Выпуск: №58-59 2005
Вступление
КомиксБез рубрики
Скромные предложения и безрассудный оптимизмЧарльз ЭшеГипотезы
Пространства (высказывания и выживания)Дмитрий ПриговКонцепции
Логика равноправияБорис ГройсТенденции
Социальный поворот в современном искусствеКлер БишопСитуации
®™ARK, золотой фаллос и организация освобождения Барби: искусство буферной зоныАнна МатвееваСитуации
Сова Минервы, или Политический реэнактмент в эпоху большого компромиссаОльга КопенкинаКонцепции
Этический код автономииАнатолий ОсмоловскийТенденции
Художественные группы против группировок власти. Размышления на темуФредерик МофраДиалоги
Солидарность: с кем, каким образом, против кого?Дмитрий ВиленскийТенденции
Картографии "Realidad": Художественные практики в Латинской АмерикеМарко СкотиниТекст художника
Искусство – возможный продукт дружбыНиколай ОлейниковРеакции
От «неработающего сообщества» — к «рабочим группам»Оксана ТимофееваПозиции
Художник-партизанВладимир СальниковСитуации
В направлении времени «Ч»Дмитрий БулатовГлоссарий
Краткий глоссарий тактической медиа-критикиОлег КиреевЭкскурсы
Видеотворчество и художественное сообщество. Исторические параллели между США и РоссиейАнтонио ДжеузаИсследования
Испания второй половины ХХ века: свободы и несвободыДарья ПыркинаРеконструкции
Трудности перевода – 34-я Венецианская биенналеМикеле РобеккиБиеннале
Средство без целей, или Как нельзя войти дважды в 90-е годыВиктор МизианоБиеннале
«Опасности подстерегают»Богдан МамоновБиеннале
Каждому – по биеннале?...Алена БойкоСобытия
К вопросу о политической выставкеДмитрий ВиленскийСобытия
Утопия власти на территории искусстваКети ЧухровСобытия
Об искусстве, политике и общественной сфере в Испанском государствеДарья ПыркинаСобытия
«К вопросу о терроре – выставка РАФ»Сандра ФриммельСобытия
«Коллективное творчество» (Kollektive Kreativitaet)Виктор МазинСобытия
«Политика заботы. Сострадание Других» ("At the Mercy of Others: The Politics of Care")Евгений ФиксВыставки
Инсценировка реальности, или Интеллектуальная охота за сокровищамиСандра ФриммельВыставки
Гражданин Гюнтер Брюс постигает свое телоАлександр ШумовВыставки
АнтипигмалионАндрей ФоменкоВыставки
Видео: смешное искусствоАнтонио ДжеузаВыставки
Фестиваль современного искусства «Откат»Анна ХарькинаВыставки
НоворусскоеЮлия ГниренкоВыставки
Орфей как реди-мэйдВадим ЗахаровВыставки
Вильям Бруй в МосквеГригорий ЗабельшанскийРубрика: События
«Политика заботы. Сострадание Других» ("At the Mercy of Others: The Politics of Care")
Евгений Фикс Родился в Москве в 1972 г. Художник и критик. Живет в Нью-Йорке.
Выставка Программы независимых исследований Музея американского искусства Уитни, Галерея Городского нью-йоркского университета, Нью-Йорк. 18.05.05–25.06.05
В этом году темой выпускной выставки кураторского курса Музея Уитни стал феномен "заботы", что получило отражение в ее названии: "Политика заботы. Сострадание Других". Кураторы, Саша Арчибалд, Сара Лукофски, Сира Паскуал Маркина и Елена Сорокина, пригласили на экспозицию проекты, анализирующие социальные механизмы заботы. Так, в большинстве произведений акт заботы был представлен как социально-политический продукт, зависящий от экономических и политических предпосылок, а также расовых и гендерных особенностей.
Работы на выставке артикулируют как индивидуальный аспект заботы (одного человека по отношению к другому), так и имперсональный, опосредованный институциями. Однако даже забота матери о ребенке не может быть рассмотрена вне социального контекста, на что указывает работа Адриана Пайпера "Ур-муттер N5", где сопоставляются два изображения "мадонны с младенцем" – из "первого" и "третьего" мира: фотографии здоровых и счастливых белых матери и ребенка и изможденной африканской мадонны с младенцем.
Мультимедийная инсталляция группы "Данзине" из города Портленда, штат Орегон, документирует десять лет их активистской деятельности, заключавшейся в предоставлении информации работникам секс-индустрии о получении медицинской помощи, налогах и так далее. Авторы выступают за локальную, точечную заботу, заботу в масштабах отдельного человека или сообщества, против осуществляемой институциями заботы "глобальной", имперсональной, опосредованной.
В проекте Елены Ковылиной "Ред Шелтер" сопоставляются образы современной российской благотворительности с архивными фотографиями благотворительности дореволюционного времени. Проект отражает сегодняшнее постутопическое отношение к заботе в современной России – исчезновение понятия "социальная защищенность" и возвращение дореволюционных понятий "благотворительность" и "милосердие".
Артикуляция заботы невозможна без указания на нечто ей противоположное, а именно на жестокость, как справедливо заметила в своей статье в каталоге выставки одна из кураторов, Сира Паскуал Маркина. В инсталляции "Гифт" Алиа Хасан-Кхан воссоздала пакеты гуманитарной помощи, которые сбрасывались с американских самолетов в Афганистане в 2001 году и которые по форме и цвету были практически неотличимы от так называемых "пучковых бомб", сбрасываемых с тех же самолетов приблизительно в тот же период.
В свою очередь, проект Алфредо Жара повествует о циничном безразличии средств массовой информации к трагедии в Руанде в 1994 году. Здесь забота присутствует как фигура умолчания. Художник представляет подлинные обложки номеров журнала Newsweek за 1994 год, пестрящие новостными заголовками – от суда над О.Й. Симпсон до предсказаний полетов на Марс. Однако о трагедии в Руанде, происшедшей в том же 1994 году, в них нет ни слова. В результате под каждым номером журнала Альфредо Жар разместил информацию о руандских событиях, происшедших накануне выпуска номера. Как показывает художник, Newsweek не замечал трагедии.
Выставка "Политика заботы. Сострадание Других" показывает, что "личное есть политическое", и даже более того, что поистине уже не осталось ничего, находящегося вне политики. Даже такая, казалось бы, нейтральная тема, как забота, становится лакмусовой бумажкой для выявления политической ориентации субъекта (например, художника или куратора). В то же время программный для кураторов этой выставки отказ от сентиментальности и морализации при рассмотрении темы заботы и трактовка этой темы как "политической" избавляет "заботу" от неолиберальной коннотации, что само по себе имеет определенную идеологическую ценность.