Выпуск: №5 1994

Рубрика: Книги

Встреча через 80 лет: Отклик на новые публикации трудов Эмануэля Сведенборга

«О небе, о мире духов и об аде»
Киев, «Украина», 1993.
Москва, «Мировое дерево». 1993
(«Тайна Неба». Киев, «Пресса Украины», 1993)

Хотелось бы сразу возразить — в некоторых переводах трудов Сведенборга с латинского (а писал он исключительно на латыни) на английский и русский языки брак между ангелическим мужчиной и ангелической женщиной интерпретируется в прямом, плотском смысле — как телесное совокупление. Вот, например, перевод А.Грибанова и И.Ефимова фрагментов книги о супружеской любви: «На небесах никакая супружеская пара не выдержит испытания, кроме тех, кто внутренне соединены или могут быть соединены в одну плоть... Двое в браке должны называться одним ангелом, а не двумя... Иных браков в раю и быть не может, потому что иначе два человека не способны прожить вечность в одном доме, в одной комнате, в одной постели... Женатые люди в раю совокупляются так же, как они делали это на земле, только наслаждение их выше и благословение всегда с ними, но потомства они не производят. Вместо детей им даровано духовное размножение, а именно разрастание у них любви и мудрости. Причина, по которой женатые пары продолжают совокупляться в раю, как и на земле, заключается в том, что мужчина остается в раю мужчиной, а женщина — женщиной и стремление к соитию заложено в них обоих еще с творения. Это стремление в мужчине владеет как духом его, так и телом, а потому после смерти, когда мужчина превращается в духа, склонность его к женщине не обрывается и не может привести ни к чему иному, кроме как к соитию...»

Надо сказать, что основания для такой трактовки взаимоотношений полов в раю есть — Сведенборг утверждал, что существует принципиальное соответствие того, что на небе, тому, что на земле, и наоборот. И поскольку на земле есть мужчины, женщины и браки между ними, то, по Сведенборгу, на небесах тоже есть ангелы мужского и женского пола, а также браки между ними. Более того, Сведенборг говорил об ангелических браках, не только исходя из теоретического принципа соответствий, но, как он утверждал, и на основе своего опытного знания, поскольку, по его утверждениям, он неоднократно бывал на небесах и все видел своими глазами.

Тем более есть основания для такой трактовки ангелического существования, что, по Сведенборгу, ангелы живут жизнью, очень похожей на земную: они едят, пьют, разговаривают, носят одежды, живут в домах, спят в постелях и т. д.: «во всем, относящемся к мысли и ее речи, и во всем относящемся к воле и ее действию, человек природный имеет субъектом материю, пространство, время и количество; эти сущности у него устойчивы и определены; без них у него нет идеи мысли и затем ее речи, нет чувства воли и ее действия. Для человека духовного эти сущности не суть субъекты, но для него они объекты, потому что в Мире духовном есть предметы, подобные тем, которые в Мире природном; есть земли, селения, поля, сады и леса, есть дома, распределенные на комнаты, и в этих комнатах все потребное, есть одежды женские и мужские, как в Мире, есть столы, кушанья, напитки, как в Мире, есть животные:, одни кроткие, другие вредные, есть, следовательно, пространства, времена, числа и меры, все это сходно с тем, что в Мире, так что невозможно глазу отличить...»

Собственно, продлевая логику соответствия до абсурда, и появляется терминологическая ассоциация: термин «соединение» трактуется как «совокупление».

Утверждение о совокуплении можно было бы считать просто недоразумением, если бы оно ни было выражением принципиального и весьма распространенного, особенно в художественной среде, непонимания сути духовной жизни как на небесах, так и на земле; а еще точнее — одухотворенности жизни (ангельской и человеческой) во всех ее проявлениях, начиная от, казалось бы, сугубо бытовых и кончая, казалось бы, самыми высшими ее формами типа творчество, долг, служение.

Дело в том, что, по Сведенборгу, нет принципиальной разницы между ангелом и человеком. Ангел — это дух человека, т.е. бестелесный дух человека. И ангелы, по Сведенборгу, это не самостоятельные онтологические существа, а души умерших людей; Сведенборг считал, что Бог не творил ангелов, а они происходят из людей.

Но, несмотря на соответствие телесных и духовных вещей, духовные существуют по другим принципам.

Возьмем, например, такую вещь, как одежда. Ангелы носят одежду. Одежда каждого ангела в каждый момент времени соответствует состоянию ангела. Состояния ангелов различаются в зависимости от их иерархического положения, т.е. от степени приближенности к Богу (ангелы более высоких небес одеты в более прекрасную одежду) и в зависимости от того, какое конкретное чувство они сейчас переживают. Но одежда меняется не потому, что ангел постоянно переодевается, а потому, что она создается самим состоянием, чувством ангела, и в соответствии с состоянием изменяется. Таким образом, одежда ангела является виртуальным объектом, относительно константной (постоянной) формы ангела. А ангелы самых высоких небес, т.е. наиболее приближенные к Богу, находящиеся, по терминологии Сведенборга, в состоянии невинности, не носят одежды вообще. «Одеяния, в которых являются ангелы, чему-нибудь соответствуют, как и все относящееся к ним, а если соответствуют, то и действительно существуют. Их одеяния соответствуют их разуму, вследствие чего все небесные жители одеты, смотря по разуму своему; а так как один превосходит по разуму другого, то и одеяния у иного красивее, чем у другого; у самых разумных одеяния ярки, как пламя, или блестящи, как свет: у менее разумных одеяния светлы и белы, но без блеска... В самых же внутренних небесах ангелы наги, потому что они живут в невинности, а невинность соответствует наготе».

Специфика ангельской жизни, в отличие от земной, заключается в том, что все предметы и даже вся реальность, включая время и пространство, являются порождением ангельских состояний. Но ангелы, в отличие от человека, видят натуральным образом виртуальные одежды, виртуальную реальность, порождаемую другим ангелом. «Все предметы на небесах, соответствующие чему-либо внутреннему, вместе с тем изображают это понятие, вследствие чего они и называются изображениями, или прообразами; а так как они изменяются смотря по изменению внутреннего состояния в ангелах, то изображения эти также называются видимостями, хотя, в сущности, все видимое ангелами на небесах и постигаемое внешними чувствами их, видится и постигается ими точно так же живо, как и все видимое человеком на земле, и даже гораздо яснее, отчетливее и осязательнее. Такого рода видимость на небесах называется действительной, настоящей, потому что она действительно существует».

И что принципиально важно, это то, что сами ангелы и виртуальная, т.е. порождаемая ими, действительность относятся к разным уровням или типам реальности. Сами ангелы не смешиваются с результатами своего творчества. Это соотношение реальностей подобно соотношению человеческого тела и его психики, или, точнее, тела и продуктов творческой психической деятельности. Если бы, пишет Сведенборг, ангелы были бы сотворены самим Богом, а не происходили бы от людей, т.е. имели бы статус виртуального существования, то в этом случае имело бы место шизофреническое неразличение личности ангела и продуктов его творчества. Что, собственно, часто происходит с человеком, который в порыве творческого экстаза путает реальность своего существования и реальность существования своих образов.

Виртуальные ангелические объекты, будучи порождением чистого, незамутненного состояния ангела в самой полной мере выражают его креативные, т.е. творческие потенции, являя собой предметы искусства в самом высшем смысле этого слова. Более того, эти объекты, по Сведенборгу, и есть собственно само искусство: на небесах, пишет Сведенборг, «видишь искусство в первообразе своем».

Здесь Сведенборг говорит о природе творчества (как ангелического, так и человеческого, ибо ангел и человек — едино-сущи), понимая под творчеством не только его специальные виды (литература, изобразительное искусство и т.п.), но саму суть творческого процесса как неотъемлемого и непрерывного свойства жизни.

Формальная характеристика (а не содержательная, т.е. независимо от того, какой предмет создан) качества виртуального объекта, который по сути своей является предметом искусства — то, что он является живым — живым, а не мертворожденным объектом. Сложно выразить, что значит «живой», но любой человек из собственного опыта знает, что иногда вдруг становятся живыми камень, цветок, дерево, вся природа, другой человек, когда возникает сопряжение состояний этого человека и этого предмета, будь он одушевленным или неодушевленным: «В каждом общем чувстве есть бесчисленные оттенки, расположенные в совершенном порядке, и нет между ними ни одного, который бы не был живым и не проникал в чувство».

В психологии творчества много сломано копий при решении вопросов о том, что такое творчество и какими свойствами обладает истинно творческое произведение. Сведенборг дает очень четкие и онтологически обоснованные ответы: творчески порожденным является любой предмет, который воспринимается живым. Любые психологические и искусствоведческие критерии при решении проблемы творчества бесполезно формальны без учета этого свойства сотворенного предмета.

Ощущение жизни, по Сведенборгу, обладает полнотой бытия. И поскольку это состояние является чисто душевным, то не требует телесного взаимодействия, хотя и не исключает его, если, конечно, эти объекты обладают материальными телами. В таком состоянии из слов слагается божественное стихотворение, из нот — божественная музыка, из дерева — лошадка как живая, и т.д.

И точно так же в супружеских отношениях: виртуальных отношений достаточно для полноты супружеской жизни. И говорить об ангелическом совокуплении — значит путать модусы существования константной реальности и виртуальной. Это все равно, что говорить о совокуплении с музой.

У человека супружеская жизнь совершенно тождественна ангелической: соединение виртуальных супругов и есть супружество5. Наличие тела ничего к этому, по сути, не добавляет, поскольку тело относится к другой реальности — половая потребность относится к другому уровню бытия, нежели индивидуальное тело человека. Все биологические потребности как таковые — половая, пищевая и др. — относятся к уровню биологического вида. И в этом плане в индивидуальной жизни человека имеют место лишь в той мере, в какой он это допускает.

Здесь, чувствую, ухожу слишком вглубь для такой небольшой статьи, а хотелось бы в ее рамках сказать еще и о самом Сведенборге и о пробуждающемся в России интересе к нему.

Книги Сведенборга спустя восемьдесят лет вновь увидели свет в России. В 1993 году вышло сразу три издания его трудов на русском языке. Первые две книги — это два варианта одной и той же работы «О небесах, о мире духов и об аде». Одно из этих изданий — репринтное воспроизводство книги, вышедшей в 1863 г. в Германии. Это издание осуществлено киевским издательством «Украина». Второе издание — это несколько исправленный перевод книги 1863 года. Это издание сопровождается пояснительным словарем переводчика А.Н.Аксакова, а также статьями российского философа А.Доброхотова и шведского философа А.Халленгрена. Это издание осуществлено акционерным обществом «Мировое дерево» при поддержке Международного центра издателей Сведенборга. Третье издание — это книга под издательским названием «Тайны неба». Это издание включает в себя фрагмент книги «Тайны небесные» (пояснение первых четырех глав Книги Бытия) и книгу «О Божественной Любви и Божественной Мудрости». Это издание осуществлено издательством «Пор-Рояль» и киевским издательством «Пресса Украины» по инициативе и при содействии сведенборгианской Новой Церкви (г.Львов) и АО «AirLand» (г.Киев).

Надо отметить, что в России вновь пробуждается интерес к идеям Сведенборга: готовятся новые издания его книг; создается Российский сведенборгианский фонд, который вместе с лабораторией виртуалистики Института человека РАН провел первую в послереволюционной России конференцию, посвященную Сведенборгу («Сведенборг: взгляд из России», Москва, 1 марта 1994 г.); эти же организации совместно со сведенборгианскими обществами США и Европы готовят международную конференцию «Сведенборг и российские традиции», которая состоится 13 — 17 ноября 1994 г. в Москве; шведское посольство оранизовало осенью 1993 г. на философском факультете МГУ выступление шведских сведенборгианцев; в рамках различных конференций Сведенборгу были посвящены несколько секционных заседаний; появился ряд специальных публикаций о Сведенборге и его трудах.

Надо сказать, что и сам Эмануэль Сведенборг — весьма любопытная личность. И несмотря, на мой взгляд, на независимость авторской онтологической концепции от биографии автора, чтобы восполнить существующий в отечественной литературе пробел в информации о жизни Сведенборга, завершим свой отклик на публикацию в России трудов Сведенборга кратким описанием его биографии.

Э.Сведенборг родился в Стокгольме 29 января 1688 г. Он был третьим из девяти детей Еспера Сведберга. Еспер Сведберг был профессором богословия в Уппсальском университете и настоятелем собора. Позднее он стал епископом в городе Скара. Сан епископа соответствовал высшему дворянскому званию, которое в 1719 г. Е.Сведберг получил по велению королевы Ульрики Элеоноры. В результате этого простонародная фамилия Сведберг была изменена на благородную Сведенборг. По традиции, епископ Скары был также королевским капелланом, т.е. священником домашней церкви королевской семьи, что ввело Е.Сведенборга в политическую и общественную элиту Швеции. Благодаря наследственному дворянскому званию Эмануэль Сведенборг с 1719 г. становится пожизненным членом Палаты лордов шведского парламента.

