Выпуск: №54 2004
Вступление
КомиксБез рубрики
Один разум, одна правда, одно искусствоВладимир СальниковИсследования
«Сомнительная сущность искусства»Екатерина БобринскаяТекст художника
Мы. Они немыАлексей Беляев-ГинтовтБеседы
Александр Дугин: заколдованная среда «новых империй»Виктор МизианоТекст художника
Ордер или «весна красоты»Дмитрий ТопольскийПубликации
Эрнст Юнгер об искусствеАлександр МихайловскийИнтервью
Александр Меламид: исповедь попа-расстригиВиктор МизианоИсследования
Символ и НачалоМихаил ЯмпольскийОпросы
Что такое имперский стиль?Андрей ФилипповЭссе
Имперский авангардСергей ПоповОпросы
Что значит быть государственным художником?Дмитрий ВрубельПерсоналии
Томас Хиршхорн и критика ИмперииОльга КопенкинаЭссе
Консерватизм и искусство эмоциональной вовлеченностиДмитрий Голынко-ВольфсонПерсоналии
Оцифрованный консерватизм Ольги ТобрелутсВиктор МазинПерсоналии
Из АфрикиАндрей ФоменкоПерсоналии
Молоко и медАлексей БобриковБез рубрики
Формат консерватизма: эталоны и универсалииИрина БазилеваАндрей Филиппов Родился в 1959 г. в Петропавловске-Камчатском. Закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Художник, участник выставок «АПТАРТа» и Клуба авангардистов. Живет и работает в Москве.
Имперский стиль — это, прежде всего, голая схема. Она проста, как кирпич, а весь декор, накрученный на нее, — дань той или иной эпохе. В основе имперского стиля лежит холодный расчет, как в энергетической империи Чубайса или нефтяной Абрамовича. В ней нет места иронии. Это бизнес, где нет ничего личного. Даже «самоварный» ампир Церетели — лишь шашлык из вагонов меди, нанизанный на стальной шампур финансовых схем. Поэтому возрождение некоего имперского стиля — удел бледнолицых декадентов с гримасами Пьеро или отчаянных негодяев, осваивающих административные ресурсы. Собственно, этот «патриотизм» или «нацизм», кому как нравится, и есть прибежище негодяев. Что касается современных авторов, то, с одной стороны, — это Глазунов, педалирующий стилистику заката империи, как он ее понимает, и интересный только П. П. Бородину или Лужкову. С другой — постмодернистская игра художников круга Тимура Новикова.
Очевидно, что в понимании уваровской триады «православие-самодержавие-народность» эти авторы что-то сознательно опускают или недопонимают. Поэтому получается или пошлость, или курьез.
Еще раз хотелось бы напомнить, что имперский стиль — только схема, скучная до зевоты, как Советский Союз. А кому хочется сейчас в Союз или Соединенные Штаты? Упаси боже! Лучше поиронизировать над этим во временном и географическом отдалении. Все земные конструкции в чем-то забавны, ведь они — лишь бледные отпечатки небесных иерархий.