Выпуск: №22 1998
Вступление
КомиксБез рубрики
Модернизация и сопротивлениеГеоргий ЛитичевскийСвидетельства
Фактор ПротеяПиотр РипсонСимптоматика
Новый русский миллениум. Опыт постэсхатологического сознанияДмитрий Голынко-ВольфсонСитуации
Пост-что? Нео-как? Для кого, где и когда?Яра БубноваТекст художника
Похвала лениМладен СтилиновичКонцепции
Мы и другиеИгорь ЗабелТекст художника
Накладывающиеся идентичностиЛучезар БояджиевДебаты
Не ваше делоЭда ЧуферМанифесты
Художник из третьего мира (стотысячный манифест)Александр БренерБез рубрики
Как получить право на постколониальный дискурс?Екатерина ДеготьИсследования
«Рамирование» центральной европыПиотр ПиотровскийТекст художника
Отношение к искусствуГия РигваваРетроспекции
Югославский опыт, или что случилось о социалистическим реализмом?Лидия МереникПисьма
ПисьмаОлег КуликКомментарии
Школа щадящего самобичевания. О некоторых тайнах Востока в связи с ЗападомАлександр ЯкимовичМладен Стилинович. Родился в Белграде (Югославия) в 1947 году: Входил в состав концептуальной группы «Шесть авторов», определившей хорватское искусство второй половины 70-х годов. Живет в Загребе (Хорватия).
Как художник я учился и у Востока (социализм), и у Запада (капитализм). Разумеется, ныне, когда изменились границы и политические системы, опыт этот более неповторим. Однако эти уроки остались со мной. Наблюдая последние годы западный мир, я пришел к выводу, что искусства здесь более не существует. Но почему? Потому, что художники на Западе не ленивы. Художники же с Востока ленивы. Остается задаться вопросом: будут ли они лениться теперь, когда они уже более не восточные художники?
Лень — это отсутствие движения и мысли, это время бездействия — амнезия. Это еще и безразличие, вглядывание в ничто, импотенция. Это и просто тупость, мука, бесполезное напряжение. Все эти добродетели лени важны для искусства. Знать о лени — этого мало, ее надо практиковать и совершенствовать.
На Западе художники не ленивы, а потому они — не художники, а производители... Их озабоченность малозначимыми вещами — производством, распространением, галерейной системой, музеями, конкуренцией (кто первый), их озабоченность производством объектов — все это их отвращает от лени, от искусства. Ведь точно также, как деньги — это просто бумага, так и галерея — это ведь просто пространство.
На Востоке художники были бедны и ленивы: ведь вся эта система малозначимых вещей здесь не существовала. А потому у них было достаточно времени, чтобы сконцентрироваться на лени и на искусстве. Даже посвящая себя искусству, они знали — это напрасно, это впустую.
Западные художники могли бы приобщиться к добродетелям лени, но не стали. И это вопреки тому, что Дюшан и Малевич, два крупнейших художника XX столетия, обращались к лени как практически, так и теоретически.
Впрочем, собственно о лени Дюшан никогда не высказывался, а скорее — о бездействии и безразличии. На вопрос Пьера Кабанна, что доставляло ему самое большое удовольствие в жизни, Дюшан ответил: «Мне посчастливилось никогда не работать ради получения средств к существованию. Трудиться для заработка — с экономической точки зрения — занятие самое идиотское. Хочу надеяться, что когда-нибудь жизнь не будет принуждать нас трудиться. Большая удача, что я себя этим не замарал».
В свою очередь Малевичу принадлежит текст под названием «Лень как действительная истина человечества» (1921). В этом тексте критике был подвергнут как капитализм (лишь немногим капиталистам дающий возможность быть праздными), так и социализм, ведь движение это основывается на идее труда, а не праздности. Цитирую: «Ленью перепуганы народы и преследуемы те, кто приемлет ее, и все происходит потому, что никто не понял ее как истину, заклеймив «матерью пороков», когда она — мать жизни. Социализм несет освобождение в бессознательном, клеймя ее, не зная того, что лень породила его. И этот сын в безумии клеймит ее как мать пороков, но это еще не тот сын, который снимет <клеймо>, и потому я этой небольшой запиской хочу снять с <ее> чела клеймо позора и сделать ее не матерью пороков, а матерью совершенства». Продолжать этот текст мне мешает лень, а потому заканчиваю: искусство без лени — невозможно.
Работа — это болезнь. Карл Маркс.
Работа — это позор. Владо Мартек.
Перевод с английского КОНСТАНТИНА БОХОРОВА