Выпуск: №55 2004
Вступление
КомиксБез рубрики
Критерий качества художественного произведенияВладимир ЛевашовБеседы
Художественная вселенная: от сакрального к профанному качествуАлександр СогомоновКонцепции
Место встречи отменить нельзяГеоргий НикичПозиции
Если ты такой актуальный, то почему такой неадекватный?Андрей ВеликановСимптоматика
Отличное от хорошегоАнатолий ОсмоловскийБеседы
Валерий Подорога: Произведение и качествоВалерий ПодорогаРефлексии
Метакритическая решительностьВалерий СавчукКонцепции
Валоризация искусства: золотой стандарт или новая конвенцияАлександр ДолгинПозиции
Хорошее и интересное искусствоДмитрий ВиленскийДискуссии
Кураторство: апология любви и дружбыВиталий ПацюковПроекты художника
Несколько работ 1981 годаЮрий АльбертКонцепции
Современное искусство и репрезентацияНиколя БурриоТекст художника
Юрий Лейдерман. Текст художникаЮрий ЛейдерманТекст художника
Гор Чахал. Текст художникаГор ЧахалПозиции
Насилие как критерий удачной репрезентацииОльга КопенкинаТекст художника
Качество цветкаЛеонид ТишковТекст художника
Три признака художественного качестваВиктор АлимпиевПерсоналии
Конец «конца искусства»Сергей ПоповДефиниции
Критерий качества?Ирина ГорловаИсследования
Символ или симптом? Конспективные замечания о критериях современного искусстваЕкатерина АндрееваСуждения
Технологии и измерения качества в изобразительном искусствеВладимир СальниковДефиниции
Категориальный аппарат АК-74Дмитрий БулатовСуждения
Нравится или не понимаю?Елена КовылинаКниги
Возвращение Ленина: две книги Славоя ЖижекаВладимир СальниковСобытия
Вирус, или существовала ли в действительности борьба между официозом и андеграундом в советском искусствеСандра ФриммельСобытия
Gesamtkunstwerk ГройсВиктор МизианоСобытия
Быстрее истории?Олеся ТуркинаСобытия
Другой КабаковБогдан МамоновВыставки
Выставки. ХЖ №55Владимир СальниковЕлена Ковылина. Родилась в 1971 г. в Москве. Художник. Окончила МХУ памяти 1905 г., училась в Суриковском институте (Москва), Kunst und Medien F+F Schule (Цюрих), в школе «Новые художественные стратегии» (Москва), HDK (Берлин). Живет в Москве и Берлине.
В последний раз с проблемой критериев оценки произведений искусства я сталкивалась при споре с одним русским художником, который все не любит и называет говном. А еще раньше – изучая эстетику, которая рассматривает место произведения искусства в обществе и культуре, его восприятие с разных перспектив – зрительской, критической, институциональной, социальной и т. д.
Я буду говорить о моем личном опыте восприятия искусства. Я еще застала агонизирующую советскую художественную систему, поэтому в меня впитались традиционные нормы и критерии. Композиция, пластика, гармония, стиль, фактура – эти понятия применимы к искусству любого жанра: к картине, к акции или перформансу, к видеоарту и инсталляции, к рисунку и социальной пластике. Эти законы имеют отношение не только к форме произведения – они смыслообразующи (тождество значения и формы порождает феномен образа). Это – матрица, на которую накладываются следующие уровни оценок. И хотя эти «классические» критерии важны и необходимы, они все же вспомогательны.
Режиссер, работающий над спектаклем, работает с актерами, ставит мизансцены, разрабатывает внутреннюю драматургию, и все же продукт его творчества не может дистанцироваться от самого себя, ответить на вопрос: какое место этот конкретный спектакль занимает в истории театрального искусства? Изобретены ли какие-то новаторские методы в работе с актерами? Удалось ли режиссеру отойти от традиции, предъявить эксперимент на границе существования жанра?
То же относится и к художнику, пишущему картину. Если его интересует только мазок, он обречен на вторичность, сколь удачными ни были бы его колористические и пластические находки. Только при наличии в его работе дерзости аналитического отказа от всевозможных прежних воплощений картины, помноженной на интуицию и талант с учетом контекста, художник имеет шансы на творческую удачу.
Так возникает еще один важный принцип: наличие эксперимента, попытка выхода из системы существующих параметров искусства.
Кроме того, немаловажно распознать, исходя из увиденного, позицию автора и ясно понять, «что хотел сказать художник», т. е. ощутить метауровень высказывания (здесь проявляется постмодернистская изощренность). Последний – важный идеологический критерий, но о произведениях принято говорить и просто: «талантливо» или, напротив, «говно». Что значит «талантливо»? Это предполагает, что произведение содержит элемент безумия, нерационального измерения, невозможность вербализации и полного дискурсивного постижения. Этот магический критерий таланта связан с совпадением случайных элементов. Возможно, именно здесь витает беньяминовская аура, здесь и прячется энергетика произведения. И этот уровень его существования определяет универсальность произведения, а также возможность его восприятия во времени – через сто, двести, триста лет.
Вот, бывает, ходишь по Лувру и видишь: один зал выразительного, яркого художника, породившего оригинальное высказывание, а за ним т. н. «школа» эпигонов, которая занимает несколько залов. Эти залы можно проходить вскользь. В раннем итальянском Возрождении цепляет Фра Анджелико и несколько других авторов, а его последователи мало отличаются друг от друга. То же происходит с любым известным именем или заметным течением. Везде найдутся один-два самобытных автора, интересных, неподражаемых, талантливых. Сюда подходит пример из русской иконописи, истинные шедевры в которой создали Феофан Грек, Дионисий, Рублев – авторы, передавшие в условиях доминирующего канона нечто невыразимое, свойственное только им. Эта разница заметна и когда оказываешься на Венецианской биеннале. Каким же образом при прочих равных условиях (технике, методе, времени и других факторах создания произведения) возникают шедевры?
«Талантливость» – ключевой среди прочих критериев, который происходит из силы личности и обладает особой ролью. Нам могут быть неизвестны обстоятельства жизни автора, но через некий канал мы можем воспринять качество его работ.
А еще мне нравятся самостоятельные, самодостаточные, автономные высказывания, которые не требуют комментария и оправданий автора. Все должно быть ясно при взгляде на работы – на это и существует художественный язык. Задача – его изобрести, сделать доступным и внятным для прочтения разными слоями публики. Так, «Криминальное чтиво» Тарантино можно назвать фильмом, одинаково любимым как интеллектуалами, так и беспризорниками.
И последний критерий: нравится или не нравится? Это субъективно интуитивное отношение, самое первое и спонтанное, наиболее синтетическое, вмещающее в себя все предыдущие критерии оценки. При этом оно может быть и ничем не обоснованным, иррациональным: просто (не) нравится, и все.