Мать Эмануэля умерла, когда ему было 8 лет.

Сведенборг получил блестящее образование в Швеции и Европе. Сведенборг проявил себя как выдающийся инженер и ученый. Он разрабатывает новейшие технологии горного дела, пишет труды по металлургии, горному делу, химии, астрономии, навигации. В своих работах Сведенборг явно опережает науку своего времени. Его труды приносят ему европейскую славу. Он избирается членом многих европейских академий наук, в том числе — почетным членом Петербургской Академии наук в 1734 г.

Параллельно Сведенборг работает в сфере теоретической науки (математика) и философии. Свою общефилософскую систему Сведенборг приложил к животному царству и человеку. Впоследствии его труды стали сравнивать с трудами Ньютона, но, к сожалению, для современников этот пласт работы Сведенборга остался почти незамеченным.

Сведенборг стремился разработать целостную концепцию мира, включающую в себя описание всех его уровней: от царства минералов до божественной реальности. Одним из последних звеньев этого грандиозного построения должно было стать описание «царства души» человека. Реализуя эту задачу, Э.Сведенборг пишет в 1742 г. книгу «Рациональная психология». Но эта книга, написанная с естественнонаучных позиций, видимо, в чем-то не устраивала Э.Сведенборга. По крайней мере, публиковать он ее не стал.

Продолжая работу по построению единой картины мира, Э.Сведенборг пишет в 1745 г. также в естественнонаучном духе книгу о последней, божественной реальности: «Преклонение перед Господом и любовь к Нему».

Следует отметить, что одновременно с научной и практической деятельностью, Сведенборг всю жизнь достаточно активно занимался политической деятельностью, будучи членом палаты лордов.

Но в 1743-1745 гг. Э.Сведенборг переживает сильный душевный кризис, в результате которого кардинально меняется его мировоззренческая позиция. Находясь на вершине своей славы и почета, заслужив величайшее уважение в научном мире как на родине, так и за рубежом, он услышал зов, который означал, что он должен пожертвовать всем этим; зов, повелевающий ему посвятить себя бесконечно более высокому служению — служению Господу.

В 1747 г. Сведенборг оставил государственную службу. Король из уважения к заслугам Сведенборга, предложил возвести его при увольнении со службы в звание барона, но Сведенборг отклонил это предложение и просил короля только о пенсионе половинного оклада, присвоенного месту, которое он занимал в качестве асессора горной коллегии.

С этих пор Сведенборг ведет скромную жизнь в своем небольшом доме в Стокгольме, участвуя лишь в работе палаты лордов. Он не стремится к известности. Свои труды он публикует на свои средства и почти все анонимно. Он осваивает еврейский язык и углубленно изучает Библию, готовясь к теологическим занятиям.

Первый теологический труд Сведенборга появился в 1749 г. Это был первый из восьми томов «Тайн небесных». С этих пор следует почти беспрерывный ряд его теологических публикаций, посвященных самым разным вопросам христианской веры. Среди основных его трудов, помимо «Тайн небесных», следует указать следующие: «Мудрость ангельская о Божественной любви и Божественной премудрости» (1763 г.), «Мудрость ангельская о Божественном провидении» (1764 г.), «Апокалипсис открытый» (1766 г.), «Истинная христианская религия» (1771 г.). Помимо этого, он публикует в виде отдельных книг много фрагментов из них. В своих теологических работах, как и в научных, Сведенборг стремится к систематизации и построению целостной картины мира.

Теологические трактовки Сведенборга послужили его последователям основанием для создания сведенборгианской, как они сами называют, Новой Церкви.

В своих работах Сведенборг много места отводит описаниям потустороннего мира, где он общался с ангелами и демонами. Эта сторона теологии сделала впоследствии его мировой знаменитостью — о Сведенборге больше знают как о мистике, чем как о теологе.

Умер Сведенборг в Лондоне 29 марта 1772 г. Посещавшие его друзья сообщают, что он точно предсказал дату своей смерти. Похоронен был Сведенборг в шведской церкви недалеко от лондонского Тауэра. В 1909 г. произошло перезахоронение останков Сведенборга в Собор Уппсалы.

Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение