Выпуск: №60 2005

События
Russia?Виктор Агамов-Тупицын

Рубрика: Тенденции

Поколение 00

Поколение 00

Группа «Zoltania». Из серии «INDOORS», цветная печать на алюминии 2005

Владимир Булат. Родился в 1968 г. в Кишиневе. Историк искусства, критик, куратор. С 2000 г. издает в Кишиневе журнал ART-hoc. Живет в Бухаресте.

Попадались вам в храмовых сооружениях странные существа, которых священнослужители шутя (но только между собой) называют православными ведьмами? Вроде крещеные, вроде женщины, вроде пожилые, но с необъяснимым обменом веществ: вместо углекислоты выдыхают злобу. Глаза, как у тигра. Голос - как нож. Запах стеарина и комсомола. Своеобразное такое обаяние.
С. Гедройц

 

Вряд ли для кого-то будет большим открытием, что для нового поколения художников – а у нас их называют «поколением 00» – лихая поверхностность и легкомыслие являются основой их программных действий и дискурсивных манипуляций. Эти молодые люди, заявившие о себе в последние годы, суть травмированное чадо посттоталитарного, т.н. переходного периода. Постараюсь описать его суммарный портрет, его идеи, поведение и, наконец, то, что он называет искусством (как визуальным, так и литературным).

some text
Николай Команеску. «Иногда все дрозды бывают желтые», 2001

Как правило, такие люди покидают свое Высшее учебное заведение после первого курса, заявляя повсюду о его старомодности и укорененности в левой идеологии, которая в Румынии отождествляется со старым добрым коммунизмом. Профессора для них становятся предметом повсеместного зубоскальства и словесного пинг-понга, подчас не слишком корректного. Пройдя опыт пребывания за границей, пусть даже и временного (благодаря стипендии или гранту), представитель поколения 00 становится открытым врагом местной художественной системы: он радикально высмеивает Университет искусств, Союз художников, Министерство культуры и культов (такой вот анахронизм, появившийся после 2000 года), а также конкретных персонажей, ставших своего рода локальной «классикой». Для него важны лишь свои собственные структуры и вкусы: свои галереи, публикации, сайты, нравы, бары и клубы. Его своеобразный мир построен, однако, на отторжении любой местной традиции. Это – параллельный космос, в котором доминируют снобизм, позерство, высокомерие, гламур, лицемерие, безоговорочное следование западным моделям, прикол, насмешка, ориентация только на внешнего зрителя или слушателя. Лексика родного языка вовсю насилуется МTV-пафосом, английский язык становится новым и довольно эластичным инструментом для коммуникации и критики (анонсы, флаеры, рекламные карточки, граффити, «стенсилы», афиши, наклейки).

Неожиданная черта поколения 00 - его незлечимая привязанность к идее «архивирования» собственных персональных жестов и публичных проявлений. Бесконечные вернисажи, новые издания (и «фанзины»), хаус-фестивали и т. п. оборачиваются настоящими праздниками, многоцветными и шумными скопищами молодежи, которые прилежно и с помпой фотографируются и снимаются цифровой или кинокамерой. Эти материалы выкладываются на различных сайтах, интернет-форумах или рассылаются в мейлинг-листах. Создается некая коллективная единомыслящая заинтересованность. Как выразился один из влиятельных местных журналистов, это своеобразное эклектическое племя, пестро одетое и пахнущее ванилью и мылом, спровоцировало революцию слепых. Оно ясно наметило себе путь и четко следует своей стезе, преображая окружающую реальность в театральный и масочный мир. Я бы рискнул даже сказать, что идеи книги «Общество спектакля» Ги Дебора буквально материализируются у нас лишь сейчас, спустя почти четыре десятилетия после ее появления.

То, что некоторые из этих многочисленных мероприятий происходят в недавно открытом Национальном Музее современного искусства, – факт, по крайней мере для меня, парадоксальный. Казалось бы, если поколение 00 противопоставляет себя местной художественной системе, – тогда почему институция, созданная левой властью, столь любима и восхваляема этим поколением? Не двусмысленна ли эта ситуация? Оказывается, нет. Как сказал мне один из влиятельных молодых галеристов, для местного художественного рынка современного искусства появление этой государственной институции очень важно, так как якобы он, рынок, мотивируется, по сути, посредством НМСИ... То есть музей становится неопровержимым аргументом «за» актуальное искусство в глазах его потенциальных покупателей, он нужен для легитимации этого искусства. Мол, если даже государство проявляет интерес к этому виду визуальной экспрессии, почему бы и нам не сделать ставку на него? Мне же кажется, что это не более чем эфемерида идеологического толка, и только время покажет, кто из нас прав. Можно лишь напомнить, что именно регулярно проводимые здесь вечеринки Happy Sunday вызвали к жизни появление в музее входных билетов, надобности в которых с момента открытия музея не было. Так предпринимательский дух поколения 00 и его проекты хоть немного помогли НМСИ в его финансовых проблемах. А их оказывается уже не счесть.

some text
Николай Команеску. «Городом правят желтые кошки», 2002

Весь смысл этой статьи состоит в том, чтобы показать противоречивый характер и оппортунизм местного «гламура», работающего в конечном счете на пользу и в угоду истеблишменту, будучи, по сути, его врагом и критиком. Среди наиболее симптоматичных эпизодов – председатель национального телевидения, который издает очень модный среди молодежи попсовый журнал RE:publiк, или известный на европейской сцене кинорежиссер Кристи Пуйю, у которого НМСИ закупило два фильма взамен «погашения» его весьма радикальной позиции в отношении Комитета по кинематографии, или мелодия весьма нашумевшей и скандальной хип-хоп-команды «Паразиты», перенятая Министерством культуры в качестве слогана для долгосрочного масштабного проекта «Прочти книгу», и мн. др.

Рогер Бургель, куратор будущей Документы-12, выступил недавно в Бухаресте с лекцией в одной из местных молодежных галерей, однако узнать об этом можно было лишь окольными путями – персональным звонком на мобильный телефон или по e-mail'у. Этот факт многое говорит о взаимноотношениях местной арт-сцены – разъединенной, но влекомой жаждой к забвению всякого таланта, мастерства, а также любовью к славе, признанию и свободомыслию.

Бухарест, август – сентябрь 2005

* См. мой текст «О коррумпированном интернациональном контексте и НМСИ» в «ХЖ» №57, с. 94 – 95.

 

Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение