Выпуск: №99 2016
Вступление
КомиксБез рубрики
Проекты реконструкции звездного небаФранциско Инфанте-АранаМанифесты
Антропоцен, Капиталоцен, Плантациоцен, Ктулуцен: создание племениДонна ХарауэйТекст художника
Под пальмамиИлья ДолговТеории
Соседи во мглеНина СоснаТекст художника
Фунгофетиш, фунгосфера, фунгоцен: призыв к споруляцииАндрей ШентальАнализы
Искусство как сопространственность: художественная актуальность и онтология воображенияДмитрий ЗамятинТекст художника
Провинциализация Глобуса и ловушки планетарностиНиколай СмирновТеории
Некоторые очертания эпохи постантропоцена: об акселерационистской геополитической эстетикеБенджамин БраттонПерсоналии
Ландшафты капиталаАльберто ТосканоБеседы
Далекое настоящее Агентство сингулярных исследованийДиагнозы
Навигация по неолиберализму: политическая эстетика в эпоху кризисаНик СрничекТекст художника
Пикник у дата-центра Группировка eeefffЭссе
Новые радиокиТатьяна ДанилевскаяЭссе
Время картины ЗемлиЕгор СофроновЭссе
Цивилизация стерильности или бессмертие утопииДенис СтоляровТенденции
Русская планета. О диалектике национального и космическогоНикита ДмитриевТекст художника
Вторые пришествия. К вопросу о планировании в современном искусствеАрсений ЖиляевКонцепции
Продуктивный нарциссизмБорис ГройсСитуации
Космизмы большие и малыеСергей ГуськовБиеннале
Биеннальные заметки на рубеже пятилетийАндрей МизианоВыставки
Пространственность времениАлександра ШестаковаФранциско Инфанте-Арана. Родился в 1943 году в селе Васильевка Саратовской области. Художник, теоретик искусства. В основании работ лежит исследование артефакта вручную сделанного объекта, символизирующего гармонию искусства, техносферы и природы. Живет в Москве.
Занимаясь в начале шестидесятых годов геометрическим искусством, я, согласно традиции художников русского Авангарда, пытался экстраполировать свои представления на видимый мир и, в частности, на звездное мироустройство. В результате в 1965 году получил в своем сознании некую концептуально устроенную реконструкцию звездного неба, которую и зафиксировал в проектах.
В проектах изображенные звезды организуются исключительно в геометрические системы. В концепции нет претензии на реалистическую достоверность представленной картины звездного перераспределения. Но несомненно достоверным является персональное представление именно о таком мироустройстве. Это видение схоже с представлением неба, как суммы знаков Зодиака. Правда, есть и отличие. Оно в том, что знаки Зодиака привязаны к существующему положению звезд. А в случае с геометрической реконструкцией звезды перераспределяются. И в этом — элемент абсурда, ибо здесь утверждается работа другого демиурга, в то время как Строитель Космоса Один.
Но все же эти проекты есть воплощенная структурированная мысль. И если признать ее существующей — значит, признать и реальной. Причем реальность эта — в авангардистском ключе, то есть дискретная концептуальная, переносящая локальную способность сознания на окружающий мир. Похожий жест в традиции близкой нам культуры Авангарда 20-х годов можно усмотреть, например, в гармонически организованном парении супрематических городов, планет Малевича. Вместе с тем проекты реконструкции звездного неба несут в себе предельный пафос переустройства окружающего мира по критериям актуальной формы в искусстве. Переустройства столь характерного для деятельности художников конструктивистов русского авангарда.