Выпуск: №7 1995
Вступление
КомиксБез рубрики
Невероятно длинное воскресенье, которое длится примерно с 1966-го. А теперь уже 1976-й.Марио МерцПубликации
О понятии историиВальтер БеньяминСтраница художника
Патерностер, или царство одного и того жеХарлампий ОрошаковСвидетельства
Время прожитое — времена новыеЮрий ЗлотниковРефлексии
Прошлогодние орешки (для чтения на два голоса)Виктор ПивоваровБеседы
It is the time and it is the record of the timeЛев РубинштейнТенденции
Структура памяти. ТезисыЕкатерина АндрееваСимптоматика
Мне (нужное вписать) летСергей КузнецовВысказывания
Посвящается ЧечнеАлександр БренерБеседы
Нас заталкивали в историюВиталий КомарИнтервью
Апология индивидуального времениСергей ЕниколоповВысказывания
Есть ли будущее у нашего прошлогоЮрий АльбертСитуации
Новогодний чёрный шар (Заметка о нынешней художественной ситуации в Москве)Павел ПепперштейнРефлексии
Новый беспорядок – 1 (конспект)Виктор МазинБеседы
«Ворон к ворону летит...»Анатолий ОсмоловскийЭссе
Полные смотрят внизОльга ВайнштейнЭксцессы
Всемирная история помостовЮрий ЛейдерманПубликации
Марсель Дюшан: «Я веду образ жизни официанта...»Марсель ДюшанУтопии
Дорогая… Я думаю, что вещей не существует…Джино де ДоминичисЭссе
Наблюдение печатейАндрей МонастырскийДефиниции
Искусство и критикаАлександр ЯкимовичЭссе
Коллекция. Потребительский райСьюзан СтюартИсследования
Волшебное царство музеяДональд КаспитБеседы
Куратор в демократическом обществеЮрген ХартенМонографии
Это не художественный музейДуглас КримпТенденции
Религия. Краткий курсМарко СенальдиПутешествия
Кое-что из того, о чём я рассказываю, вернувшись из ПарижаЕкатерина ДеготьВыставки
Выставки. ХЖ №7Георгий ЛитичевскийКниги
Разговоры с призракамиАлексей МедведевМоя первая встреча с Каннами состоялась в 1973 году. Я никогда не забуду, как Boulevard de la Croisette со своими дворцами-отелями, уличными кафе, сверкающими чистотой тротуарами, заполненными прогуливающейся публикой, с пальмами по обе стороны вызвал во мне шоковое ощущение узнавания, основанное на моих собственных впечатлениях от жизни на Черном море и на рассказах моего отца. И детстве я особенно любил эти истории. Так, с этого момента этот участок побережья стал мне родным и таким остается и поныне. Совершив в 1964 году побег в Белград, а позднее сумев эмигрировать в Вену, в 1966 году в возрасте 11 лет я очутился на Mexiko-Platz. Не зная ни слова по-немецки, я стал одновременно и незрячим, и неспособным к какой-либо обороне. Притом, после временного лагеря Traiskirchen Mexiko-PIatz во втором венском муниципальном округе представляла собой более высокую ступень, своего рода Эльдорадо, пусть даже в состоянии упадка, к которому подгребали на своих дунайских кораблях спекулянты, алкоголики и беженцы с Востока. В идее, держась за ручки, выстроиться всей толпой в сияющие цепи-хороводы, слагающие под небосводом какие-то связные песни, еще не был опознан путь к самоочищению, и потому сама идея отсутствовала. Была просто одна «Чушь» (обидное для славянина слово). Здесь же, на Cote d’Azur, среди русских церквей, ресторанов и улиц с такими названиями, как Rue de Zarewic или Avenue de Sewastopol, понемножку начала действовать славянская мечта, хотя и с проникающим, острым, как из конюшни, запахом утраты. Привычный одинокий прохожий, не сильный в разговоре, я все бродил и бродил в те дни от отца Прокофьева, архиерея русской православной часовни на Rue de Zar Alexandre III, к армянской гостинице, еще куда-то и обратно, предаваясь наблюдениям и беседам с самим собой. Такого рода раздумья о далеком и светлом были прерваны внезапным столкновением с сексуальностью в облике некой дамы, показавшейся мне тогда весьма светской, ножки которой с красными ногтями на хрупких, головокружительно высоких шпильках, сообщая всему телу какое-то омолаживающее волнообразное движение, произвели на меня впечатление, коего мне никогда прежде не случалось испытывать, находясь среди эмигрантов, наших достопочтенных славян. Она прошла мимо, с каким-то тявкающим на поводке ублюдком, на призрак самого меня, уменьшившегося до состояния ребенка, не обращая никакого внимания. Стоял 1976 год. Я курил.
Cafe Royal было наполовину заполнено. Небо заволакивали тучи. Я встал, заплатил и поднялся на пять ступеней в галерею Кати Гранофф. Старой Дамы там не было. Покрытые пылью картины Сержа Полякоффа, Андрея Ланского и Никола де Сталя висели на тонких нейлоновых нитях на пожелтелой стене. Когда я прошел мимо, они слегка закачались. Мадам Софи, настоящее, порядком изношенное привидение, вполне подходила этим стенам, смеялась и снова и снова начинала рассказывать, как «они все» здесь возвысились до «ими» написанного пейзажа и как от Валлори до Антибов оставили они «поэтические и даже русские свидетельства» об окружавшей их в «нашем» регионе действительности. Я кивнул. Конструкция действительности, — коротко говоря, эмиграции — делает из наших людей монстров самоутверждения, думал я. Фиксирование на самом себе как психотерапия дуализма темы успеха на Западе. Я вежливо попрощался и направился на Rue de Serbes, повернул там налево и прошел к большому зданию канцелярии. Становилось невыносимо душно, и я зашел в вестибюль в надежде хоть на слегка прохладный воздух. В глубине погруженного в полутьму помещения одиноко двигался патерностер. Я пошел к нему, и мои шаги неприятно громко раздавались на каменном полу. Он движется бесконечно, думал я. И тем не менее у него есть цель. Вверх и вниз. Мягко и непрерывно. Я сел на прохладный пол, прямо перед подъемником. Кабина поравнялась со мной, не касаясь. Я представил себе Никола де Сталя 5 марта 1955 года, в год моего рождения, как он прерывает свой аскетический образ жизни на Антибах, чтобы отправиться в Париж, где он посещает концерт, посвященный Антону Веберну. Через несколько дней он приступает к большой картине (6 х 3 м) для своей первой ретроспективной выставки в Музее Гримальди (ныне Музей Пикассо) на Антибах. 15 марта в полдень он фотографируется перед своей мастерской, он пишет своей семье письмо и бросается в серо-голубое море. «Большой концерт» остается незавершенным. Я смотрел в кабину. «У меня возникло подозрение, что в картине больше души, чем ума», — сказал я. Патерностеру не было до меня никакого дела. Смотрели поднимающиеся и спускающиеся люди. Обнаженное Я без общего представления о цели, думал я дальше. Даже нормально. «И даже демифологизация пропагандируется как процесс, уравниловка, человеческих коммуникаций не усиливает, а наоборот, парализует, мой дорогой, — крикнул я ему. — Каждый — будет своей собственной целью». Циркулирующая машина пробурчала что-то из-за темной ограды своих зубов. Если бы де Сталь ехал на этом патерностере, возможно, анонимная репрезентация сверхупорядоченного Целого не оказала бы на его жизнь никакого уничтожительного воздействия, дальше думал я. С другой стороны, все находится в одном и том же поле, в котором вера в конец ощутима в картине посредством конструкции чувства и способностью к формотворчеству. Я поднялся. Мой зад стал холодным. Какой-то человек, на голове форменная фуражка набекрень, легонько прикоснулся к моему правому плечу. «Чего желаете?» — спросил он с любопытством. «Ехать на патерностере», — ответил я.