Выпуск: №5 1994
Вступление
КомиксБез рубрики
Язык и пути познанияЮрий ЗлотниковСтраница художника
ПерспективностьАндрей СуматохинБеседы
Беседы. Георгий Литичевский и Юрий СоболевГеоргий ЛитичевскийИсследования
Идеальный городСергей КавтарадзеСтраница художника
Страница художника. Bigert & Bergström Bigert & BergströmУтопии
Кибер — утопия и творческая машина авангардаАлла МитрофановаСтраница художника
Страница художника. Марко ПельханМарко ПельханРефлексии
Party-мэйкинг как искусствоТатьяна МогилевскаяСтраница художника
Страница художника. Облачная Комиссия Облачная КомиссияБеседы
Виртуальные смыслы неосмысленных вещейГалина КурьероваБеседы
Сценарий рождения материиВиталий ПацюковСтраница художника
Открытый проект. Опыт истолкования мнимостейАлексей ИсаевСимптоматика
Оправдание графоманииИрина КуликЭссе
Заметки из желтого ящикаЮрий ЛейдерманСтраница художника
Хроники сада МИРЭссе
Всё и усталостьПавел ПепперштейнПубликации
Бойс: Сумерки Богов. Предпосылки критического исследованияБенджамин БухлоПубликации
Беседа о своей стране: ГерманияЙозеф БойсПослания
Владимир Сальников — Йозефу БойсуВладимир СальниковСтраница художника
Пророчества Бифер и ЗграггекБез рубрики
Беседа с китайским другомВиктор МизианоИнтервью
Актуальные интервью. ХЖ №5Юрий ЛейдерманЭпитафии
Эпитафии. ХЖ №5Мария КатковаСитуации
Провинциальные танцыДуня СмирноваКниги
Встреча через 80 лет: Отклик на новые публикации трудов Эмануэля СведенборгаНиколай НосовВыставки
Владимир ТатлинЮрий ЛейдерманВыставки
Агитация за счастьеАндрей ХлобыстинВыставки
Михаил ШварцманСергей КусковВыставки
Гамбургский проектЕкатерина ДеготьВыставки
Заповедник искусствИрина КуликВыставки
Молодые людиСергей ЕпихинВыставки
Пикассо в МосквеЕкатерина ВязоваВыставки
Московские ларьки / Над черной грязьюСергей ЕпихинВыставки
КонформистыАлександр БалашовВыставки
Стерилизация веществаБорис ЮханановВыставки
Выставки. ХЖ №5Никита Алексеев«Все бо являемое свет есть» (Еф. 5,13).
Строю шестиугольник — границу между «Я» и «не Я». Каждая его сторона — картинная плоскость, в ней фрагмент внешнего мира. Человек воспринимает реальность как пространство линейной перспективы.
Строю точки схода вне шестиугольника.
Если увеличить количество сторон многоугольника и приблизиться к кругу — все точки схода, формирующие линейную перспективу, также образуют круг:
Круг энергоносного небосвода, изливающего на Землю лучи космических далей или высот;
Круг, эклиптику, годовое движение Солнца.
Точки схода линейной перспективы — источники света-энергии-информации.
Линейная перспектива, одна из важнейших характеристик реальности, указывает на источники, определяющие существование Земли, Человека и линейной перспективы.
Способ энергетического взаимодействия человека с реальностью определяю как созерцательность.
Точка схода обратной перспективы, совпадая с точкой зрения, лежит в шестиугольнике, в человеке. Обратная перспектива указывает на точку внутреннего видения, ведения, аджну индийской традиции, светоначальную точку, о которой Христос говорит: «Светильник телу есть око». (Мф. 6,22).
Проецирование на картинную плоскость — изнутри шестиугольника. Человек — источник света-энергии-информации, исток пространства обратной перспективы.
Пространство иконы строится энергией увенчанного нимбом иконописца. Об этом говорит не только точка схода, но и наибольшая освещенность переднего плана, достигаемая послойной технологией иконописания. Способ энергетического взаимодействия человека с пространством обратной перспективы определяю как лучезарность.
Создание человеком рукотворных источников света-энергии-информации, подчиняющихся его разуму-воле и продолжающих человеческий мозг за пределы его тела, породило активную перспективу. Человек, не являясь источником энергии, контролирует рукотворные источники вовне, излучающие энергию, то есть формирующие пространство активной перспективы.
Важно отметить, что свет-энергия-информация, результат человеческого труда, изливается на своего создателя извне, но так как активная перспектива моделирует перспективу обратную, рукотворные источники энергии символически «отражают» лучезарность человека, вспомним лампаду. Способ энергетического взаимодействия человека с пространством активной перспективы определяю как деятельность.
Современное искусство, пройдя через отрицание самого себя, расхудожествление, самоархеологию, музеефикацию и сарказм, потянулось к теории спасения человечества. Расстояние между «Я» и «не Я» художника сузилось, и полярные пространства принялись перетекать друг в друга. Постольку пристойная тоска по синтезу вылилась в ностальгию по синестезии. О, счастливое детство и отрочество человечества! Только возвращение в ту самую воду целостного восприятия мира, гармонию невинности (не избегая новейших технологий) сулит спасение и при погасшем светиле. Но прежде синтеза — анализ, разложение на... И здесь повеяло Федоровым, с его верным, аналитическим Филоновым, видящим всех насквозь. То есть «сквозь», то есть «perspicere» — перспектива. Все дело в ней. Хочешь или нет, но дорога сужается к горизонту, протягивая нам в руки две свои колеи. Но таким точкам, из которых к нам тянутся энергии лучи и просто вожжи, говорят — нет числа. Здесь найденный ход. А.С. открывает нам перспективу. Нам, затерянным в переплетениях координат и векторов, волн и лучей, наподобие мухи на дисплее. (О где она, сладко разлагающаяся природа?).
Автор предлагает нам не очередной концепт, но рецепт на абсолютно новую оптику. Не монокулярная и бинокулярная оптика Цейса и Бакушинского, не перцептивная Раушенбаха, или символическая Пановски, но та, которая спасет мир в изучении перспективы. Мир видимый, пронизанный миром невидимым и безо всякого Филонова, и даже более и далее по «ф» — Флоренского. Отдавая дань отцу Павлу, который, как никто, осознал, что Россия живет в обратной перспективе. Итак — к цельности. Но прежде, чем объединиться, следует проложить реальные границы. Ведь ясно, что традиционное деление мировосприятия по способам религии, искусства и науки дает границы мнимые. Рассматривая реальность, как сумму составляющих «Я» и «не Я», обнаруживается, что религиозная, художественная и научная формы мировоззрения суть функции производные. Принципиальны лишь способы энергетического взаимодействия человека с окружающими его пространствами: созерцательность, лучезарность и деятельность. Границы между производными от них условны и проходят сквозь и между. Главным же делителем является точка исхода энергии, прежде казавшаяся точкой схода перспектив. Представьте себе границу между внутренним и внешним миром человека в виде многоугольника. Каждая его сторона может быть рассмотрена как картинная плоскость или плоскость окна — ячейки глаза стрековзы, с уходящей в пространство линейной перспективой, сходящейся в воздушной голубизне, Там скрыта точка исхода света-энергии-информации (по терминологии А.С.) Схема 1. Так вот секрет линейной монокулярной перспективы! Глаз, но на другой ее стороне, источник творящей жизненной энергии — Всевидящее Око Творца, Ярое Око, Ярило. Абсолют, отовсюду направляющий свои расходящиеся в перспективе лучи. Человек, ощущающий и принимающий через антенну купола из конхи храма линейную перспективу, взаимодействует с внешним миром как созерцатель (рис. 1, 2). В таком случае обратная перспектива иконописи точкой исхода имеет собственно глаз человека. В системе обратной перспективы, человек лучезарен. Он может быть рассматриваем как источник света-энергии-информации, как исток пространства, расходящегося вовне, через стороны многоугольника, и явленного в его сознании, в чувстве. Схема 2. Икона, будучи моделью мира, несет прямую перспективу человека-созерцателя (рис. 3) и обратную — человека лучезарного (рис. 4) (что это — ересь, или Божественное провидение в отраженном свете! Феофан Грек кладет пробела с помощью собственного Фаворского луча?).
Свеча, зажигаемая перед иконой, — это уже перспектива активная. Рукотворный источник энергии, усиливающий энергетичность человека (рис. 5). Первый сигнальный костер древнего человека уже создавал световой поток, несущий мысль вне мозга, вне тела. Человек, продолжая «созерцать» реальность, создает механизм проецирования своей внутренней энергии на реальный мир. Схема 3. Человек тиражирует себя в рукотворных объектах, например, мониторах, позволяющих ему расширить возможности самораспространения, самоусиления, достигая пугающих возможностей.
Три способа энергетического взаимодействия человека с окружающим миром. Универсальный конструктор из трех элементов, позволяющий описывать существующие и создавать новые символические структуры любого уровня сложности. Задав точки исхода энергии можно конструировать модели мироздания, микрокосмы, раскрывая суть их энергетической архитектоники. Паутина исчезла — муха свободна. Вот она, обещанная цельность, то есть исцеление (правда, пока в лабораторных условиях), рецепт которого представляет нам А.С»