоря о некоторой схожести инфраструктуры институций в реальной жизни и в Интернете, следует отметить изменение в пропорции присутствия того или иного типа организаций. Фундаментальные характеристики Интернета выводят на первый план большую привлекательность и необходимость таких элементов сетевой жизни, как дискуссии и форумы. Их принцип в том, что они стихийно объединяют вокруг определенной темы заинтересованных пользователей. Каждое новое сообщение является полемикой с предыдущими.
Примером самоорганизации электронных сообществ является рассылочный лист Синдикат, к сегодняшнему дню насчитывающий уже более 300 подписчиков из 32 стран. Этот мейлинг-лист был организован инициативной группой V2-East initiative, основанной при V2-Organisation в Роттердаме в 1996 году. Его характерной особенностью является то, что он ориентирован на индивидуальную инициативу, на художников и свободных кураторов. В качестве основной цели Синдиката со дня его основания было образование сети партнеров в странах Западной и Восточной Европы для информирования о художественных событиях, преимущественно связанных с электронным искусством и перформансом, и инициации совместных проектов. Любой критик, художник, студент, журналист и т. д. может подписаться на этот лист, отправив просьбу о подписке по адресу (См.: syndi_cate@AES.at). Нужно быть готовым к тому, что вас все же попросят написать краткую биографию и обозначить сферу ваших интересов.
По тому же адресу члены Синдиката посылают сообщения, содержащие информацию о прошедших и будущих событиях в сфере электронного искусства, о новых изданиях и интересных сайтах. Синдикат регулярно проводит встречи между его участниками; такие встречи прошли на Аре Электронике в Линце (1996), в мае 1998-го — в Тиране (Албания).
Члены Синдиката имеют собственные каналы информации и отстаивают принцип «информация не принадлежит никому». Так, недавно по Синдикату прошло «секретное» письмо Джорджа Сороса, адресованное национальным фондам, в котором он объявил об изменениях в деятельности фондов на Востоке. Специфика Синдиката такова, что благодаря ему вы можете узнать о небольших художественных событиях в Албании или Сербии из первых рук Обычно именно из этих мест туда попадает информация о семинарах, посвященных правам человека или женским антивоенным инициативам. Этот мейлинг-лист является своего рода воплощением интересов европейского интеллектуала к «deep» или «future» Европе, поэтому к нему присоединяются не только свободные медиа, кураторы, художники, но и слависты, и просто интересующиеся Восточной и Центральной Европой. Человек, в почтовый ящик которого ежедневно сваливается 5-7 сообщений Синдиката, даже не вчитываясь в них, получает ощущение причастности к тому, что происходит за много километров от него, в Австралии или в Японии. Однако это чувство сопричастности отличается от того, что может возникнуть при просмотре газет или телевизора. Электронная почта все же является особой формой приватности. В Синдикате нет понятия «социальная иерархия мира искусства». Достаточно всего лишь быть человеком, относящимся в той или иной степени к миру электронного искусства, либо просто праздно интересующимся, и ты читаешь все то же, что и директора крупных медиа-фестивалей или центров Сороса, а при высказывании собственного мнения ты не проходишь ни через секретаря, ни через систему личных связей, ни через цензуру.
Мейлинг-листы, подобные Синдикату, значительно облегчают ориентацию в Интернете, поиск нужной информации и партнеров. Прочитав этот текст, вы можете подумать, что Интернет -это настоящая панацея для художников, особенно в России, где отсутствует реальная инфраструктура художественных институций. Однако даже для Интернета в России существует серьезное препятствие. Это препятствие — качество телефонной связи. Если у вас нет доступа к цифровой телефонной линии, вам придется часами сидеть перед экраном, прежде чем вы получите полную информацию по интересующему вас вопросу. Русский серфинг в сети — это медленный серфинг в эпоху сверхскоростной циркуляции информации, требующий от пользователя завидного терпения.