Выпуск: №19-20 1998
Вступление
КомиксБез рубрики
История волко-крысыМарина АбрамовичИсследования
Тюрьма как лабораторияНиколай МолокИсследования
Крематорий здравомыслия...Семен МихайловскийЭкскурсы
Весь мир насилья…Андрей КовалевРефлексии
Перформанс как насилиеХольт МайерТекст художника
Визуальное чувство театра О.М.Герман НитчМанифесты
МанифестКанат ИбрагимовПерсоналии
Бог умер, а кот жив?Валерий СавчукКонцепции
Обмен и террорИгорь СмирновГлоссарий
Глоссарий. ХЖ №19-20Анатолий ОсмоловскийСитуации
Игры в жертву и жертвы игрыАлександр ЯкимовичБеседы
Власти и зрелищАндрей ИгнатьевВысказывания
Тела насилияВиктор Агамов-ТупицынКонцепции
Дело Чикатило: «Преступление как способ субъективизации»Рената СалецлПубликации
Уорхол — художник американской энтропииПьер Паоло ПазолиниПубликации
Сад, сержант сексаМишель ФукоКонцепции
Лезвие фотографаДмитрий КорольПерсоналии
Знаки разделенного мираИгорь ЗабелПерсоналии
Кольцо горизонтаЕкатерина ДеготьПерсоналии
Искусство как вещественное доказательствоИрина БазилеваКонцепции
Помыслить войнуУмберто ЭкоЭссе
О соблазне, власти и киберпространствеДмитрий Голынко-ВольфсонЭссе
Manifest Data...Джефри БатченПисьма
Де/мобилизацияЕвгений ФиксДефиниции
Типология большой выставкиКарлос БазуальдоБиеннале
«Стамбул гяуры нынче славят…»Константин БохоровБеседы
Биеннальное движение: Стамбул и новые географические перспективыРоза МартинесБиеннале
Травматология ДухаВладимир МироненкоБиеннале
МИСИ ПИСИКонстантин ЗвездочетовИнтервью
Сиднейская биеннале не будет репрезентативной витринойДжонатан ВаткинсБиеннале
I Международная биеннале Selest'Art «Европа > Гуманизм»Людмила БредихинаЗа рубежами
Номадические арабески: новое искусство КазахстанаЖанат БаймухаметовЗа рубежами
Алма-атинская художественная средаЖазира ДжанабаеваЗа рубежами
Воспоминания о С.КалмыковеСергей МасловЗа рубежами
Художественная жизнь в Одессе сегодняТатьяна МогилевскаяКниги
Современное искусство Москвы и 100 имен в современном искусстве Санкт-ПетербургаДмитрий НартовКниги
Искусство как препятствиеВладимир СальниковВыставки
Вопросы к мастеру БазелитцуАлександр ЯкимовичВыставки
Размышления по поводу реконструкции последнего проекта художника Андрея БлагогоБогдан МамоновВыставки
М'АРСианские хроникиМихаил СидлинВыставки
Бренер в ЛюблянеВук КосичВыставки
Выставки. ХЖ №19/20Богдан МамоновКарлос Базуальдо. Родился в Росарио (Аргентина) в 1964 году. Критик, куратор, поэт. Автор нескольких поэтических сборников. Член редакционного совета журнала «Artforum», основатель и главный редактор журнала «TRANS». Живет в Нью-Йорке.
1. В своем очерке Bigness голландский архитектор Рем Колхас утверждает, что, преодолев некий пространственный предел, мы оказываемся в сфере нe изведанных ранее Чистые величин, где все привычные критерии архитектоники подвергаются снятию. Перефразируя это утверждение, я бы сказал, что, преодолев некий объём «критическую величину», традиционная художественная выставка приобретает новое качество — она превращается в Big Show («Большую выставку»). Обычно задача замыслить и реализовать выставочный проект определяет деятельность куратора. Однако Big Show предполагает особую профессиональную деятельность — Exhibition Maker'а («создателя выставок»), которая вследствие присущих ей особых требований и задач несводима уже к обычной работе куратора.
