Выпуск: №8 1995
Вступление
КомиксБез рубрики
Венецианское преследованиеЖан БодрийярВысказывания
Об инструменте своего искусстваФранциско Инфанте-АранаИсследования
Обновленное видениеДжонатан КрэриБез рубрики
Вооружение глазаГор ЧахалПубликации
О фотографииСьюзан ЗонтагВысказывания
Вторая смерть фотографии, или третий кризис визуальностиАлексей ШульгинЭссе
ОчевидностьСемен ФайбисовичЭссе
Больше света!Андреас ЗельтцерСтраница художника
ФотоархеологияДмитрий ВиленскийМедитации
Визуальные стратегии в несуществующем — враждебном — расслоенном — пространствеВиталий ПацюковКонфронтации
Олег Кулик — Юрий ЛейдерманЮрий ЛейдерманМонографии
Переживание целого. Созерцая два неоновых объекта 1967 годаПатрик ФрейЭссе
Дорога на ФиладельфиюЮрий ЛейдерманБеседы
Беседы. Поль Вирилио, Ханс-Ульрих ОбристХанс-Ульрих ОбристМанифесты
Конец оптикиАлександр БренерЭссе
Стратегия исчезновенияЖером СансМонографии
Ханна Коллинз: Вы-хваченный (вы-брошенный) образ и место в котором он может выть виденЭндрю РентонСтраница художника
КачучаЯн РаухИнтервью
Дауны: картина мираБорис ЮханановКонцепции
Автопортрет и другие руиныЖак ДерридаПубликации
Серийный универсумДжон Уильям ДаннКомментарии
Послесловие к публикации Джона Уильяма Данна, плавно переходящее в предисловие к публикации Михаила ЛифшицаДмитрий ГутовПубликации
«Меланхолия» ДюрераМихаил ЛифшицКомментарии
Витгенштейн: — Вскользь по касательной (Логико-философский трактат, 2.0232)Вадим РудневКомментарии
Концепт картины в «Трактате» ВитгенштейнаЭрик СтениусЭссе
Одно тело. Два взглядаАнатолий ПрохоровКонцепции
Сексуальность в поле зренияЖаклин РозПерсоналии
Вижу, ergo... (Записки об Оле Чернышовой)Георгий ЛитичевскийПерсоналии
Беседа с Дмитрием ГутовымВладимир ДубосарскийПерсоналии
Общие замечания по поводу одной серии работ Павла АксеноваАлександр БалашовПерсоналии
Таня ЛиберманИрина БазилеваСимптоматика
Утешение рекламойОлег ДавыдовКниги
Края технологииАндрей ПарамоновКниги
Миф о первобытном сознании: взгляд из 1990-х годовВадим РудневКниги
Возвраты репрессированной историчностиЛеонтий ЗыбайловВыставки
Четыре выставки в КёльнеГеоргий ЛитичевскийВыставки
Леонид Ламм. Homage to ChernithovЕвгений ГоллербахВыставки
Подставные лицаАлександр БалашовВыставки
Космокинетический Кабинет NoordungЮрий ЛейдерманВыставки
Унеси меня ветромОльга КопенкинаВыставки
Выставки. ХЖ №8Елена ПетровскаяМожно написать о глобальном кризисе современного мира.
Можно написать об экологическом кризисе.
Можно написать о политическом кризисе в России.
Можно написать о кризисе визуальности. В последнее время новая дискуссия захватила, кажется, все сферы масс-медиа — от журналов для домохозяек до конференций в компьютерной сети Internet. Что это — просто очередная модная тема, еще одно средство привлечения читательского интереса или отражение неких событий, коренным образом меняющих мир? Как и на всякий вопрос, на этот, конечно, существует несколько взаимоисключающих верных ответов.
Как известно, два предыдущих глобальных кризиса визуальности (в трудах теоретиков, эти кризисы обнаруживших и описавших) были связаны с возникновением и развитием фотографии и других способов тиражирования изображений. Причем первый кризис произошел из-за самого факта существования фотографии — изображения перестали быть уникальными (Беньямин). Второй кризис связывают с переполненностью мира образами реальности и подменой ими самой реальности (теория симулякра). Третий, сегодняшний кризис визуальности его певцы связывают со смертью фотографии, убитой революционным развитием компьютерных технологий. Здесь имеется в виду легкость подделки, манипуляции переведенным в цифровой код фотоизображением и, как следствие, утрата уникального качества фотографии — документальной достоверности. Вера людей в то, что изображенное на фотографии событие действительно имело место, якобы ставится теперь под удар. Однако благодатность этой темы совершенно заставляет забыть о том, что ФОТОГРАФИЯ УЖЕ МЕРТВА! И «умерла» она много лет назад из-за увлечения фотографов, а затем художников постановочной, срежиссированной съемкой.
Фальсификация совершалась не на поверхности изображения (как в случае компьютерной манипуляции), а внутри кадра. И, надо сказать, результаты были более убедительными.
Постановочной съемкой не брезговал мастер «решающего мгновения», эталон фотографа-репортера Анри Картье-Брессон (сам, правда, называвший свои работы сюрреалистическими), а также великий Кертеш.
Позже постановочной фотографией увлеклись такие столпы современного искусства, как Синди Шерман, Джефф Куне, Джефф Уолл, Клегг и Гутман и т.д. А чего стоят снимки из отечественных газет и журналов 30-х — 80-х годов, воспевающие советский образ жизни! И что же? Почему-то именно сегодня раздаются сетованья о том, что компьютеры скоро убьют нашу веру в достоверность газетных иллюстраций. Но разве можно им верить сейчас? Разве можно было верить им раньше? А можно ли верить статьям, сопровождающим эти фотографии?
Люди верят в то, во что они хотят верить. Вера в Бога поддерживается его изображением. Вера в причастность к судьбе мира поддерживается фотографией в газете. Верить или не верить — выбора здесь нет. А за «разборками» между фотографией и компьютерами стоит, как всегда, борьба за власть и за рынки сбыта. Microsoft и IBM хотят отвадить нас от фотографирования на память и усадить за multimedia. Kodak, продолжая выпускать фотопленки, разработал и внедрил систему Kodak CD, позволяющую оцифровывать и хранить на компакт-дисках домашние фотоархивы. Фирмы -производители программного обеспечения выпускают огромное количество программ обработки изображений, в том числе для трехлетних детей. Ars Electronica премирует фильм «Терминатор-2», созданный на аппаратуре, произведенной своим главным спонсором — фирмой Silicon Graphic. Джордж Сорос субсидирует выставку «NewMediaTopia». И т.д., и т.д., и т.д. ...
Конечно, компьютер победит: против терминатора не устоит никакой сталкер. Но есть своя выгода и в том, чтобы оставаться сталкером среди терминаторов.