Выпуск: №10 1996
Вступление
КомиксТекст художника
Информация IIДжозеф КошутЭссе
Чудо Метродора или Философия не после искусстваГеоргий ЛитичевскийСтраница художника
ИнформацияДэн ГрэхэмЭссе
Эссе. Эндрю РентонЭндрю РентонСтраница художника
Ответ Тани Деткиной на вопрос Тани Могилевской «Чем ты тут, собственно, занимаешься?»Татьяна ДеткинаКомментарии
Плюс и Квус (Фрагмент из книги «Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке»)Сол КрипкеМонографии
Нам Джун Пайк: Дрема ИскусстваАкилле Бонито ОливаЭссе
Декоративная информацияАлександр БалашовСитуации
Операционная система искусства. РетроспективаТомас ВульфенБеседы
О новых медиа в современном искусствеАндрей МонастырскийТенденции
Проекты в интернетеАлексей ШульгинКонцепции
Как я стал амфибиейТимоти ЛириТенденции
Русские художники в интернетеТатьяна МогилевскаяСимптоматика
Имматериальность символа: плоть и невинность Майкла ДжексонаЗахейл МэйликКниги
Гиперроман (Информационная справка)Сергей КузнецовДефиниции
Что вы думаете о современной художественной критике?Гор ЧахалМонографии
Юрий Злотников в орбите своих «Сигналов»Галина ЕльшевскаяФакс-диалоги
The Play for the Two Faxes and One ProphetЕлена ПетровскаяПерсоналии
Угадай, кто придет на ужинАлешандро МелоПутешествия
Другие города, другие комнатыИрина КуликВыставки
Выставки. ХЖ №10Ольга КопенкинаРубрика: Дефиниции
Что вы думаете о современной художественной критике?
Александр Алексеев
1. Современное искусство обладает особенно возросшей коммуникативной функцией, от «скандала» и «шока» до «нравственной терапии».
2. Критика активно входит в коммуникативный инструментарий, подобно вводу «наблюдателя» — хора из античной трагедии.
3. И этот хор играет все большую и большую роль в действии на художественной сцене.
4. Сценическое действие приобретает специфическую направленность из-за нетипичных, неожидаемых действий хора (сторонняя оценка уступает подыгрыванию героям).
5. В силу исторических особенностей персонажи комментировали свои действия сами, что обусловливает «подвешенное» положение современного хора критиков (профессиональные эксперты или тени художников?)
6. Мало этого, хор покидает сцену и бродит по зрительским рядам, то дергая за полы одежды, то наступая на ногу, то крича в ухо. Это заискивание с аудиторией вроде бы призвано пробудить засыпающих зрителей, на деле же напоминает бестактное желание привлечь чужой интерес к так и не распознанному событию.
7. Это лишает московское художественное действие важной компоненты, а именно никем не отмененной рефлективной функции.
8. От художественной критики ожидаются:
— пристальный анализ художественного события как артефакта, а не углубленное толкование и моделирование контекста;
— расширение дискурса, чрезмерно зауженного на актуальное пространство художественной сцены;
— как следствие, иной язык повествования, не утомительная эксплуатация терминов, но и не ввод декоративного подражания бульварному стилю.
Олег Кулик
В мутной художественной ситуации художнику есть дело до критика, который пишет о его искусстве. Этот критик не поднимет цен и не сформирует общественного мнения, потому что нет необходимой инфраструктуры, но отсутствие инфраструктуры (музея и рынка) делает критика единственным потребителем искусства. Отсутствие критика — смерть для современного русского художника не зависимо от качеств этого критика. У художника просто нет других доказательств собственного существования, кроме критического мнения со стороны. Кто-то должен сказать ему: «Гениально, старик» или «Облако кричит, старик». Советская критика в лучших своих образцах этим и занималась. Если нельзя было рассчитывать на такую критику извне, художники сбивались в кучу и кто-нибудь брал на себя функции критика изнутри. Она часто была по-настоящему тонкой и работающей. (Один Андрей Монастырский стоит многих критиков извне.) Так что критики и критика бывают двух типов — извне и изнутри. Критик извне подобен Харону. Он видит свою роль в отборе и транспортировке своих персонажей через Лету, прямо в Историю. Это сугубо профессиональный, дистанцированный подход к художественному процессу. Лучшие образцы можно наблюдать в статьях Михаила Рыклина, Бориса Гройса, Кати Деготь, Андрея Ковалева, Федора Ромера.
Критик изнутри — другое дело. Он существует с художником в одном пространстве и совместно с ним формулирует идеи того или иного дискурса, не боясь «влипнуть» в него. Мое сердце принадлежит критикам этого типа — Аполлинеру, Оливе.
В истории искусств существует определенный алгоритм, и периоды формулирования новых идей сменяются периодами их обтаптывания. В нашем веке это происходит очень быстро: 20-е годы разрабатывают идеи 10-х, 30-е рождают новые, 40-50-е их обтаптывают, 60-е рождают новые, не до конца обтоптанные, 70-е тоже рождают новые, 80-е их раскручивают. 90-е годы — время появления новых глобальных идей. Они рождаются прямо сейчас. К этому следует относиться ответственно. Нельзя пропускать время родов — это чревато. Я думаю, Париж сделался провинцией в современном искусстве по сравнению с Нью-Йорком или Берлином только потому, что пропустил время родов, и не раз.
Критика изнутри сегодня, как и всегда, большая редкость. Она остро необходима и появляется в периоды, когда формируются новые идеи. Думаю, в 70-е таким критиком был для «московского концептуализма» Гройс. Сегодня я с большим пиететом отношусь к практике по мрачности Виктора Мизиано, то есть практике растворения собственных критических идей в художественном процессе, с интересом к критической деятельности галериста и «художника» Марата Гельмана и с особой признательностью к критику Людмиле Бредихиной, без которой моя концепция прозрачности и формулирование «зоофренических» идей были бы невозможны. Говорят, Лондон сейчас рожает. Это очень интересно. Москва рожает безусловно и независимо от мнения наших ведущих и неведущих критиков извне. Я жду скорого появления на свет трех важнейших идей. Имею основания. Но это уже другая тема.
Гор Чахал
Состояние нашей актуальной критики, на мой взгляд, в полной мере соответствует общему состоянию культуры нашего Отечества. Хреновое, я бы сказал, состояние. Помимо вполне серьезных проблем, переживаемых современным искусством в целом и, соответственно, критикой его в частности (тут масса узкопрофессиональных вопросов: и размывание, ускользание объекта критики, исчезновение формальных критериев оценки, ролевые мутации и тому подобное — это все малоинтересно, потому что у всех то же), критика наша страдает нашими болезнями — домашними, российскими, отчего художники наши вынуждены (тут аллегория, с вашего позволения) не только нести свой и без того не самый легкий крест, но и перелезать, перескакивать с ним через заборы, канавы, завалы, ухабы, колдобины нашего культурного бездорожья (о собаках не будем). Снять, отбросить свой крест, конечно, нельзя, это понятно, но дорогу-то хотя бы выровнять можно? Отсутствие определенности в вопросах целеполагания и сфере приложения своей деятельности, инфантильность в выборе личной позиции, страх персональной ответственности и так далее. Но печальнее всего тотальное небрежение вопросами истории предмета, той базы, без которой ваша профессия, господа хорошие (азербайджанцы миленькие), — быть вечным поставщиком жареного на культурный стол цивилизации, карлой на барском дворе!
Андрей Филиппов
Я думаю, что буду не одинок, если скажу, что профессиональной критики у нас не существует. Пока. Что, впрочем, и подтверждается самими людьми, занимающимися современным искусством. Я не припомню, чтобы кто-то назвал себя критиком, скорее — обозреватель, рецензент, куратор. С одной стороны, в этом можно увидеть претензию на большее. С другой — нежелание пользоваться словом «критик», что недавно означало человека, изучающего «мертвое искусство», или, скажем так, — узкой специализации. Собственно, это происходит и с некоторыми художниками, которых называют «концептуалистами», а они справедливо это отрицают. Возможно, что рецензент, описывающий современные художественные события, или куратор, использующий энтропию волны и совершающий свой специфический серфинг, не виноваты. Скорее виноват сам предмет критики. С одной стороны, он неинтересен, с другой — закрыт, являясь табуированной зоной. Только непонятно, что означает эта герметичность для критика? Невозможность найти нужный код или нежелание вторгаться в чужие владения?
Хотелось бы также отметить, что люди, усвоившие язык современного искусства, не усвоили его дух, заключенный в интернационализации конфликта между искусством и реальностью. Впрочем, это относится не только к критикам, но и к художникам. Здесь мне хотелось бы остановиться, так как мне кажется, я перехожу границу между моим мнением и критикой. Оставим это профессионалам. Я надеюсь, они сами себя назовут, — возможно, на страницах этого журнала.
Сергей Мироненко
Драма современной московской художественной критики заключается в том, что утерян предмет критики в виде искусства. Оно просочилось сквозь пальцы как вода, хотя ладони еще влажные. Произошло это п этому, что сами производители искусства потеряли свои предмет в первую очередь. Ьот почему разговоры о современном искусстве носят беспредметный, чисто умозрительный характер.
Эфемерность пустоты усугубляется ее внутренним высоким давлением, она накачана смесью миазмов и благовоний. Критики заполняют пустоту своими текстами, сублимируя свои желания и получая удовольствие от собственного творческого процесса. Описание события заменяет его само настолько, что становится по сути событием, ибо описывает пустоту, следовательно, становится самодостаточным. Пишущая и снимающая братия пытается полностью заменить собой все рыночные и нерыночные отношения в современном искусстве. В пустоту опасно углубляться, так как трудно разобраться в порхающей в ней пыли, зато легко скользить по отражающей поверхности и ловить блики всего, что шевелится. Критика тем самым обслуживает и Пересы и потакает не очень изысканным вкусам новой политической и финансовой олигархии, накрепко повязанной братскими узами с чистым криминалом.
Налицо стремление художественной критики войти в четвертую власть полноправным членом и пытаться управлять процессом оттуда, несмотря на то что средства массовой информации всегда были второсортным и скоропортящимся продуктом для деятелей различных форм искусства.
В беспредметном состоянии современной культуры отошли в прошлое конфликты между художниками и между критиками, ибо заполнение свободных мест в масс-медиа носит чисто прагматический характер. Бурный поток псевдособытий заслоняет главное — невозможность сделать значительное событие, обусловленность и нормальность сегодня пустоты, которая и является главным, самым грандиозным и потрясающим, но нигде не описанным событием.