Выпуск: №101 2017

Рубрика: Беседы

Экосексуалы идут! Беседа с Энни Спринкл и Бет Стивенс

Экосексуалы идут! Беседа с Энни Спринкл и Бет Стивенс

Энни Спринкл и Бет Стивенс. «Грязная секс-экология: 25 способов заниматься любовью с Землей». Перформанс 5–6 марта 2010 в театре Космос, Вена, Австрия. Предоставлено художницами

Александр Буренков. Родился в 1987 году в Ленинграде. Куратор. Живет в Москве.

Женщины в синих париках и в такого же цвета кружевных псевдо-барочных платьях с обнажающим грудь вырезом — они бьют в бубны, размахивают лентами и поливают зрителей водой из пульверизаторов, громко имитируя при этом оргазм. Рядом несколько мужчин в синих набедренных повязках стреляют друг в друга из водяных пистолетов. В здании, отданном для проведения публичной программы Документы «Exercises of freedom», по приглашению куратора программы философа, квир-теоретика и активиста Поля Пресиадо, основатели экосексуального движения Бет Стивенс и Энни Спринкл совершают «водный ритуал» — балансирующий между дионисийской мистерией и китчевым школьным спектаклем перформанс. Таким образом они символически смывают черную страницу в истории помещения, где во времена греческой хунты располагался полицейский участок и пытали людей.

«Мы занимаемся любовью с планетой. Мы аквафилы, террафилы, пирофилы и аэрофилы. Мы бесстыдно обнимаем деревья, массируем землю ногами и эротически общаемся с растениями. Мы ласкаем камни, радуемся водопадам и восхищаемся земными изгибами. Мы хотим спасти горы, воду и небо любыми возможными способами, но в первую очередь — любовью, радостью и обольщением». «Экосексуальный манифест» — ключевой текст для движения экосексуалов, объединяющего по всему миру сотни тысяч людей, которые считают, что для спасения природы с ней нужно в первую очередь заниматься сексом[1]. Прилагательное «экосексуальный» из самоописательного термина в онлайн-анкетах для знакомств превратилось в определение полноценного социального fashion-течения и новой формы сексуальной идентичности. По словам эксперта в области экосексуальности, Аманды Морган, для данного явления характерны различные формы выражения. Некоторые любители природы пытаются использовать для своих сексуальных утех интимные игрушки, сделанные из натуральных материалов, другие же идут гораздо дальше и совершают полноценные половые акты с растениями, землей и грязью.

Третьи совершают иронические художественные жесты — ставят пьесы, проводят симпозиумы, играют «экосексуальные свадьбы» с горами, реками, луной, лесами и другими природными объектами, снимают документальные фильмы, в деталях погружающие зрителя в сложнейшие полиаморные любовные связи между художниками и Аппалачскими горами. Широчайший диапазон художественных проектов и жанров легко дезориентирует, создавая впечатление, что все движение — лишь тщательно разработанная мистификация студентов художественной школы, решивших возродить абсурдистское движение Флюксус, используя при этом визуальный инструментарий хиппи и глэм-рока.

Тем не менее, Спринкл и Стивенс глубоко за пятьдесят, и их послужной список впечатляет: Элизабет «Бет» Стивенс не только художник, скульптор, кинорежиссер и фотограф, но и профессор (а до этого — руководитель отдела искусств) в Калифорнийском университете Санта-Круза, а ее давний партнер Спринкл по собственному описанию — «Видный секс-педагог, бывшая проститутка, феминистка-стриптизерша, порнографическая актриса, ведущая кабельного телевидения, редактор порножурнала, продюсер секс-фильмов, писатель и сексуально позитивная феминистка, бакалавр фотографии в Школе визуальных искусств и доктор исследований сексуальности Института перспективных исследований сексуальности человека в Сан-Франциско».

 

Александр Буренков: По оценкам социологов в 2016 году число людей, занимающихся сексом с природой и называющих себя экосексуалами, превысило сто тысяч человек. Дженнифер Рид, социолог из Университета Невады, Лас-Вегас, утверждает,  что число людей, идентифицирующих  себя как экосексуалов, заметно возросло именно за последние два года. Данные поиска Google подтверждают, что в текущем периоде интерес к этому явлению резко увеличился. Об экосексуализме пишут и молодежные издания, такие как Vice, Broadly и массовое The Sun.  Как вы воспринимаете рост общественного интереса к вашему движению?  Комфортно ли вам такое повышенное внимание  со стороны средств массовой информации?

