Выпуск: №57 2005
Вступление
КомиксБез рубрики
Почему я не есть современный художник?Алексей ЦветковСитуации
Этика «нулевых»Дмитрий Голынко-ВольфсонТекст художника
Этика без рецептаОльга ЧернышеваТеории
Искусство и этика ин(тер)венцииДжин ФишерРемарки
Сексуальная революция (cover versions)Александр СоколовДиалоги
Борис Михайлов – Дмитрий Виленский: этика взглядаДмитрий ВиленскийРефлексии
Этика анонимностиЕлена ПетровскаяТекст художника
Без глазЕвгений ФиксАнализы
Ресурс этического: между эстетизацией и утопиейЕвгений БарабановТекст художника
Канон понимания Всего. Фотограф, закрывающий камеруВадим ЗахаровРефлексии
Бодрийар тобой недоволенДмитрий БулатовВопросы
Не забыть ответыВиктор МазинЭссе
Об историческом сознании и актуальности болевых ощущенийАлександр ЯкимовичIn memoriam
Русский советский РогинскийСергей ПоповКниги
Искусство для общества: создание ситуаций этического определенияМарина СоколовскаяСобытия
Фейс-контроль, или потеря лица на Московской биенналеДавид РиффСобытия
Game биеннале: трэш и гламур в одном флаконеКети ЧухровСобытия
Логика «заброшенного центра»Ольга КопенкинаСобытия
Дискурс вне зоныОксана ТимофееваСобытия
Вокруг «Сообщников»Владимир СальниковСобытия
Надеясь на гуманизмЮлия ГниренкоСобытия
ОДЕССА / O.D.E.S.S.AАлександр СоколовСобытия
STARZ: незалежный суперлативАлександр СоколовСобытия
Bon Voyage!Анастасия МитюшинаСобытия
Сопротивление как поэтикаКети ЧухровСобытия
Без претензий на индульгенциюГеоргий ЛитичевскийСобытия
Об интернациональном контексте локальной коррупции и НМСИВладимир БулатАлександр Соколов. Родился в 1958 году. Художник и куратор. Живет и работает в Москве и Берлине.
Кристиан Болтански. «Призраки Одессы».
Московский государственный музей архитектуры им А.В. Щусева,
Москва. 28.01.05 – 28.02.05.
Критики, обильно и восторженно пишущие о выставке Кристиана Болтански (см. публикации на сайте Московской биеннале) «Призраки Одессы», иногда напоминают тех постсоветских граждан, которые, попав в Берлин и увидев бар под названием «ODESSA», спешат туда зайти в надежде повстречать соплеменников своего или хотя бы старшего поколения. Для избежания конфликтных ситуаций владельцам заведения стоило бы при входе повесить следующее объявление на идише, украинском и русском языках:
ODESSA – Organisation der entlassenen SS-Angehoerigen (Организация ранее имевших отношение к СС).
ODESSA – самая известная из активно действующих после войны национал-социалистических группировок. Двойное «S» – мгновенно считываемый знак для посвященных. Точных сведений об этой организации нет. В различных текстах они сильно различаются. Авторы бестселлеров пишут об ODESSA в духе всемирного заговора. Серьезные авторы пишут о «несомненно существующей сегодня угрозе свободе людей». По сведениям американских спецслужб, работавших после 1945 года в американских оккупационных зонах: «ОДЕССА не является единой организацией. Это общее название группировок скрывающихся СС-овцев и тех, кто их укрывает. Предполагаемой главой организации считался Отто Скарцени. ODESSA помогала убийцам евреев и военным преступникам эмигрировать через Австрию и Италию».
Центры организации находились в Перу, Аргентине, Каире.
Как пишет на рубеже 70 – 80-х годов Розалинд Краусс в работе «Постструктурализм и паралитература» (в кн. «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы». «ХЖ», 2003): «Для Барта денотация оказывается лишь последней из возможных коннотаций (той, что не только создает, но и завершает процесс чтения) «. Даже если предложенное здесь прочтение названия выставки Кристиана Болтански является лишь коннотацией, оно может дать ответы на некоторые вопросы, часто остающиеся без ответа.
Почему проект «Lichtmesz» (2001) французского художника Болтански в храме Св. Петра в Кельне откровенно отсылает к более раннему «Odessa Monument» (1990) и позднему московскому «Призраки Одессы»? Возможно потому, что член организации ODESSA епископ Алоиз Гудаль, ректор римского «Collegio Teutonico» при поддержке Ватикана укрывал бывших сотрудников СС в монастырях, обеспечивая их фальшивыми документами, позволявшими покинуть Европу?
Почему на простынях 2005 года в Аптекарском приказе в Москве и на билбордах в городском пространстве Бремена («Les Regards», 2001) мы видим только мужские глаза? Возможно, речь идет не о гомофилии автора и не о преобладании мужского населения в портовом городе Одессе, но о патриархальном устройстве ордена СС, в чьи рыцарские глаза заглядывает художник, пытаясь – вспоминая иудаистскую максиму – в глазах человека увидеть взгляд Бога.
Почему в России, в Москве Болтански припоминает своих предков из украинской Одессы? Может, почтенный мастер – по аналогии с Шерлоком Холмсом, не знавшим, что Земля круглая, – не силен в географии? Скорее затрагивание этой темы в 2005 году в Москве и ранее в Германии имеет более основательные мотивы, чем одесское происхождение предков художника, родившегося в 1944 году в Париже.