Выпуск: №6 1995
Вступление
КомиксБез рубрики
Покидая ХХ векЭдгар МоренПризнания
Так много любвиАлександр АлексеевИсследования
Спор об искусствеЕкатерина АндрееваПослания
Эрос и Танатос коммунизма. Письмо к английскому другуАлександр ЯкимовичВысказывания
Михоэлс — ЛирДмитрий ГутовТенденции
Под кожуТомас ХюбертБеседы
Жизнь такова, как она есть, потом она прекращаетсяАдриан ДэннэттСитуации
Неизвестный геройНаталья ТамручиРефлексии
Фальшивые детиАлександр БренерПубликации
Фрэнсис Бэкон. Логика ощущенияЖиль ДелезСтраница художника
Страница художника. АЕС АЕСДиагностика
Не яКристина фон БраунБеседы
«Есть нечто новое, а именно — юмор»Марина АбрамовичПереводы
Женщина — тело — текстЭлен СиксусМонографии
Фантасмагория женского дела: творчество Синди ШерманЛора МалвейЭссе
Тело и его двойникИрина КуликЭссе
Эпоха невинностиСергей КузнецовРефлексии
Мы так близки, что слов не нужноДмитрий ПриговЭссе
Звуки-каннибалыВалерий ПодорогаСтраница художника
От чего умер Франц КафкаАлександр АлексеевДефиниции
Дефиниции. ХЖ №6Акилле Бонито ОливаСитуации
Реальность блефаМарко СенальдиИнтервью
Актуальные интервью. ХЖ №6Айдан СалаховаСтраница художника
Страница художника. Андрей ХлобыстинАндрей ХлобыстинДиалоги
Путь СамоделкинаПавел ПепперштейнПутешествия
Мысли утомленного путешественникаГеоргий ЛитичевскийПутешествия
Сохо/Нью-Йорк, май 1994. Москва/МоскваМодест КолеровКниги
Богоматерь цветовЮрий ЛейдерманВыставки
Обзор сезонаЕвгения КикодзеВыставки
СводкиАлександр БренерВыставки
ПослесловиеВиталий ПацюковВыставки
Неизвестная Европа или, Оправдание пустотыОльга КопенкинаВыставки
Art Cologne-94Ольга ХолмогороваВыставки
Я здесь шагалОльга КопенкинаВыставки
В поисках эквивалента. Некоторые аспекты современной фотографииТатьяна ДанильянцКлинический диагноз известен: горловая чахотка, или, изъясняясь профессиональным медицинским языком, туберкулез гортани.
Туберкулез гортани выражается в воспалительном процессе, захватывающем слизистую оболочку или подслизистую ткань. Появляется воспалительный прилив крови (гиперемия) в отдельных частях гортани -истинных и ложных голосовых связках, черпаловидных хрящах и надгортаннике, затем в них развиваются инфильтраты с последующим слущиванием эпителия и образованием язв, заживающих с образованием рубца. Туберкулезные поражения гортани сопровождаются рядом симптомов: кашель, хриплый голос, боль при кашле и глотании и пр.[1]
По-видимому, непрерывные осложнения в произнесении звуков, в выговаривании слов, связанных в смысловые конструкции-предложения, обусловили обостренное ощущение собственного тела — тела писателя Франца Кафки.
Способ, каким при болезненных заболеваниях приобретается новое знание о своих органах, может, вероятно, служить примером способа, каким человек вообще приобретает представление о собственном теле[2].
Как же устроена та важная часть человеческого тела, благодаря которой текст, обладающий своей скриптуальной телесностью, может быть присвоен телом произносящего — автора-писателя, чтеца-декламатора, актера или просто говоруна?
Механизм, контролирующий высоту звука, называется фонацией; он локализован в гортани, его физической основой являются колебания голосовых связок. Механизм, определяющий фонемную структуру, называется артикуляцией. Он расположен в полости рта (в некоторых случаях охватывая и носоглоточную область). Гортань расположена над трахеей (рис. 1). Она состоит из кругового перстневидного, щитовидного и парных черпаловидных хрящей. Щитовидный хрящ обладает двумя степенями подвижности по отношению к перстневидному — скольжением вперед и наклоном вперед и вниз. Черпаловидные хрящи помещаются на заднем верхнем крае перстневидного хряща и могут: 1) вращаться вокруг своей длинной оси, 2) сдвигаться друг к другу или раздвигаться, скользя по перстневидному хрящу (рис. 2 и 3), и наклоняться вперед. Между щитовидным хрящом и голосовыми отростками черпаловидных хрящей расположены голосовые связки, окутанные складками слизистой оболочки; щель между ними называется голосовой. Воздух проходит через нее и при дыхании, и при речи. Мышцы гортани имеют особое функциональное значение. Перстнещитовидная мышца расположена вентрально между перстневидным и щитовидным хрящами. Перстнечерпаловидные мышцы состоят из двух частей каждая: латеральной, проходящей от черпаловидного хряща к боковой поверхности перстневидного, и задней, идущей к задней поверхности последнего. Черпаловидные мышцы соединяют дорсальные поверхности одноименных хрящей. Голосовые мышцы в составе голосовых складок идут от щитовидного хряща к черпаловидным. Латерально от каждой из них лежат щиточерпаловидные мышцы.
Роль гортанных мышц состоит в изменении ширины голосовой щели и степени натяжения голосовых связок, что необходимо для фонации. Голосовая щель расширяется задней перстнечерпаловидной мышцей, которая тянет черпаловидный хрящ так, что его голосовые отростки поворачиваются в стороны (рис. 2). Голосовая щель сужается перстнечерпаловидной и щиточерпаловидной мышцами. Натяжение голосовых связок регулируется, наконец, и перстнещитовидной, и голосовой мышцами. Перстнещитовидная мышца наклоняет щитовидный хрящ вперед (рис. 1), удаляя его от голосовых отростков черпаловидных хрящей, вследствие чего голосовые связки натягиваются. Вместе с тем голосовые мышцы увеличивают натяжение голосовых связок, изменяя их эластичность, связанную со степенью сокращения мышц. В процессе нормального дыхания задние перстнечерпаловидные мышцы поддерживают голосовую щель широко открытой (рис. 2)[3].
Первой фазой речи является подготовка к выдоху. Голосовая щель при этом закрыта или лишь слабо приоткрыта. В результате в грудной клетке образуется более высокое давление, чем при обычном выдохе (предголосовое давление). При закрытой голосовой щели голосовые связки под действием этого давления выгибаются; в этот момент воздух проходит через голосовую щель в ротовую часть глотки. Голосовая щель является сужением на пути выдыхаемого воздуха; скорость потока выдыхаемого воздуха здесь значительно выше, чем в трахее. По закону Бернулли давление здесь снижается, вследствие чего голосовая щель закрывается и весь процесс начинается сначала. Так происходят колебания голосовых связок[4].
Безусловно, колебания голосовых связок, столь необходимые для извлечения, к примеру, открытого звука ((а: в слове «brandmarken», вызывали у писателя болевые ощущения (слизистая оболочка, покрывающая голосовые связки, все больше поражалась туберкулезными микробактериями). Быть может, писателю было бы удобнее шептать свои тексты?
При шепоте голосовые связки не совершают колебаний. Они лежат вплотную друг к другу, оставляя лишь маленький просвет в области черпаловидных хрящей (рис. 2). Воздух, проходящий через него, вызывает шум, который может подвергаться артикуляции, и, таким образом, формируется «шепотный» голос[5].
Похоже, формирование шепотного голоса не было бы выходом из положения. Были бы сняты болевые ощущения, ушла бы мясистая телесность звучных открытых «а», но все равно остались бы атрикулиро-ванные согласные звуки, звучащие как лязг зубов и хруст костей в пресловутом слове brandmarken». Звуки, по преимуществу созданные в процессе артикуляции, не менее каннибалы, что и продукты фонации. Кроме того, шепотный голос исключил бы публичность процесса присвоения звуков[6], а, как выясняется, это необходимое условие для добротного переваривания присвоенной собственности, подобно тому как сервировка блюд способствует возникновению аппетита.
Ощущение, связанное с потребностью в пище, называется аппетитом. Аппетит может быть частью ощущения голода, но может возникать и самостоятельно (например, во время еды или в предвкушении особенно изысканного блюда). Аппетит может появляться и независимо от непосредственных физиологических потребностей; в последнем случае он является отражением врожденной или приобретенной индивидуальной склонности к определенному виду еды. «Аппетитность» блюда, основными элементами которого являются вкус, запах, консистенция, температура, способ приготовления и сервировка, в очень большой степени зависит от нашего отношения к нему[7].
Индивидуальная склонность к определенному, увы, несуществующему виду еды, отказ от пищи, публичное голодание... Голодарь, герой одноименной новеллы, во многом сродни автору. «Я никогда не найду пищи, которая пришлась бы мне по вкусу» — это были последние слова великого маэстро голодания, под конец жизни лишенного почета толпы.
Кафка привередничает, отказываясь от обильных скоромных продуктов фонации. Что может быть питательней, чем упоение собственной речью, утоление речевого голода, речевой каннибализм, ведущий, по-видимому, к регенерации организма или уж по крайней мере к гедонистической самостимуляции, повышающей тонус, оживляющей гормональные функции?
Религиозный каннибализм выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему[8].
Лучшие части его, Кафки, тела при умолчании уже не вернутся к нему. Впрочем, они физически не могли быть присвоены: процесс фонации становился для писателя все более болезненным из-за прогрессирующего на фоне истощения организма туберкулеза гортани. Теперь мы можем воссоздать неразрывную летальную цепь, сковавшую тело Кафки: туберкулез гортани — болезненность фонации — анализ своего тела — отказ от произнесения — невозможность утоления речевого голода — истощение организма — туберкулез гортани.
Болезнь здесь не медицинская, не клиническая. Болезнь есть жизнь. Может быть, человек не знает, что искривлен болезнью, но живет с полнотой[9].
Макс Брод вспоминает, как во время чтения Кафкой «Процесса» его слушатели разражались безумным смехом, который подхватывал и сам Кафка[10].
3 июня в санатории Кирлинг под Веной в возрасте 41 года скончался Франц Кафка[11].
Примечания
- ^ Популярная медицинская энциклопедия, Москва, 1961, с. 1094.
- ^ Зигмунд Фрейд. Я и ОНО. Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси, «Мерани», 1991, с. 363.
- ^ Физиология человека. Том 2. Органы чувств. Москва, «Мир», 1985, с. 183 — 184.
- ^ Там же, с. 185.
- ^ Там же, с. 185.
- ^ См. роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля»
- ^ Физиология человека. Том 2. Органы чувств. Москва, «Мир», 1985, с. 212 — 214.
- ^ БЭС, ст. Каннибализм, с. 537.
- ^ Фрагмент эссе Валерия Подороги о Франце Кафке.
- ^ Жиль Делез. Представление Захер-Мазоха. В сборнике «Венера в мехах», Москва, «Культура», 1992, с. 265.
- ^ Из некролога писателя. Прага, 10 июня 1924 года.