Бет Стивенс и Энни Спринкл: Нас это не беспокоит. Когда вы что-то огораживаете, скрываете, то вы убиваете это явление: оно лишается способности к развитию, становится статичным.  Сегодня перед экосексуальным движением открываются новые возможности к развитию и новые перспективы, и нам хочется верить, что мы еще находимся у его истоков. Нам нравится, что внутри экосексуального движения сложился столь большой диапазон различных сексуальностей. К сожалению, многие люди считают, что экосексуалы — это те, кто вступает в сексуальные отношения с природными сущностями.  Но это очень ограниченное представление: поверьте, большинство экосексуалов не трахаются с деревьями, какой бы притягательной эта картинка ни казалась. Прежде всего мы работаем с идеями защиты окружающей среды и в этом контексте пытаемся предоставить и этот свежий взгляд — сексуальность природы как таковой. То есть это не только генитальный контакт человека с природой. Мы видим секс и в том, как один водоем сливается с другим или биомное облако бактерий одного человека с биомным облаком другого человека.

some text
Энни Спринкл и Бет Стивенс. «Голубая свадьба с морем». Перформанс 28 августа 2009 года в павильоне
«Общество страха» на 53-й Венецианской биеннале. Предоставлено художницами

А.Б: Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о ритуалах экосексуалов, их связи с философией нового времени, оккультными практиками и историей перформанса. Чем вы прежде всего вдохновляетесь?

Э.С. и Б.С.: Нас вдохновляют панк-рок, глэм-рок и обрядовая культура разных народов. Мы пытаемся создать новый тип эстетики, сочетая в разных комбинациях религиозные ритуалы, идеи феминизма, стратегии флюксуса. Каждый волен выбирать свой подход к обширной экологической проблематике. Конечно, можно взирать на все с пессимизмом, но наша позиция оптимистична — мы хотим нести радость, ведь природа так прекрасна! Например, недавно вышла книга — исторический обзор глэм-рока. Я не помню имя автора, но он очень серьезно подошел к этому направлению в культуре. Слишком серьезно, черт побери. Воспринимать глэм-рок серьезно — значит убивать его. Потому что в глэм-роке было много радости, цвета, искренности, прямолинейности. Этому явлению противопоказаны интеллектуальная дистанция и умозрительная критика, ведь это чертовы единороги! Это новое исследование — яркий пример того, как капитализм выпивает кровь всякого настоящего, естественного явления.

Правительство хочет сделать всех очень серьезными, а мы хотим играть с серьезностью. В то же время мы далеки от иронии, мы действительно так чувствуем себя и мир вокруг. Некоторые люди относятся к нам как к чему-то несерьезному, другие — обвиняют в присвоении уже существующего эстетического опыта. Большинство религиозных активистов считают нас грешниками и извращенцами, но это все лишь плод их воображения, ха-ха. Существует много способов продвижения энергии, и многие наши эко-сексуальные ритуалы придуманы не сегодня, они живут в традициях многих народов. Нью-эйдж предлагает индивидуальное исцеление себя, а мы говорим об исцелении всей экосистемы, которая намного шире, чем просто человек с его проблемами. Мы напоминаем, что люди — это всего лишь часть экосистемы. Мы воспринимаем наше экологическое движение как концептуальный художественный проект. Мы начали с символической свадьбы — в 2008 году вышли замуж за природные явления. Следующим шагом было написание манифеста. Ставя перед собой задачу переопределения сексуальности и переосмысления энвайронментализма, мы сделали ряд образовательных и художественных проектов, порнофильмов. Экосексуальное движение — это и критика капитализма как такового. Чтобы быть экосексуалом, вам не обязательно покупать только природную, органическую продукцию — чем меньше вы покупаете, тем больше вы экосекси.

А.Б.: Цель вашей практики — переосмыслить то, как мы воспринимаем нашу планету, взглянуть на нее не как на мать, а как на любовника. Ваше отношение к таким заметным инициативам по спасению планеты, как книги Альберта Гора или последний фильм Леонардо ди Каприо «Перед потопом»? Считаете ли вы свою практику стратегией выживания для эры антропоцена?

