Выпуск: №55 2004
Вступление
КомиксБез рубрики
Критерий качества художественного произведенияВладимир ЛевашовБеседы
Художественная вселенная: от сакрального к профанному качествуАлександр СогомоновКонцепции
Место встречи отменить нельзяГеоргий НикичПозиции
Если ты такой актуальный, то почему такой неадекватный?Андрей ВеликановСимптоматика
Отличное от хорошегоАнатолий ОсмоловскийБеседы
Валерий Подорога: Произведение и качествоВалерий ПодорогаРефлексии
Метакритическая решительностьВалерий СавчукКонцепции
Валоризация искусства: золотой стандарт или новая конвенцияАлександр ДолгинПозиции
Хорошее и интересное искусствоДмитрий ВиленскийДискуссии
Кураторство: апология любви и дружбыВиталий ПацюковПроекты художника
Несколько работ 1981 годаЮрий АльбертКонцепции
Современное искусство и репрезентацияНиколя БурриоТекст художника
Юрий Лейдерман. Текст художникаЮрий ЛейдерманТекст художника
Гор Чахал. Текст художникаГор ЧахалПозиции
Насилие как критерий удачной репрезентацииОльга КопенкинаТекст художника
Качество цветкаЛеонид ТишковТекст художника
Три признака художественного качестваВиктор АлимпиевПерсоналии
Конец «конца искусства»Сергей ПоповДефиниции
Критерий качества?Ирина ГорловаИсследования
Символ или симптом? Конспективные замечания о критериях современного искусстваЕкатерина АндрееваСуждения
Технологии и измерения качества в изобразительном искусствеВладимир СальниковДефиниции
Категориальный аппарат АК-74Дмитрий БулатовСуждения
Нравится или не понимаю?Елена КовылинаКниги
Возвращение Ленина: две книги Славоя ЖижекаВладимир СальниковСобытия
Вирус, или существовала ли в действительности борьба между официозом и андеграундом в советском искусствеСандра ФриммельСобытия
Gesamtkunstwerk ГройсВиктор МизианоСобытия
Быстрее истории?Олеся ТуркинаСобытия
Другой КабаковБогдан МамоновВыставки
Выставки. ХЖ №55Владимир СальниковАлександр Долгин. Родился в Москве в 1961 г. Кандидат технических наук. Президент фонда «Прагматика культуры». Живет в Москве.
Творить сегодня может и хочет чуть ли не каждый. Судить о творчестве, как голосовать на выборах, тоже вправе все, кто на воле. Демократический принцип «один человек – один голос» вот-вот восторжествует в мире искусств. Не обернется ли это для системы искусства кризисом перепроизводства, а для сообщества культуры – коллапсом?
Как в современном художественном процессе отличить хорошее от дурного? Кому препоручить это важное дело – спор о вкусах и отсев претендентов, недостойных внимания публики? Предельно упрощенно вопрос стоит так: можно ли обнаружить во вновь созданном произведении нечто такое, что позволяло бы судить о его качестве объективно? Иными словами, можно ли выделить на формально-структурном уровне что-то, присущее истинному творению, и только ему? Увы или, вернее, к счастью – это невозможно, а когда б дело обстояло иначе, это означало бы гибель искусства. Калибр творения определяется его способностью побуждать реципиента к сотворчеству, а это есть работа узнавания и распознавания нового. Загодя же классифицировать новизну – самый надежный способ ее деклассировать.
Ни для кого из мастеровых цеха искусства не новость, что ничего хотя бы отдаленно напоминающего химическую формулу в художественной сфере нет и быть не может. И никакая таблица Менделеева не наведет в символической азбуке такого порядка, чтобы программировать ход мозговой реакции реципиента. Вызнать у музы рецепт вдохновения – отсюда был бы лишь шаг до индустриальной биоэстетики, то бишь до того, чтобы втереться к человеку в самую подкорку. А там, глядишь, еще полшажка – и технология порционного отпуска блаженства наготове. И публика мало-помалу, сама того не замечая, вживается в роль собаки Павлова с ее условным слюноотделением и ластится у бизнеса на коротком поводке. К чему тогда, спрашивается, вся демагогия против наркотиков, если апокалипсис в виде таблетки счастья подкатывается с другого боку?
Но, хотя мы и проповедуем агностицизм в творчестве как доктрину мировой информационной безопасности, какие-то закономерности художественного действа все же могут быть описаны. Но лишь в самых общих дипломатических терминах, как, например, принципы анекдота. Есть теория смеха, но нет трафарета, чтобы качественно смешить.
В принципе, можно выделить некие признаки добротности коммуникации, но они не гарантируют ценность пробы. Издревле коррелятом ценности выступала редкость – ценные материалы, потраченные на «изделие», и равным образом все то, что прямо свидетельствует о расточительных издержках производства-сохранения-сбыта. Вся экономика традиционного искусства – это экономика недоступности. Ценится то, что не может быть девальвировано частым употреблением, а посему пригодно к периодической усладе.
Весомая часть эстетического производства – ювелирное дело, высокая мода, дизайн интерьеров, антиквариат и прочая красота, сцепленная с материальной оболочкой, – спокон века обращается в пределах логики объективной редкости и, следовательно, имеет объективные же критерии ценности. Но с развитием электронных коммуникаций фактор редкости как способ лимитации доступа, а по сути как способ сбережения желаний – улетучивается. То же и в поисковых формах искусства: материал и способ изготовления как атрибуты редкости оттеснены на задний план. Посему и для элитарных, и для массовых культурных форм редкость не может более служить критерием качества.
А все ж таки при всех метаморфозах экономический принцип остается в силе, только источники силы иные. В новой культурной ситуации лимитированы ресурсы, пребывающие, как это ни парадоксально, в открытом доступе. Это личностные ресурсы потребителя – его время, его желания и мотивы. Редкость внимания – вот что теперь конституирует ценность. Прежде была экономика производства, теперь – потребления. Дефицит доноров сменился дефицитом акцепторов. Их раскрытые глаза, их свободные уши, проветренные носы – отныне это вожделенный ресурс. Чтобы он включился именно как ресурс культуры, установка на присвоение и потребление должна смениться тенденцией к расточительству и трате. К этому подталкивает экономический рост – он все настоятельней требует переворачивания экономических канонов бережливой морали, на которой был основан.
Рациональное отношение к трате ставит во главу угла личностный ресурс. У человека имеются свободное время и культурные желания. Спрашивается, как их потратить максимально эффективно? Эта прагматическая проблема навигации в культуре в своей сути несет вопрос экономический – как преобразовать лимитированные ресурсы в желательные состояния?
Вопрос актуален именно теперь, когда лидирующие по рецепции внимания сегменты культурной индустрии – кино, музыка, видеоинсталляция, плоские картинки и проч. совершенно не следуют структурирующему ценность вещественному цензу. Львиная доля затрат идет на создание первого образца и сбытовой инфраструктуры, а издержки дальнейшего выпуска стремятся к нулю. Поэтому производить массово очень выгодно – это не влечет дополнительных трат, а обещает чистую прибыль. Стало быть, все заинтересованы в максимальном тираже максимального числа форм. Однако устройство для сцепления кассового и творческого планов придумать трудно. То, что бизнесу во что бы то ни стало нужно заточить вдохновение в рамки плана, влечет бесчисленные повторения и «перепроизводство» суррогатов. Алчность повелевает резать сук, на котором сидят, – ведь то, что предложено в изобилии, автоматически перестает цениться из-за раздробленного потенциала «психической» полезности. Вслед за этим оно прекращает производиться с должным качеством.
Задача аттестации качества очень деликатна, ибо оно, как таковое, не относится к числу главных для бизнеса индикаторов. Больше того, бизнес заинтересован в обратном – в запудривании мозгов. От нерационального коммерческого «природопользования» вседоступным личностным ресурсом – реальная угроза девальвации искусства. Мысль не новая, но одно дело смаковать ее на все лады, другое дело – понимать, как устроены приводные ремни художественного рынка, и совершенно третье дело – понимать, как можно запустить рыночную механику в обратном направлении, во благо культуре.
Казалось бы, никакого подвоха: люди покупают то, что им по нраву. Но ведь нравы сформированы доступным набором культурных практик. А доступны лишь практики, широко воспроизводимые = рентабельные. Вкусы подлаживаются к предложению, которое бизнес сортирует исходя из удобства продаж. Аргумент кассы – липовый. Платежный спрос удостоверяет качество где угодно, только не в цифровой многотиражной культуре, где платят, преимущественно, наугад. Ведь платят «до», а товар тестируют «после».
Публика терпима к «недовложению» искусства еще и потому, что согласна купить похуже. Как говорится, «на безрыбье и рак – рыба». И зрители вроде бы «прощают» за доставленное разочарование, но в действительности деклассируют искусство: платить согласны, но по низшей мерке. Или, напротив, по высшей мерке, но не за искусство, а за эффект Веблена, когда цена для окружающих становится главным элементом ценности.
Подобный процесс деградации рынков известен экономистам под названием тенденции ухудшающего отбора. По ряду признаков наблюдаемое ныне положение в культуре – в опасной близости к ватерлинии – есть продукт именно этой тенденции, связанной с невозможностью заблаговременно отделить хорошее от дурного. Ухудшающий отбор проявляется в том, что лучшие участники покидают рынки из-за хронической неуспешности.
Преодолеть эту тенденцию, не включив новые механизмы различения ценности, нельзя. Но сопротивление внутренних сил культурных рынков мешает сделать это. А тут и конвенциональный подход к современному искусству переживает кризис. Для конвенций нужны согласованные цели и критерии, а они размыты. С каких позиций, от имени какой инстанции выступать делегатам? Еще одна причина – банальная перегрузка экспертов, связанная с интенсификацией культурного производства. Набрала силу болезнь растущих издержек «ручной» аттестации искусства. Традиционные фильтры забиты шлаком и не могут обеспечить культурной навигации потребителя. До некоторых пор они экстенсивно плодятся, но это порождает очередные проблемы: как выбрать «своего» эксперта, как распознать «подкладку» конкурсного жюри, как отличить новозеландский «Оскар» от настоящего.
Производительность труда по удостоверению качества стала узким местом индустрии культуры, и отсюда центральная проблема культуры – плохая информатизация. Потребитель захлебывается в информации. Издержки потребления (поиска нужного и потребления ненужного) в неприличном объеме отнесены на него самого. Как ни странно, эти притеснения не находят отражения в цене – им почему-то никто не придает значение. Для рынков не внимать нуждам потребителя и не компенсировать его издержек – гибельная стратегия. Можно показать, что неспособность сигнализировать ценой о качестве – системный дефект электронных рынков, имеющий колоссальные негативные следствия для культуры в целом.
Единственно возможное решение проблемы навигации – рыночное – в налаживании обратной связи производителей непосредственно с конечными потребителями. Действующие правила продаж этого не обеспечивают, главным образом по причине неповторяемости (неидентичности) актов культурного потребления. А ведь обратная связь – непременная посылка добротности и прогресса на всех рынках. Повсюду потребитель – главное действующее лицо, ключевая инстанция, но не в культуре. В нормальной жизни, трудно продать неполезные, нехорошие вещи – они сразу распознаются и теряют спрос. В культуре же это делают сплошь и рядом, пользуясь раздробленностью людей, пользуясь тем, что человек немножко маленький перед большой культурной промышленностью. Люди поодиночке раскрывают качество для себя, в лучшем случае – делятся выводами в малых группах. Но с другой стороны площадки – отлаженная культурная машина, и профессионалы держат верх над любителями. Сообщество культуры не научилось технологично обмениваться зрительским опытом и за счет «разделения труда» снижать индивидуальные издержки навигации. В ходу лишь «натуральная» форма окультуривания надела – каждый сам поднимает свою целину. А сорняки тем временем наступают.
Чтобы изменить положение, нужно повысить эффективность и качество выбора, а для этого нужно иначе организовать процесс оценивания. Не прежняя, морально устаревшая схема, когда ряд уполномоченных институтов указывает всем остальным, что им следует ценить, а совершенно новый принцип, основанный на непосредственном вовлечении конечного потребителя в процесс оценивания. Процесс любого оценивания связан с издержками, и они меньше, когда лишние звенья изъяты из цепи.
Новая ситуация в культуре требует новой конвенции – потребительской. В ее основе – общечеловеческая тяга к насыщению качественным временем. Искусство есть средство управления личностным временем, а потому и ценить его резонно по тому, как оно повлияло на время. В этом суть прагматического подхода к валоризации эстетического продукта. Оценить информацию способен тот, кто распознает значение, и в данном случае конечный адресат – единственный мыслимый детектор «для себя» ценности. Единственная трудность – эксплицировать оценки и скоординировать труд по вынесению оценок. Надо каким-то непротиворечивым образом и агрегировать потребительские суждения, и в то же время обеспечить релевантность индикаторов для разных вкусов, то есть сохранить оценки дифференцированными.
Как учесть разницу во вкусах? Единственный способ – включить стимулы к самоотбору, самоорганизации общества по вертикали вкуса. Тогда оценки, вынесенные в круге единомышленников, будут персонально значимы для его членов. Инициировать этот процесс можно путем регуляции рыночных правил – ведь именно правила задают мотивы и стратегии агентов. Для этого нужно в корне поменять схему оплаты культурных благ. Платить не только «до» (за право входа), но и «после», чтобы постфактумной частью платежа сигнализировать о своем впечатлении. Причем второй платеж вести полностью добровольно[1]. Тогда деньги заработают не столько в обычной платежной функции, а как носитель информации.
Вместе с новой схемой оплаты, позволяющей фиксировать потребительскую оценку, нужен и новый способ сбора и обработки постфактумных платежей – фактически, первичных сигналов о потребительском качестве. К счастью, современные информационные технологии позволяют решить эту задачу. Так что системе валоризации искусства пришла пора повторить в своем развитии эволюцию денежных систем – от природной редкости (для денег это – металлический стандарт) к общественной конвенции (плавающие курсы валют).
К чему это приведет? Если промышленник поймет, что рекламные трюки и прочие уловки распознаются до покупки, это подействует магически. Никто уже не рискнет в такой массе выплевывать откровенно плохие продукты. В культуре все взаимосвязано: потянув за одну ниточку, реформируешь всю систему. В условиях, когда распространение безгранично и дешево, а человеческое внимание дорого, центр тяжести неминуемо сместится к удостоверению ценности произведенного. Дешевле всего использовать для этих целей механизм, уже встроенный в самое сердце системы рынка. Ничего лучшего, чем деньги, для культуры не придумать – клин клином вышибают. Именно деньгам – как всеобщему интегратору предпочтений и вкуса – предстоит освоить информационную миссию в культуре. Но для этого им предстоит сильно поменять свою природу. А заодно и нам.
Примечания
- ^ В 2003 и 2004 гг. в Москве были проведены эксперименты «Прагматика кино» (в кинотеатрах) и «Театрон» (в театрах), где в реальной обстановке подтверждена готовность зрителей к добровольным постфактумным платежам. В экспериментах участвовали более двух тысяч человек.