Выпуск: №55 2004
Вступление
КомиксБез рубрики
Критерий качества художественного произведенияВладимир ЛевашовБеседы
Художественная вселенная: от сакрального к профанному качествуАлександр СогомоновКонцепции
Место встречи отменить нельзяГеоргий НикичПозиции
Если ты такой актуальный, то почему такой неадекватный?Андрей ВеликановСимптоматика
Отличное от хорошегоАнатолий ОсмоловскийБеседы
Валерий Подорога: Произведение и качествоВалерий ПодорогаРефлексии
Метакритическая решительностьВалерий СавчукКонцепции
Валоризация искусства: золотой стандарт или новая конвенцияАлександр ДолгинПозиции
Хорошее и интересное искусствоДмитрий ВиленскийДискуссии
Кураторство: апология любви и дружбыВиталий ПацюковПроекты художника
Несколько работ 1981 годаЮрий АльбертКонцепции
Современное искусство и репрезентацияНиколя БурриоТекст художника
Юрий Лейдерман. Текст художникаЮрий ЛейдерманТекст художника
Гор Чахал. Текст художникаГор ЧахалПозиции
Насилие как критерий удачной репрезентацииОльга КопенкинаТекст художника
Качество цветкаЛеонид ТишковТекст художника
Три признака художественного качестваВиктор АлимпиевПерсоналии
Конец «конца искусства»Сергей ПоповДефиниции
Критерий качества?Ирина ГорловаИсследования
Символ или симптом? Конспективные замечания о критериях современного искусстваЕкатерина АндрееваСуждения
Технологии и измерения качества в изобразительном искусствеВладимир СальниковДефиниции
Категориальный аппарат АК-74Дмитрий БулатовСуждения
Нравится или не понимаю?Елена КовылинаКниги
Возвращение Ленина: две книги Славоя ЖижекаВладимир СальниковСобытия
Вирус, или существовала ли в действительности борьба между официозом и андеграундом в советском искусствеСандра ФриммельСобытия
Gesamtkunstwerk ГройсВиктор МизианоСобытия
Быстрее истории?Олеся ТуркинаСобытия
Другой КабаковБогдан МамоновВыставки
Выставки. ХЖ №55Владимир СальниковАндрей Великанов. Родился в Москве в 1954 г. Закончил МИФИ и Московский полиграфический институт. Художник, поэт и эссеист. Занимается в основном интерактивными сетевыми художественными проектами и видео. Победитель многих международных фестивалей медиа-искусства. Живет и работает в Москве.
Когда-то Аристотель изобрел категории. Качество и количество занимали среди них свое почетное место, но настал момент, когда Декарт исключил эти два понятия из реестра главных философских составляющих. С тех пор они выполняли второстепенную роль во второстепенных концепциях. Гегель в некоторой степени поднял их статус (качество называл степенью трансформации бытия), а Маркс процитировал Гегеля, и качество стало одним из основных атрибутов капиталистического производства и социалистического соревнования. И если кто-нибудь заводит разговор о качестве, это значит одно: где-то произведено столько чего-то одинакового (бытия, памперсов, романов, гамбургеров, идей и другого всего полезного), что встает вопрос о необходимости различать однотипные товары. Различив, мы складываем качественное в одном месте (где-то на складе или в своем представлении), а некачественное – в другом или просто выбрасываем (тут же встает проблема утилизации).
Получается, что категория качества, которая позволяет нам различать, сама является некачественной. Ее долго перекидывали с одного склада на другой, пока она не удостоилась любви марксистов. Возникает проблема качества категории или качества качества. А если еще вспомнить, что разговор должен идти о качестве искусства, то становится совсем грустно. Такие второстепенные термины практически уже невозможно определить, и спасает только то, что они ни в каком определении не нуждаются.
Когда искусство было миметическим, все было до предела просто – качество определялось точностью соответствия копируемому образцу и предписанным канонам. Художники объединялись в цехи и строго поглядывали друг на друга: каждый ли там все предписанное соблюдает? В эпоху симуляции говорить о качестве сложно – каждый симулирует, как хочет. Дело усугубляется к тому же пресловутым отрывом знака от референта и тотальным кризисом репрезентации. Но если наделить смыслом созданную симуляцию нельзя, то вполне можно ее преподнести, представить, декларировать, насильно навязать и презентировать. Презентация – от ее банального значения, вечеринки с напитками и бутербродами по поводу выставки, до «высокого» – дарения себя и своего труда публике, – вот что является сегодня «степенью трансформации бытия». Кризис репрезентации сопровождается весьма качественным расцветом презентации.
Весьма модная тема – различение мейнстрима и маргиналов – дает нам эффективный двухступенчатый критерий определения качества. Маргиналы в свою очередь выдвигают другие критерии различия, и мы неожиданно оказываемся в средневековой цеховой ситуации, а точнее сказать, в ситуации подмосковных художественных промыслов. Уже достаточно давно изобретенные приемы повторяются бесконечное число раз замкнутым кругом лиц. Московское актуальное искусство – это жостовские подносы, неоакадемизм – палехская роспись, скандальные писатели – дымковская игрушка, философы-младоподорожцы – хохлома. Художник Грейсон Перри, получивший Turner Prize 2003 (а это ли не критерий качества!) и предложивший использовать пенис в качестве распространенного декоративного элемента (по примеру розы), демонстрирует принадлежность к подмосковным художественным промыслам уже не в переносном, а в буквальном смысле. Остается признать, что сегодня качество обладает исключительно конвенциональным смыслом, а критерии могут кардинально меняться при переходе от одного собеседника к другому на текущей презентации. Только некоторые несгибаемые авторы демонстрируют незыблемость принципов (которые они почему-то называют политическими), но выглядят при этом смешнее, чем трансвеститы, провозглашающие примат розового пениса.
Платон когда-то отказал искусству в актуальности, мотивировав это тем, что оно занимается производством вторичных некачественных образов, между тем как универсум эйдосов и так дает нам идеальные образы без необходимости их производить. Точно так же актуальное искусство занимается производством метафор и проигрывает с точки зрения качества процессу самовоспроизводства метафор. Если применить литературный термин, то любое произведение современного искусства – это троп, то есть перенос смысла (например, с одной коннотации на другую). Но сама современная культура – это тотальный перенос смыслов, тотальное перемешивание, поэтому соревноваться с ней бесполезно.
Правда, можно у нее учиться. Некоторые умеют неосознанно использовать «природную» метафору и реализовать ее в материале. Поэт Сергей Михалков сумел написать качественное произведение их трех текстов на одну музыку, и это гораздо адекватнее сегодняшней ситуации, чем концептуальная поэзия. Да и актуальное искусство умеет иногда удивить и порадовать качественным подглядыванием. Вот, например, заимствованные из западной культуры антиглобализм, левый радикализм, нонспектакулярное искусство и некоторые другие явления, презентируемые как художественные практики. Заимствования эти могут цинично объясняться необходимостью войти в соответствующий актуальный контекст или, наоборот, пафосно декларируются как имманетные принципы (в зависимости от конвенциональной принадлежности говорящего и слушающего). Такой вампиризм, высасывание готовой формы, демонстрирует весьма качественный пример симуляции, но превращает исходный образец в безумную карикатуру в нашей сермяжной действительности.
Есть также актуальные теоретические приемы, поднимающие вопрос качества в контексте разговоров об оппозиции профанного и культурного, а также о процессе «валоризации культуры». Это создает «как бы» возможность установить различия в аморфной ризоматической субстанции и обнаружить некоторую иерархию, в результате которой один художник будет выглядеть гораздо качественней, чем другой. Отметим в связи с этим, что политэкономический термин с французской этимологией «валоризация» переносит нас в уже упомянутую сферу соревнования однотипных товаров.
Можно не забивать себе голову сложными материями, а просто консультировать владельцев массажных салонов, собирающих «современное». В данном случае гарантия качества стоит на первом месте. Необходимо посоветовать покупать такие гламурные фотографии, которые ни в коем случае не упадут в цене. Можно также заняться вполне практической деятельностью, – набрав опыта на актуальной художественной сцене, перейти к политическим играм, манипуляции выборами и определению таким способом качества неразличимых партий. Причем их политическая неразличимость вполне адекватна сегодняшней культурной неразличимости.
Культура вообще занята различением, что соответствует этимологии слова. Но так как мы сталкиваемся с ситуацией полного без-различия отдельных явлений, а определить их качество все-таки хотелось бы, то есть только один путь – вернуться назад, в ту эпоху, когда различие существовало, а для этого надо придумать искусственный прием и создать иллюзию различия и возможности определить качество. Актуальное искусство, несмотря на декларированный примат постструктуралистских авторов, является модернистским и ищет возможность различия в архаичных практиках. Перечисление искусственных приемов, изобретенных для этого, звучит как нескладная детская считалочка: вампир, гламур, выбор и валор. Впрочем, список далеко не исчерпывающий.
Если же задаться вопросом, возможно ли вообще адекватное отношение к современной культуре, то, во-первых, хотелось бы сказать, что соответствующих шагов следует ожидать вовсе не от искусства. Представление о данной практике как о наиболее остром скальпеле, способном препарировать действительность, связано, помимо прочего, с такими гламурными декларациями, как «поэт в России больше, чем поэт» и «красота спасет мир». Вместо препарирующих (анализирующих) режущих и колющих инструментов нужны хотя бы гнилые нитки для хотя бы какого-нибудь синтеза. И если уж искусство соберется принимать в этом участие, то пусть начнет с создания хотя бы одного адекватного произведения, хотя бы некачественного.