Выпуск: №50 2003
Вступление
КомиксБез рубрики
Искусство существует, когда о нем знаютВиктор МазинНаблюдения
Новые формы художественного образованияРоберт ФлекБеседы
Микеланджело Пистолетто: помочь молодым стать молодымиКонстантин БохоровОпыты
Один час на УландштрассеЕлена КовылинаИнтервью
Новый Баухаус. Беседа с Оксаной ЧепеликОксана ЧепеликОпыты
Мой опыт обучения на ЗападеОльга ЧернышеваОпыты
Мой опыт обучения на ЗападеНаталиа МалиНаблюдения
Академии и фабрики художественного воспитания в СШАОльга КопенкинаСвидетельства
MFAЕвгений ФиксЭкскурсы
Зачем нам нужно новое поколение художников и что мы должны сделать, чтобы оно появилось?Дмитрий ВиленскийКруглый стол
Кого учить? Чему учить? И учить ли вообще...Виктор МизианоБеседы
Айдан Салахова: умение реализовать идеюДмитрий ГутовИсповедь
Оружие, которое отсырело. Судьба как критерий профессионального образованияБогдан МамоновРефлексии
Мифология профессионального блескаДмитрий Голынко-ВольфсонОпросы
Критерий профессионализма современного художникаГеоргий ЛитичевскийЭкскурсы
Дискобол. Учебный фильм петербургских художниковВладимир СальниковIn memoriam
Нулевая системаБогдан МамоновОпыты
О школе Соболева и заваркеЕлизавета МорозоваКниги
Олег Аронсон. «Богема: опыт сообщества»Эдуард НадточийСобытия
Репетиция интронизацииЕвгений БарабановСобытия
Один месяц из жизни Нью-ЙоркаОльга КопенкинаСобытия
Осторожно, искусство!Богдан МамоновСобытия
Художник Дмитрий Гутов как реалистВладимир СальниковВыставки
Выставки. ХЖ №50Богдан МамоновРубрика: Опросы
Критерий профессионализма современного художника
Юрий Альберт. Родился в 1959 г. в Москве. Художник. Живет в Кельне. Георгий Литичевский. Родился в 1956 г. в Днепропетровске. Художник и критик. Член редакционного совета «ХЖ». Живет в Москве и Берлине. Ольга Тобрелутс. Родилась в 1970 г. в Ленинграде. Художник, работает в области видео- и компьютерного искусства и фотографии, представитель неоакадемического направления в искусстве Петербурга. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Юрий Альберт
Критерием профессионализма для меня является культурная вменяемость художника. Художник, на мой взгляд, должен понимать, что он делает (а это встречается не так уж и часто); он должен сознавать, чем его работы отличаются от работ других художников и в чем их сходство, в какой традиции он работает и почему. Важно также, чтобы он был способен внятно описывать и обсуждать свою деятельность, причем его работы должны соответствовать тому, что он про них говорит (например, если художник заявляет, что он марксист, это должно быть видно при взгляде на его работы). Вообще, ясность есть необходимое условие любого художественного высказывания — какой бы сложной ни была работа, каких бы изощренных комментариев она ни требовала, зритель должен сразу понимать общий смысл (хороший пример — работа Кошута «Один и три стула»).
Но просто соответствовать этим критериям мало, надо соответствовать им достаточно долго; вот если художник сможет проработать в соответствии с этими критериями хотя бы лет десять, он для меня — профессионал.
И я считаю, что в Москве сейчас довольно много профессиональных художников — может быть, даже человек 10-12 наберется.
***
Георгий Литичевский
Как-то в частном разговоре я употребил слово «медитация». «Жорочка, а ты медитируешь?» — спросил меня мой собеседник «Да. Иногда. Но такие профессионально» — «Но что значит — профессионально медитировать? Ведь это то же самое, что профессионально заниматься сексом!»
Да, это правда, бывают слова, рядом с которыми слово «профессиональный» неуместно — «профессиональный художник» звучит примерно как «профессиональный дворянин» (современные новоявленные арт-идальго ничего общего не имеют с ремесленниками прошлого) — но и уместно одновременно. В конце концов, «профессиональный секс» — а почему нет?
По последней аналогии критерием профессионализма будет отказ от собственного удовольствия во имя удовольствия партнера (потребителя, зрителя, клиента, заказчика и даже, бывает, Народа). Как про писателя говорится, что он тогда хорош, когда может быть первым читателем своей рукописи. То есть наступать на горло собственной песне. С другой стороны, можно ли в самом деле доставлять кому-то удовольствия и при этом самому не испытывать их вовсе? Высший профессионализм всегда граничит с риском полной потери профессионализма. Профессионализм — это автоматизм, но автоматы склонны внезапно выходить из строя.
Но это была одна аналогия. А ведь возможна еще аналогия с медитацией.
***
Ольга Тобрелутс
Критерии профессионализма в искусстве менялись в каждом веке. Для каждого художника они всегда оставались индивидуальными требованиями. Для меня главными критериями, независимо от того, в какой форме представлено произведение (картина, инсталляция, перформанс и т. д.), являются:
1) решение такой проблемы, как совмещение точки зрения внутреннего зрителя (помещенного внутрь изображаемого мира) и зрителя вне изображения (внешнего наблюдателя);
2) точка зрения, с которой автор идеологически оценивает и воспринимает изображаемый им мир (как в смысле композиции, так и в смысле этики);
3) выбор ракурса и освещения;
4) обоснованность в выборе материала;
5) сила впечатления от произведения, дарящая вдохновение зрителю.