Выпуск: №13 1996
Вступление
ВступлениеБез рубрики
Всемирная история от Гомера до ШпигельманаГеоргий ЛитичевскийКонцепции
Конец ХХ векаТони НегриБеседы
Построим соборЙозеф БойсПубликации
Послание о всеобщей историиЖан-Франсуа ЛиотарБеседы
Лувр — моя мастерская. Улица — мой музейБрацо ДимитревичИсследования
Сад: блажь и блаженство Иеронима БосхаМишель Де СертоИсследования
О смысле обелискаГригорий РевзинПерсоналии
Буратино ForeverИрина КуликИсследования
Несуществующее настоящее, или русское искусство 20‒30-х годовАлександр БалашовКонцепции
Музеи и дифференцияБорис ГройсМонографии
Кристиан Болтанский: историография смертиЭрнст Ван АльфенВысказывания
Откровения художника-проповедникаКристиан БолтанскиПерсоналии
Нан Голдин: White Light. White HeartЭрик ТронсиКонцепции
Между симуляцией и негэнтропиейДитмар КамперСтраница художника
Beach PartyПитер ФендПерсоналии
Фоторазмещение как коммуникацияЛеонтий ЗыбайловГлоссарий
Глоссарий. ХЖ №13Анатолий ОсмоловскийКниги
Верить ли лживым словам трупа?Анатолий ПрохоровВыставки
Марксизм и зоофренияЛюдмила БредихинаВыставки
Выставки. ХЖ №13Ольга КопенкинаПитер Фенд. Родился в 1950 году. Один из ведущих американских художников последнего десятилетия. Автор многочисленных проектов, основанных на использовании информационной и экологической проблематики. Живет в Нью-Йорке.
Незадолго до 1 января 1989
Через 5 лет
В радостном ожидании... 1995-го
«История повторяется дважды:
первый раз в виде трагедии,
второй раз в виде фарса»
Карл Маркс.
«18 брюмера Луи Бонапарта»
Отлично, Карл, готовы с тобой согласиться.
Только что же плохого в фарсе?
Я имею в виду: неужели и вправду мы хотим пережить трагедию?
Мы хотели этого в годы последней войны, но к чему это нас привело? К атомной бомбе — начать войну или поддерживать мир? — так почему же мы все стоим перед экологической катастрофой?
Фарс, пожалуй, лучше трагедии.
Будем же меньше надеяться, поменьше стараться, поменьше играть в героев и побольше имитировать.
Будем играть. А не молиться.
Это важно — не быть серьезными.
Все, кто погиб в последней войне и кто убивал, они были очень серьезны.
Сейчас мы начинаем имитированную версию последней войны. Мы ее повторим как фарс, не как трагедию. Мы выиграем эту войну. Мы переживем ее как игру, без малейшего кровопролития.
Или — кровь и железо. Или уж, как пробовали (впустую), — пытаться творить трагедию.
Жизнь не нуждается в драме и не должна быть трагедией. Она просто должна быть в радость. Должна обязательно.
Это не значит, что мы охотно принимаем веселье или ищем веселости — мы должны быть веселыми, если хотим принимать участие в дальнейшем становлении истории.
Я имею в виду: кто живет не в радость, того не позовут на party.
Для тебя не найдется экологической ниши. И вскоре ты сгинешь, исчезнешь.
Зачем исчезать? Зачем быть героем? Зачем жить трагической жизнью в окружении трупов? Мы все в любом случае вскоре помрем, так зачем же такая спешка?
Если «мир — это театр» и «игра — здесь самое главное», то история не то, что нами творится, а то, что мы имитируем. Сейчас, через пятьдесят лет после последней большой трагедии, мы повторяем ее по тому же сценарию, но в имитированной форме — как фарс.
Перевод ОЛЕГА КИРЕЕВА