Выпуск: №10 1996
Вступление
КомиксТекст художника
Информация IIДжозеф КошутЭссе
Чудо Метродора или Философия не после искусстваГеоргий ЛитичевскийСтраница художника
ИнформацияДэн ГрэхэмЭссе
Эссе. Эндрю РентонЭндрю РентонСтраница художника
Ответ Тани Деткиной на вопрос Тани Могилевской «Чем ты тут, собственно, занимаешься?»Татьяна ДеткинаКомментарии
Плюс и Квус (Фрагмент из книги «Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке»)Сол КрипкеМонографии
Нам Джун Пайк: Дрема ИскусстваАкилле Бонито ОливаЭссе
Декоративная информацияАлександр БалашовСитуации
Операционная система искусства. РетроспективаТомас ВульфенБеседы
О новых медиа в современном искусствеАндрей МонастырскийТенденции
Проекты в интернетеАлексей ШульгинКонцепции
Как я стал амфибиейТимоти ЛириТенденции
Русские художники в интернетеТатьяна МогилевскаяСимптоматика
Имматериальность символа: плоть и невинность Майкла ДжексонаЗахейл МэйликКниги
Гиперроман (Информационная справка)Сергей КузнецовДефиниции
Что вы думаете о современной художественной критике?Гор ЧахалМонографии
Юрий Злотников в орбите своих «Сигналов»Галина ЕльшевскаяФакс-диалоги
The Play for the Two Faxes and One ProphetЕлена ПетровскаяПерсоналии
Угадай, кто придет на ужинАлешандро МелоПутешествия
Другие города, другие комнатыИрина КуликВыставки
Выставки. ХЖ №10Ольга КопенкинаПолгода прошло с момента появления проектов российских авторов в Интернете. До сих пор этого вопроса не касалась ни одна публикация в отечественной специальной прессе. Поэтому публикуемый ныне текст в качестве первого приближения к вопросу имеет форму, объединяющую жанры комментария, обзора и анкеты. Автор, заранее будучи уверен в том, что никто не может быть лучшим проводником в «искусство в Internet», чем те, кто дебютирует в этой области, задал художникам, уже сделавшим несколько сетевых проектов, один и тот же вопрос: «Что привлекает их в WWW и что интересного и нового они там находят по сравнению со сферой современного искусства, из которой они так или иначе вышли?» Вместо введения автору показалось уместным поместить несколько слов об особенностях WWW, без размышления над которыми было бы трудно не то что понять, но даже описать художественные работы в Internet.
СПРАВКА О WWW:
По мнению специалистов, WWW — это принципиально новое средство массовой информации, характеризующееся особым стандартом создания, хранения и потребления информационных ресурсов. Согласно идеологии WWW, множество методов доступа к ресурсам расширяемо — помимо широко известного http, существуют и другие. Этот доступ осуществляется через сетевые адреса, по которым расположены серверы (sites), отвечающие на запросы из сети. Каждый сайт обладает некоторым количеством документов, структурированных по тематике и отличающихся друг от друга по способу представления, иначе говоря — дизайну сервера. WWW подобная технология используется при создании информационных систем самого разного назначения — от развлекательных до политических. Особенность гиперсреды — интерактивность, означающая, что пользователь постоянно поддерживает обратную связь, либо осуществляя выбор вариантов, либо вводя информацию самостоятельно. Эта технология воспринимает данные абсолютно любого, произвольного типа, например звук. При этом в протоколах WWW ничего не меняется. Вторая важная черта WWW — в отличие от других программ построения гипермедиа, она может работать с данными, находящимися на тысячах серверов Internet, так, как если бы они лежали в локальных файлах. Нажим клавиши приводит к тому, что программа отрабатывает ссылку, выводит новый документ, изображение, ответ базы данных, где бы они ни находились, в любом месте света. Каждый новый документ может быть связан ссылками с другими документами, написанными совершенно другими авторами и находящимися на других компьютерах. Гиперсреда представляет собой гибрид гипертекста, то есть системы перекрестных ссылок и мультимедиа. В свою очередь понятие мультимедиа имеет несколько значений. «Мультимедиа как идея» означает новый подход к хранению информации различного типа. По мере развития компьютерной техники стала возможной обработка все более разнообразной информации. Начав с чисел, компьютер освоил работу с текстами, затем с изображением и звуком, озвученными фрагментами видео. Однако до последнего времени все эти элементы, даже оцифрованные и введенные в компьютер, продолжали восприниматься как совершенно не связанные между собой вещи. Только через более чем 10 лет после начала компьютерной обработки изображений, речи, музыкального синтеза возникла идея мультимедиа. Отсюда концепция «цифрового мира» — «all digital». Помимо мультимедиа-идеи и мультимедиа-технологии, выделяется также мультимедиа-продукт — для пользователя это объем, разнообразие данных и возможность прямого доступа к ним. С помощью меню и системы перекрестных ссылок в этом продукте можно разобраться любому. Подобный способ обращения с информацией меняет традиционное деление на «главное»и «второстепенное». При стремительном росте объемов данных выделение базы становится более сложным, а критерии этого выбора — все более проблематичными. Мультимедиа-продукт может включать максимум информации по предмету, а выделение базовой и специальной части становится делом пользователя и зависит исключительно от его личных способностей и особенностей. В итоге мультимедиа не только становятся инструментом обращения с информацией и мышления, но и влияют на саму структуру знания и мысли.
ВЛАДИМИР МОГИЛЕВСКИЙ, АВТОР И РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА WEB THIEF
Лучшие sites в WWW сделаны не художниками, а людьми, не принадлежащими миру искусства и не отравленными идеями, которые занимали художественный мир в 80-х годах. Особенность этих работ в том, что они адекватны гиперсреде, а не рассматривают ее в качестве традиционных художественных техник и материалов. «Галерейные» или «дизайнерские» проекты смотрятся в WWW чужеродной вставкой. Лучшие работы в WWW это те, которые соответствуют таким признакам, как изменяемость, отсутствие привязки к какой-то определенной идее, которую надо воплощать и полировать. Например, проект Button's Market, как мне кажется, является Weboвским на только на 60 %. Он представляет собой некую идею, которую авторы стараются обрастить телом. Принцип страниц, которые однажды появляются, чтобы потом постоянно изменяться, более интересен. Когда автором выбрана актуальная на настоящий момент идея на основе интерактивности, другие пользователи начинают очень часто посещать страницу, и таким образом страницы все время меняются. Есть места в сети, где ты можешь разговаривать и выбирать себе тела или делать их сам. При этом в тело заложен принцип не только стандартных осознанных движений — управляемых, но и непрограммируемых, неподвластных контролю разума, типа почесывания за ухом. То есть случайностей. То, что я называю устаревшими страницами, страницами художников, тем не менее может быть сделано в гипертекстовой форме, с использованием технических эффектов, которые возможны только в сети. Несовременность их не в этом, а в их идеологии. Существуют двухмерные страницы, которые, благодаря их доступности, передвигаемости и непривязанности к конкретному месту, кажутся современными. В этих случаях ты не обращаешь внимание на технические затрудения авторов, воспринимая их как временные. В WWW есть сайты, сделанные известными художниками-профессионалами. Однако сайты крупных сетевых компаний, которые занимаются провайдерскими услугами, интереснее на порядок и создаются чаще всего нехудожниками или неизвестными художниками. Профессиональный дизайнер может сделать, например, такую страницу: разлинованная страничка из блокнота с небрежными набросками карандашом, странички переворачиваются, открывая новую и новую информацию. Это типично: сначала идея, за ней следует ее дизайнерское воплощение. Такой эскиз, конечно, проходит определенную корректировку, чтобы быть удобным для WWW, что не меняет лежащего в его основе принципа имитации приемов дизайна, делающегося в других техниках. Совсем иначе обстоит дело в sites, сделанных программистами. Например, в C/Net. Он все время меняется, и в нем используются все новейшие достижения Weboвской технологии. Там вообще отсутствует дизайн, сделанный человеком. В ответ на твой запрос определенное программное обеспечение само ищет по всему миру нужную тебе информацию, а другие программы верстают ее в реальном времени именно в том виде, в каком она будет тебе наиболее удобна и доступна. И художник здесь ни при чем. Мне кажется, что на сегодняшний день такого явления, как профессиональное искусство, как оно понималось в 80-х годах, не существует. Более важным является участие в коммуникации, в чем-то, что живет и развивается. Все так быстро меняется, что не хочется выбирать себе определение. Ясно только, что самые интересные вещи делаются непрофессиональными художниками. Однако тех, кто их создает, можно приравнять к художникам, так как их деятельность способна повлиять на общество, предложив ему модели дальнейшего развития, как уже неоднократно случалось в истории искусства, например в 60-е годы.
Электронный журнал Могилевского можно обсуждать в терминах тематики и позиции его редактора. Он функционирует в рамках молодежной субкультуры, между cyberромантизмом, techпокультурой и рейвом. Пока он использовал картинки группы художников, работающих под лейблом Института технологии искусства: Руслана Рубанского, Сэнди Ревизорова и др. Тематику этих работ можно определить как криминальную романтику. В мировом масштабе это образует обширный горизонтальный слой, в котором функция журнала Могилевского — в навигации в этом слое. Такая навигация возможна при условии установления ссылок на другие сайты, происходящие из той же субкультуры. Могилевский размещает изображения и тексты других художников, ничего к ним не добавляяя и лишь устанавливая между ними связи. Работа по размещению чужих работ в сети и по установлению линков и составляет его авторский проект. В итоге в короткое время (журнал обновляется приблизительно раз в три дня) журнал должен стать живой гиперсредой, cyberspace, постоянно обновляющейся и расширяющейся самостоятельно, по аналогии с органическим миром. WWW Art Center Алексея Шульгина близок журналу Могилевского прежде всего по принятому за основу принципу финансовой независимости от существующих арт-институтов. Алексей Шульгин также размещает художественные произведения других авторов и устанавливает между ними связи. Однако WWW Art Center построен по более академичному принципу. Он функционирует как некий центр современного искусства, включающий несколько классических направлений деятельности: выставочную работу, работу по коммуникации, научную деятельность (information, communication и self-expression выделены в отдельные департаменты). WWW Art Center представляет собой альтернативу существующим институциям, модель которых почти в неизменном виде перенесена в сеть в электронной форме. В отличие от журнала Могилевского, который создается фактически только одним человеком, в WWW Art Center действуют несколько сетевых художников, меняя облик сайта в соответствии со своими проектами.
АЛЕКСЕЙ ШУЛЬГИН, СОЗДАТЕЛЬ И ОДИН ИЗ АВТОРОВ WWW ART CENTER
Для меня Internet — это та область, где возможна полноценная культурная деятельность и которая грозит стать глобальной. Здесь еще не сформировалась жесткая авторитарная структура репрессивной системы музеев, журналов и галерей. Здесь нет, как в традиционном искусстве, контекста, который все определяет. Художник может здесь работать свободно, в вакууме, рискуя, правда, тем, что художественное пространство в Internet не разовьется. Другой риск — это то, что в Internet «переедет» традиционная структура художественной среды. Но пока это представляется нереальным, так как в сети присутствуют исключительно художники, а присутствие художественных критиков совершенно незаметно. Я не заметил даже никаких попыток со стороны критиков заняться критическим анализом internetcKnx работ. Кроме статей в модных журналах типа «Wired». К тому же сеть обладает свойствами сильного сопротивления. Именно в Internet ушли художники, не удовлетворенные сложившимися механизмами власти в искусстве. Это средоточие контркультуры, для этого есть все условия. Через систему взаимных ссылок и mailing-листов происходит создание связей между отдельными контркультурами. Эта альтернативная система связывает только художников. WWW Art Center построен как любой центр современного искусства, так как его основная цель — это промоушн российского искусства на Западе, и не только сетевого и электронного. Мне также интересно перетекание традиционного искусства в Internet и наблюдение за этим процессом. Я рассматриваю WWW Art Center как инструмент критики существующей системы дистрибуции российского искусства на Западе. Свою задачу я вижу в том, чтобы задавать вопросы и ставить проблемы. Среди этих проблем: кризис современного западного общества и инфраструктуры современного искусства, борьба с информационным зомбированием. Технологию при этом я рассматриваю только в качестве средства...
ТАНЯ ДЕТКИНА, КОМИССАР «ОБЛАЧНОЙ КОМИССИИ» И РЕДАКТОР MAIL BOX JOURNAL (WWW ART CENTER)
Если бы в России было больше компьютеров в руках частных пользователей, то Internet получил бы огромное развитие. У европейца взаимоотношения с телом менее опосредованы. Эстетизированная реальность Европы противоположна некомфортности местной реальности, где мало что может отвлечь от монитора. В Internet можно общаться с теми, кто далеко, за относительно небольшие деньги, равно как и дешевле обходятся собственные произведения. Произведение в Internet не отделено от акта его потребления. Ты не обязан прибегать к посредникам: критику, галеристу, куратору. Никто не определяет контекст твоей работы, а твое материальное благополучие не зависит от того, насколько ты в него вписываешься. Ты можешь расширять свои личные контакты, совпадающие с профессиональными, не вписываясь в инфраструктуру. В этом диалоге возвращается истинный смысл понятия «обмен мнениями», равно как понятия об искусстве не как о процессе создания продукта, но о способе невербального осознания действительности. Работая в Internet, ты не