Выпуск: №56 2004

Рубрика: Обзоры

Другое или другие? Современное искусство Киргизии

Другое или другие? Современное искусство Киргизии

Гульнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев. «Транссибирские Амазонки», 2004, видеоинсталляция

Муратбек Джумалиев. Родился в 1965 году во Фрунзе. Художник, куратор. Живет в Бишкеке.

Первая бишкекская международная выставка современного искусства

«...и Другие». Организатор: галерея «Курама Арт», кураторы Улан Джапаров (Бишкек), Елена и Виктор Воробьевы (Алматы). Киргизский национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек, 25.04.04 – 23.05.04

 

Художественная ситуация

Возможно, для многих вопрос «есть ли современное искусство в Киргизии?» прозвучит почти как «есть ли жизнь на Марсе?». Тем не менее, в Бишкеке действительно сложилась художественная ситуация, привлекающая все большее внимание зарубежных арт-критиков и кураторов современного искусства. Парадоксальным также является тот факт, что здесь до последнего времени практически отсутствовали какие-либо институции современного искусства. Основным двигателем процесса пока остается художник, нередко заменяющий и куратора, и критика, и менеджера. Местные пассионарии, делая героические усилия, организуют выставки, публикуют статьи в почти самиздатовском художественном альманахе, при этом посещая Документу и Стамбульскую биеннале.

Появившаяся в этих условиях год назад единственная по-настоящему профессиональная художественная галерея «Курама Арт» выдвинула достаточно амбициозную стратегию развития арт-рынка в республике. Один из первых шагов в этом направлении – проведение международных выставок с участием художников contemporary art и последующим созданием музея современного искусства.

 

Как все начиналось

По сути, идеологи и промоутеры киргизского современного искусства взросли на творческой почве конца 80-х. Это и движение молодых художников «Новая волна», и семинар искусства андеграунда в Нарве, и фестиваль «Архитектурные альтернативы», собравший представителей «бумажной архитектуры» Москвы, Казани, Новосибирска и Фрунзе. Все это оказало мощное воздействие на концептуальную и творческую активность многих молодых художников, архитекторов и дизайнеров Кыргызстана. Официальные творческие союзы тогда все еще играли ведущую роль в процессах преобразований. На них по-прежнему возлагались большие надежды.

Однако обретение суверенитета совпало не только с экономическим кризисом, но и глубокой депрессией в искусстве. Творческие союзы, потерявшие поддержку со стороны государства, к середине 90-х годов фактически перестали выполнять свои институциональные функции, ограничиваясь проведением безликих сезонных салонов.

В этот период общей стагнации искусства архитектурная студия «Музей» становится неформальным центром притяжения художников, поэтов, философов, музыкантов. Воспитанникам «бумажной архитектуры» были близки дискуссии на темы современного искусства. Спонтанно рождались интересные идеи, проходили выставки, встречи. Наиболее активно в этой группе проявили себя Сергей Буров, Эмиль Гузаиров, Улан Джапаров, Муратбек Джумалиев и Гульнара Касмалиева.

Итогом стали три выставки с участием художников из Бишкека и Алматы: «Параллельный город» (1997), «Лабиринт» (1998) и «Плюс – Минус» (1999).

Выставки ломали существующие художественные клише, демонстрируя серьезные исследования пространства, неординарный подход к материалу и осмысление социальной роли современного искусства. Общение с уже искушенными в contemporary art казахскими художниками с каждым разом улучшало качество выставок.

 

Сегодняшние реалии

Определенным этапом для художников Киргизии стало участие во второй ежегодной выставке Соросовского Центра современного искусства Алматы в 2000 году. Кураторами выставки Сабиной Фогель и Валерией Ибраевой были отобраны бишкекские художники, которые впоследствии стали участниками таких значимых событий в contemporary art Средней Азии, как выставки «No Mad's Land» в Доме Мировых Культур в Берлине, «Reorientation» в Веймаре и «Trans-Forma» в Женевском Центре современного искусства в 2002 году. Выставки имели большой резонанс и, как следствие, продолжение в Мексике и Италии.

Одновременно в Бишкеке проходят международные проекты новосибирского куратора Владимира Назанского, в течение 2001 – 2002 годов представившего выставки «Внутренняя Азия I» и «Внутренняя Азия II». «Номадическая» выставка была представлена в С.-Петербурге, Уфе, Новосибирске, существенно расширив географию контактов с художниками Москвы, обширного региона Сибири, Урала, Украины.

На сегодняшний день в Бишкеке существует три постоянных формата для репрезентации современного искусства – ежегодный Первоапрельский конкурс современного искусства (куратор Улан Джапаров), ставший удачным примером исследования новой среднеазиатской идентичности, международная выставка современной печатной графики Bishkek Intergraphic (кураторы: Гульнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев), прошедшая впервые в феврале 2004 года, и, наконец, Международная выставка современного искусства – проект галереи «Курама Арт». Одновременно галерея начала издавать бюллетень, в котором печатаются тексты как художников, так и критиков современного искусства.

some text
Роман Маскалев и Александр У. «Райский пейзаж» (фрагмент), 2004, фотомонтаж

К вопросу об идентичности

Несмотря на то что события 11 сентября провоцируют определенную и, казалось бы, предсказуемую реакцию современных художников Киргизии, инструментом художника по-прежнему остается намек, а не жест, иронический взгляд, а не конфронтация, индивидуальность, а не социум, пародия вместо политики.

Тот факт, что промоутером современного или, в данном контексте, актуального искусства является не государственный институт и не ЦСИ (которого в Киргизии никогда не было), а частная галерея, указывает на скорее экономический, нежели политический заказ. Время покажет, насколько этот проект утопичен. По крайней мере, в нем есть попытка наметить свой, «киргизский путь» развития современного искусства в регионе.

Процитирую кураторский концепт выставки: «...в мировом художественном процессе мы (представители Центральной Азии) находимся пока в перечне «... и Другие». Текст достаточно корректный, если не делать акцент на слове «пока».

 

Возвращаясь к выставке

Выставка «...и Другие» условно поделена на два раздела: кураторский проект Елены и Виктора Воробьевых «Маслов и Ко» с обширной персональной выставкой покойного Сергея Маслова и практически всеми активно работающими художниками contemporary art Казахстана и собственно «...и Другие» Улана Джапарова. Куратором из Бишкека было приглашено 40 участников из Германии, Лихтенштейна, Молдавии, России, Словении, Украины, Узбекистана.

«Киргизский» раздел предварял проект «Райский пейзаж» самых молодых участников выставки Александра У и Романа Маскалева. Работающие в жанре пародии и «приколов», художники обыграли популярные штампы, представляющие Киргизию изумрудной страной с райской природой. На рекламном виниле, на фоне ядовито зеленого альпийского пейзажа изображены экзотические животные вперемежку с бомжами возле мусорных баков, сапожной будки и другие реалии нашей повседневной жизни.

Отличительной особенностью экспозиции стало использование подсобных помещений музея. Темные и узкие «лабиринты» были удачно приспособлены под видеоинсталляции. В одном из них был размещен стильный фотопроект «Поворот» Шайло Джекшенбаева. В другом была помещена видеоинсталляция «Транссибирские амазонки» Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева, посвященная женщинам-челночницам, непрерывно курсирующим по огромным пространствам Сибири. Заваленные полосатыми китайскими баулами мониторы показывают непрерывно убегающую железную дорогу и поющую в вагоне женщину «а-ля Пугачева-Пиаф».

В центре зала был представлен Green City Project бишкекского художника Валерия Руппеля. Бишкек действительно отличается обилием зеленых насаждений. В советских справочниках гордо интерпретировалось молдавское название города Фрунзе как «зеленый лист». Однако художника привлекает другая, особенная любовь жителей города к этому цвету. В центре зала собрано огромное количество зеленой эмалированной посуды со всех свалок города, а на стенах висят многочисленные билборды с изображениями заборов и ворот, покрашенных различными оттенками зеленого цвета. Причем, по словам автора, ему не пришлось долго искать натуру, фотографируя в радиусе двухсот метров все соседские ворота.

Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение