Выпуск: №55 2004
Вступление
КомиксБез рубрики
Критерий качества художественного произведенияВладимир ЛевашовБеседы
Художественная вселенная: от сакрального к профанному качествуАлександр СогомоновКонцепции
Место встречи отменить нельзяГеоргий НикичПозиции
Если ты такой актуальный, то почему такой неадекватный?Андрей ВеликановСимптоматика
Отличное от хорошегоАнатолий ОсмоловскийБеседы
Валерий Подорога: Произведение и качествоВалерий ПодорогаРефлексии
Метакритическая решительностьВалерий СавчукКонцепции
Валоризация искусства: золотой стандарт или новая конвенцияАлександр ДолгинПозиции
Хорошее и интересное искусствоДмитрий ВиленскийДискуссии
Кураторство: апология любви и дружбыВиталий ПацюковПроекты художника
Несколько работ 1981 годаЮрий АльбертКонцепции
Современное искусство и репрезентацияНиколя БурриоТекст художника
Юрий Лейдерман. Текст художникаЮрий ЛейдерманТекст художника
Гор Чахал. Текст художникаГор ЧахалПозиции
Насилие как критерий удачной репрезентацииОльга КопенкинаТекст художника
Качество цветкаЛеонид ТишковТекст художника
Три признака художественного качестваВиктор АлимпиевПерсоналии
Конец «конца искусства»Сергей ПоповДефиниции
Критерий качества?Ирина ГорловаИсследования
Символ или симптом? Конспективные замечания о критериях современного искусстваЕкатерина АндрееваСуждения
Технологии и измерения качества в изобразительном искусствеВладимир СальниковДефиниции
Категориальный аппарат АК-74Дмитрий БулатовСуждения
Нравится или не понимаю?Елена КовылинаКниги
Возвращение Ленина: две книги Славоя ЖижекаВладимир СальниковСобытия
Вирус, или существовала ли в действительности борьба между официозом и андеграундом в советском искусствеСандра ФриммельСобытия
Gesamtkunstwerk ГройсВиктор МизианоСобытия
Быстрее истории?Олеся ТуркинаСобытия
Другой КабаковБогдан МамоновВыставки
Выставки. ХЖ №55Владимир СальниковЛеонид Тишков. Родился в 1953 г. в г. Нижние Серги (Свердловская область). Художник, куратор, литератор. Один из ведущих современных художников. Автор многочисленных персональных выставок, в том числе в Музее современного искусства Софии Имбер (Каракас), в Музее Дюкского университета (США), в Центре современного искусства и архитектуры Фаргфабриккен (Стокгольм) и др. Живет в Москве.
Если смотреть в увеличительное стекло на препарат клетки животного или растения, можно различить составные части этой удивительной сущности. Создана эта клетка явно со знанием дела: тончайшие перегородки мембран, прозрачность внутриклеточной жидкости и лучистость ядра. Все это напоминает нам произведение искусства. Но когда мы видим ЖИВУЮ клетку, видим, как все двигается, ядро пульсирует, а митохондрии меняют цвет, то понимаем, что настоящее искусство – это то, что живое. И как это сделано, как эта жизнь возникла, мы не можем понять, только ощущаем, что чудесное посещает нас.
Так же при созерцании произведения искусства меня меньше всего интересует тщательность, замысловатость, выдумка, присутствие экспликации, цена, помещение, где это произведение экспонируется. Даже судьба художника не интересует меня. Самое главное для меня – есть ли дыхание жизни в этом произведении, будь то картина, неказистый объект, замысловатая инсталляция или простое видео, мерцающее холодным светом. Когда я вдруг ощущаю, что ЧТО-ТО вдохнуло жизнь в эту собственно сделанную человеком вещь, я осознаю, что сталкиваюсь с проявлением чудесного. Присутствием чудесного я определяю качественность произведения искусства. Никакое иное мерило, по моему разумению, невозможно применить к этому виду продукта, что мы сейчас называем современным искусством. Интуитивность в оценке иногда эфемерного произведения предлагает нам существовать как бы в идеальном мире, чего, собственно, и добиваются художники, существа идеалистические a priori.
Но никогда еще ни одному художнику не удалось создать живого цветка, даже травинки, растущей в пыли у дороги.