создаешь материальных продуктов, которые могли бы стать товаром. Ты помещаешь работу в каком-то месте Internet, через нее проходят люди, она может быть дублирована (mirror) в другом месте, в третьем месте на нее могут поставить ссылки, но ни при каких условиях работа не может быть отчуждена или присвоена. Ее репродуцирование бессмысленно, она одновременно и твоя, и ничья, ни для кого и для всех. Internet — это «жидкая среда». Каждое высказывание тут же становится частью общей информации, как ложка воды, выплеснутая в воду, мгновенно смешивается с ней. Иногда я кладу свою работу в сеть из-за того, что вчера, не выходя из дома, я видела работу другого человека и таким образом я откликаюсь на нее. Так же я могу участвовать в интересных международных проектах, не заботясь об организации поездки, визах и суточных. Если мне приходит в голову какая-то мысль, которую я хотела бы довести до сведения людей, с которыми я нахожусь в диалоге, я могу ограничиться линком, ссылкой на что-то заинтересовавшее меня в сети, что иллюстрирует эту мысль. Каждая реплика в Internet звучит органично и полноценно, здесь отсутствует идеологическая дискриминация. Ты не предъявляешь свой CV для того, чтобы тебе дали слово. Делать искусство в Internet проще и быстрее, встречаешь меньше препятствий. Но главное положительное свойство — это скорость, своевременность реализации работы.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ, ПРОГРАММИСТ, ХУДОЖНИК, СОТРУДНИЧАЕТ С «ОБЛАЧНОЙ КОМИССИЕЙ», WWW ART CENTER И АМЕРИКАНСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ АЙРЕКС
Основное преимущество WWW для меня — это демократичность высказывания, возможность делать то, что хочешь, и показывать это неограниченному количеству людей. С точки зрения искусства, очень важным является тот факт, что взаимодействие в Web происходит во времени и интерактивным способом. Это открывает новые возможности — акт восприятия становится более определенным. Таким образом, появляется новое качество: сама интерактивность становится сообщением.
Работа Тани Деткиной и Аркадия Насонова «Облачная комиссия» представляет собой 6 изображений с текстами под ними, перелистываемых пользователем путем «кликания» на ключевые слова. Пользователь, таким образом, определяет порядок смотрения и чтения. Но только частично, так как вызываемые им цепочки заложены авторами. Проект напоминает предыдущие работы «Облачной комиссии», с момента образования в 1992 году разделяющей свой интерес между эстетикой наполовину псевдонаучного, наполовину психоделического свойства. Webовском проекте интерактивность парадоксально держит зрителя в позиции наблюдателя, еще сильнее, чем в предыдущих проектах, вовлекая его в кружение по галлюциногенным маршрутам, заданным авторами.
В работе Аркадия Насонова, с посвящением «Медицинской герменевтике», калейдоскоп отредактированных изображений из «Книги о вкусной и здоровой пище» работает по принципу серфинга в сети, пропускающего зрителя через систему искажающих реальность оптических устройств. Загадки и отгадки, разделяющие мир на внешнюю и внутреннюю психоделику, образуют нелинейную структуру, органичную Internet, без начала и конца. «Button's Market» (автор Т. Деткина), как можно узнать из его титульной страницы, предлагает приобщиться к популярной среди интеллектуалов Internet мифологии Кнопки путем купли-обмена. Посылаемые другими авторами кнопки аккумулируются, образуя постоянно пополняющуюся коллекцию, а «ушедшие» кнопки разносят мифологию Кнопки в другие места Internet.
Работа Александра Николаева «Задумчивость, нерасторопность, грубость» в известной степени дидактична. Маскируясь под игру с наказаниями в виде «ссылки» в неизвестное место Internet и бонусом в виде зрелища (небольшой анимации с пейзажем), работа представляет собой нечто вроде упражнения по активному серфингу или, вернее сказать, критику пассивной стороны серфинга, тренировки на сопротивление течению. На сегодня представляется сложным перейти от простого описания к анализу сетевых работ, даже если их авторы знакомы по предыдущим, несетевым проектам. Первые российские работы в Internet (а им всего 6 месяцев) словно подготавливают почву для тех художников и критиков, которые, возможно, последует за ними, на собственном примере показывая возможность грядущих культурных изменений. Трансформация представлений о ключевых понятиях современного искусства, таких как контекст искусства, «work in progress», интерпретационное поле произведения, событие в искусстве, условия восприятия произведений, незавершенность, автомифология и соотношение автора и персонажа, одним покажется доказательством давно ожидаемой смерти искусства в силу его ненужности, другим — желанным освобождением от навязываемых схем и конвенций, третьих просто поставит в тупик. Но очевидным представляется тот факт, что столкновение с иной логикой творческого процесса и функционирования произведения искусства может оказать положительное воздействие, в частности на язык критики, вызвав необходимость в «перетряхивании» и сортировке словаря и проверке привычных схем анализа на актуальность.