Выпуск: №55 2004

Рубрика: Концепции

Место встречи отменить нельзя

Место встречи отменить нельзя

Л. Соков. «Ленин и Джакометти», 1990

Георгий Никич. Родился в 1954 году в Москве. Искусствовед, консультант художественных коммуникационных и маркетинговых проектов, преподаватель Российско-Британского университета (MSSES). Куратор Московского международного форума художественных инициатив. Живет и работает в Москве.

1

...И главное – не оказаться перед вопросом, что такое современное искусство?... И всего два пространства, где с ним происходит встреча: физическое и медийное... И дальше открывается прекрасная перспектива возвышенного описания мира «изнутри встречи» – сквозь типологии мест и сред, намерения персонажей, перечни влиятельных обстоятельств... И сама «встреча» обманчиво обещает обязательное «впечатление», химическая природа которого не предполагает возникновения более или менее общепринятых формулировок, но открыта только описанию типологий мест и сред, намерений персонажей, перечней влиятельных обстоятельств...

 

2

Таким образом, когда человек встречается с произведением современного искусства (пусть даже – явлением современного искусства), то, по сути, это не свидание «субъекта» с «объектом», а скорее ситуация соположения контекстов. Чем симметричнее система соположения, тем статичнее контакт и слабее эффекты.

Контекст прямого контакта, собственно физический контакт производит ощущения.

Взаимоотношение идеологических контекстов объясняет степень понимания (или интерпретации).

Общность и различие медийных контекстов регулируют интенсивность и направление влияния.

Изнутри искусства всегда существует намерение создать асимметричную систему контекстов. Все, что находится «извне», в различных масштабах «ожидает симметрии» и, соответственно, форматирует пространства.

Практически в месте встречи «встречаются» («пересекаются», «сливаются», «не узнают друг друга») две идеологии, две конструкции, «направленные» и «обработанные» медиа-влияниями. Непосредственный контакт человека с произведением (явлением) также можно понимать как симметрию или асимметрию намерения и ожидания. При этом произведение искусства полагает себя в конкретном ряду произведений, в конкретной среде или ситуации, а тот, кто встретился с ним, – выделяет или не выделяет его из ряда, отличает или не отличает его в среде, связывает или не связывает его с ситуацией. Суммы и конфигурации контекстов могут превращаться в истории, истории могут выглядеть как оценки. Если так, то критерии ситуативны, незначимы или назначаемы. История, суждения или критерии неизбежно станут частью медийного пространства, возможно, дополнят или интерпретируют идеологию, по желанию – станут искусством.

Поделиться

Статьи из других выпусков

№117 2021

Экономическая оранжерея 2021, или Как оккупировать производство экономической абстракции?

Продолжить чтение