2. Как правило, художественные выставки осуществляются в музеях, или мыслятся в музейном контексте, или же музеифицируют пространство, в которой они проходят. В любом из этих случаев речь идет о реализации риторической предпосылки^ предполагающей максимально точное определение того, что в данный конкретный исторический момент принято называть «искусствам В свою очередь Большая выставка может происходить в любом месте, а «искусство» она склонна определять крайне расширительно и неопределенно, сводя его в конечном счете к феномену «культуры». Художественные выставки являются событиями искусства, Big Show же становятся в том числе событиями политическими, социальными, общекультурными.
3. С присущей Большой выставке «критической величиной» неразрывно связан и определенный уровень сложности ее экспозиционной организации. Ведь Big Show есть результат непрестанного и одновременного совпадения разнородных и разномасштабных Событий. Поэтому любая попытка интерпретации такой выставки должна оперировать пространственными параметрами, а не параметрами времени и интенсивности осмотра, как это происходит в случае с выставкам й художественными. Большие выставки предполагают опространствление мышления.
4. Осуществляемое Большой выставкой расширение понятия «искусство» чревато как возможными приобретениями, так и потерями. Переход от «искусства» к «культуре» может снестись к простой эстетизации социальных явлений — к тому, что Вальтер Беньямин называл процессом эстетизации политики». Однако, если организационные усилия по созданию Большой выставки контекстуально точны, т. е. если контекстуальность становится составной частью структурирования экспозиции, тогда происходит обратный процесс. Большая выставка начинает модифицировать свой пространственный контекст; в частности, она может вызвать постройку или реконструкцию зданий, изменение облика целых городских кварталов, она привлекает к себе огромное общественное внимание. Все это порождает множество самых разных последствий, оказывающих влияние на самые различные социальное слои и уровни; при этом тот факт, что последствия эти носят по большей части непредвиденный характер, также является составной частью процесса становления Большой выставки.
5. Характерная для художественных выставок связь искусства и рынка в случае Большой выставки вытесняется прямой связью с миром корпораций. Корпорации же вменяют Большой выставке присущее им измерение — интернациональность и открытость вместо локальной ограниченности.
Отношения между Большой выставкой и окружающей ее средой всенациональны. Если в городе проходит Большая выставка, то он превращается — пусть и временно — в космополитический центр.
7. Традиционные художественные выставки тяготеют к содержательному и формальному единству. Большие же выставки, напротив, неизбежно стремятся к многообразию.
8. Художественные выставки, все более превращаясь в факт культуры зрелищ, закрепляют за куратором роль автора. Большие же выставки предполагают коллектив кураторов и многообразие критериев, сосуществующих в разнородном пространстве. Авторское начало оказывается ненужным: оно заменяется творчеством и работой коллектива. Так, Большая выставка определяется закономерностью — сумма частей оказывается больше или меньше самого целого, ведь в силу того, что процесс принятая решений носит непрогнозируемый характер, непрогнозируем и конечный результат.
9. Свою задачу художественная выставка усматривает в том, чтобы перевести созданный ею экспозиционный ряд или находящуюся в его основе концепцию в план символического. Большая же выставка, в силу присущей ей по определению способности воплощать одновременно целый комплекс различных концепций, не может удовлетвориться символическим планом, она устремлена к плану воображаемого.
10. Художественные выставки узнают себя в односторонне-линеарном становлении истории. Их концептуальные задачи, как правило, носят телеологический характер. Куратор же выступает в роли архивариуса. «Критическая величина» Большой выставки противостоит любой линеарности: ведь такая выставка суть переплетение различных концептуальных задач, она стремится усложнить одностороннюю направленность исторического времени. Зачастую позиции предшественника и эпигона на таких выставках меняются местами. Большие выставки — это архивы, более похожие на лабиринт.
11. Большая выставка — гетерогенная и мозаичная — не поддается полному освоению. В этом случае мы имеем дело с бесконечностью, напоминающей не столько неописуемость становления истории, сколько несоразмерность хаоса. Вот почему Большая выставка не вписывается полностью в систему культуры зрелища, ведь зрелище предполагает формальную завершенность. Большие выставки — это зрелища, вывернутые наизнанку.