Э.С. и Б.С.: Считаем полезными все перечисленные вами экологические инициативы. Но мы пытаемся сделать экологическое движение более сексуальным, смешным и разнообразным, охватывающим всех людей без исключения, без деления на классы. Упомянутые вами Альберт Гор и Ди Каприо на самом деле ориентированы на элиту, средний класс и мейнстрим. Мы же пытаемся включить и деклассированные слои населения. Быть, черт побери, на передовой. Посмотрите на движение сопротивления трубопроводу в Северной Дакоте, это же просто потрясающе! Эти люди протестуют не против добычи нефти, они — защитники воды. Милитаризованные полицейские силы против людей, которые всего-навсего хотят сохранить воду для будущего. Предстоит очень тяжелый бой. Многие критикуют Ал Гора, но, по крайней мере, он пытался привлечь общественное внимание к очень важным вещам, которые раньше не замечались или игнорировались. Мы делаем экосексуальные игрушки и порно, проводим симпозиумы, конгрессы. Мы действительно думаем, что это может вывести людей из их домов и заставить перейти к прямому действию. Люди должны понимать, что энергетические корпорации истощают наши воду, воздух, ресурсы, и мы попросту обязаны разозлиться и отреагировать на это. Это не шутка. Нам нужно выживать. Секс — часть этого выживания. И, кроме того, это одна из немногих вещей, которые вы можете делать с удовольствием, даже если вы бедны, все что вам необходимо для этого — ваше тело. Полагаем, что молодые люди не останутся равнодушными к нашим идеям.

some text
Энни Спринкл и Бет Стивенс. «Грязевая постель». Перформанс в выставочном пространстве «Грейс»
в Бруклине, Нью-Йорк, 15 июня 2012. Предоставлено художницами

А.Б.: Так как вы упомянули молодое поколение, я хотел бы спросить вас о новых художественных практиках, связанных с экосексуальностью, и художественных коллективах, которые недавно появились и были вдохновлены вашими идеями. Австралийский художественный дуэт «Pony Express», опираясь на «Экосексуальный манифест», исследует радикальный энвайронментализм, в котором политический процесс становится очень личным, например, в проекте «Экосексуальная баня». Как вы относитесь к новой плеяде экосексуальных художников?

Э.С. и Б.С.: Мы любим «Pony Express», они привносят определенную эксгибиционистскую энергию в экосексуальность, делая ее действительно красивой. За это мы ценим молодой сектор. Сейчас нам по пятьдесят–шестьдесят лет. К сексу подходят по-разному в разном возрасте, и все это правильно и хорошо. Мы стремимся поддерживать любые инициативы. На данный момент есть только несколько книг об экосексуальности. В частности, «Экосекс», написанная Стефани Ирис Вайс, и «Экосексуальность», которая представляет собой антологию наших работ. Сейчас готовим книгу «Занять экосексуальную позицию», которая выйдет в издательстве университета Миннесоты. 

А.Б.: Каково ваше видение будущего? Каковы ваши ожидания относительно дальнейшего развития движения и стратегий пересмотра и переосмысления социальных и психологических границ между сексом и экологией? Чувствуете ли вы оптимизм в отношении будущего Америки после прихода Трампа с его антиэкологической, опасной для всего мира риторикой?

Э.С. и Б.С.: Мы в шоке и в ужасе. Но надеемся, что молодые люди устоят и устремятся вперед к любви. Капитализм заточен на прибыль. Эта прибыль основана на эксплуатации людей и природных ресурсов. В администрацию Трампа входят деятели крупного бизнеса. В ближайшее время все очевидным образом сместится от социальной справедливости к могущественным деловым интересам, которые не пекутся о состоянии Земли и народах, не являющихся частью мегакапиталистического хозяйства. Поэтому Трамп и его администрация определенно будут строить планы против людей, которые не согласны с ними.  Но Земля больше не может это терпеть, она отвечает — как бы вы это ни называли: изменение климата, глобальное потепление, мегаштормы, вымирание видов, загрязнение. Наша планета похожа на большой корабль, вы не можете просто остановить его и ликвидировать проблемы по мановению руки. Мы же строим экосексуальность как ризоматическую структуру, разнообразную и открытую к кооперации. Мы любим сотрудничество и не верим в монополистические силы. Мы хотели бы, чтобы все, кто участвует в движении, сделали мир более здоровым, пригодным для жилья местом.

Мы готовим новую книгу, выход которой приурочен ко Дню Земли (20 апреля 2017 года), под названием «Руководство исследователя по планете оргазма: для каждого тела» («The Explorer’s Guide to Planet Orgasm: For Every Body»). Надеемся, она будет переведена и на русский. Это издание о различных оргазмах и о том, как их получить. Смесь экосексуальности и бессознательного. В прошлом году одна из нас закончила аспирантуру по экосексуальности, то есть мы провели очень глубокий анализ и попытались дать академическое исследование движения. Поверьте, за свою жизнь я повидала многое и точно могу сказать, что нет ничего более захватывающего во всей Вселенной, чем секс!

Примечания

  1. ^ Stephens E., Sprinkle A. Ecosex Manifesto (2011). Доступно по https://loveartlab.ucsc.edu/2016/06/24/ecosex-manifesto/. Ссылка приведена по состоянию на 5 апреля 2017.
Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение