Выпуск: №58-59 2005
Вступление
КомиксБез рубрики
Скромные предложения и безрассудный оптимизмЧарльз ЭшеГипотезы
Пространства (высказывания и выживания)Дмитрий ПриговКонцепции
Логика равноправияБорис ГройсТенденции
Социальный поворот в современном искусствеКлер БишопСитуации
®™ARK, золотой фаллос и организация освобождения Барби: искусство буферной зоныАнна МатвееваСитуации
Сова Минервы, или Политический реэнактмент в эпоху большого компромиссаОльга КопенкинаКонцепции
Этический код автономииАнатолий ОсмоловскийТенденции
Художественные группы против группировок власти. Размышления на темуФредерик МофраДиалоги
Солидарность: с кем, каким образом, против кого?Дмитрий ВиленскийТенденции
Картографии "Realidad": Художественные практики в Латинской АмерикеМарко СкотиниТекст художника
Искусство – возможный продукт дружбыНиколай ОлейниковРеакции
От «неработающего сообщества» — к «рабочим группам»Оксана ТимофееваПозиции
Художник-партизанВладимир СальниковСитуации
В направлении времени «Ч»Дмитрий БулатовГлоссарий
Краткий глоссарий тактической медиа-критикиОлег КиреевЭкскурсы
Видеотворчество и художественное сообщество. Исторические параллели между США и РоссиейАнтонио ДжеузаИсследования
Испания второй половины ХХ века: свободы и несвободыДарья ПыркинаРеконструкции
Трудности перевода – 34-я Венецианская биенналеМикеле РобеккиБиеннале
Средство без целей, или Как нельзя войти дважды в 90-е годыВиктор МизианоБиеннале
«Опасности подстерегают»Богдан МамоновБиеннале
Каждому – по биеннале?...Алена БойкоСобытия
К вопросу о политической выставкеДмитрий ВиленскийСобытия
Утопия власти на территории искусстваКети ЧухровСобытия
Об искусстве, политике и общественной сфере в Испанском государствеДарья ПыркинаСобытия
«К вопросу о терроре – выставка РАФ»Сандра ФриммельСобытия
«Коллективное творчество» (Kollektive Kreativitaet)Виктор МазинСобытия
«Политика заботы. Сострадание Других» ("At the Mercy of Others: The Politics of Care")Евгений ФиксВыставки
Инсценировка реальности, или Интеллектуальная охота за сокровищамиСандра ФриммельВыставки
Гражданин Гюнтер Брюс постигает свое телоАлександр ШумовВыставки
АнтипигмалионАндрей ФоменкоВыставки
Видео: смешное искусствоАнтонио ДжеузаВыставки
Фестиваль современного искусства «Откат»Анна ХарькинаВыставки
НоворусскоеЮлия ГниренкоВыставки
Орфей как реди-мэйдВадим ЗахаровВыставки
Вильям Бруй в МосквеГригорий ЗабельшанскийВиктор Мазин Теоретик, художественный критик и куратор. Специалист в области теоретического психоанализа. Регулярно публикуется в "ХЖ". Живет в Санкт-Петербурге.
Kunsthalle Fridericianum, Кассель, 01.05.05–17.07.05
1 мая 2005 года в музее "Фридерицианум" открылась выставка "Коллективное творчество", на которой можно было увидеть работы художественных объединений из разных стран мира. Задача экспозиции – представить социальные модели, организованные по своим правилам. Дата открытия, разумеется, выбрана не случайно. Во-первых, почти все участники "Коллективного творчества" политически ангажированы. Во-вторых, ангажемент этот – левый.
На выставке подчеркивается раскрепощающий потенциал коллективного труда. Совместное творчество оказывается не только формой сопротивления господствующей в искусстве капиталистической специализации и рынку, порождающему синдром навязчивой репрезентации. Сотворчество – это еще и конструктивная критика социальных, в том числе и художественных, институтов. Под сомнением оказывается "неопровержимая" аксиоматика капиталистической идеологии, пропитавшая художественную жизнь, – индивидуализм, карьера, успех, слава, деньги, конкурентоспособность. Альтернативные формы социальности – вот что попало в центр внимания "Коллективного творчества". Деятельность группы рассматривается не как инструмент достижения успеха, не как способ порождения прибавочной стоимости, но как условие возможного получения прибавочного наслаждения.
Вся выставка, разумеется, – коллективный продукт. Она сделана группой кураторов из Загреба WHW ("Что? Как? Кому?") в составе Ивет Чурлин, Анны Девич, Наташи Илич, Сабины Саболович в сотрудничестве с легендарным Рене Блоком. Выставка типична для хорватской четверки. Любой их проект – платформа для обсуждения социальных вопросов в свете эстетических, экономических и политических теорий.
Один из центральных экспонатов выставки – фреска датской группы "Суперфлекс", посвященная участию Дании в войне с Ираком. Датская фреска – копия фрески калифорнийской "Иракская свобода", только американские освободители заменены датским контингентом – одним сторожевым кораблем, одной подлодкой и десятком солдат. Виньетка на фреске воспроизводит слова премьер-министра Дании: однажды люди обернутся назад и поймут, что наше решение было правильным. Медиально-гламурное прославление войны удваивает послание, раздваивает его и ставит под вопрос "незыблемость" "свободы" и "демократии".
В отличие от этой фрески, большинство работ на выставке отмечено, во-первых, подчеркнутым отсутствием респектабельности и лоска. Даже работы Гилберта и Джорджа антигламурны. Типичной работой "Коллективного творчества" можно считать видеодокументацию знаменитой акции Йозефа Бойса, убирающего мусор вместе с корейским и африканским студентами с площади Карла Маркса 1 мая 1972 года. Во-вторых, большинство работ производит ощущение work-in-progress. Незавершенность понятна, исходя из положения: коллектив – не застывшая социальная форма, а стремление к ней.
На общем фоне незавершенности, документальности, социального критического запала особенно бросаются в глаза залы, оформленные IRWIN'ом и NSK. Их отличает алтарно-патетический характер инсталляций и дискурсивная балансировка между ультраправым и ультралевым. Неудивительно, что одной из ключевых фигур у словенцев стал политически модернистский Малевич. Неудивительно и то, что первомайская выставка широко представлена русскими коллективами. От, казалось бы, далеких от политизированного дискурса "Коллективных действий", "Программы ESCAPE" и Музея сновидений Фрейда до очевидно политически ангажированных "Радека", "Что делать?", Бохорова-Гутова-Осмоловского. Впрочем, если акции и документация "Коллективных действий" могут указывать на желание занять метапозицию в отношении идеологии, то ретроспективно и в контексте первомайской выставки деятельность группы оказывается связанной с левыми программами неподчинения. На Музее сновидений Фрейда с его психоаналитическим проектом самопознания в ходе виртуального представления на выставке был также поставлен акцент как на зоне автономизации (в том смысле, который этому термину придавал Касториадис).
В отличие от "КД" и МСФ, группы "Радек", "Что делать?" и Бохоров-Гутов-Осмоловский сознательно связывают свою художественную практику с политикой и левым дискурсом. "Радек" при этом – коллективный проект, нацеленный не столько на внешнюю – предполагаемую политическим активизмом – работу, сколько на определение внутренней идентичности. Возможно, эта программа и представляет собой художественную составляющую коллектива. Коллективная идентичность "Радека" формулируется за счет разграничения внешнего и внутреннего дискурсивного пространства. "Радек" подчеркивает, что принципиальным моментом в таком разграничении оказывается мечта, вырабатываемая в группе, в противоположность мечте, навязываемой неолиберальным порядком. Коллективу "Что делать?", в отличие от "Радека", еще сложнее балансировать в междискурсивной зоне. Особенно, если учесть, что в состав группы входят не только художники. Особенно, если считать, что основным продуктом творческой деятельности – вполне по-ленински – является даже не кассельская инсталляция с двойным экраном, на котором представлены стремления артикулировать собственную деятельность, перформативно указывающие на эстетизацию политического дискурса, а postproduction, масс-медиально-пропагандистский продукт – газета. Если деятельность выйдет за рамки самозареференцированной артикуляции группы, "Что делать?" может превратиться в одну из форм политического дискурса, моментально стирающегося в политическом пространстве, которое организовано своими дискурсивными агентами и своими правилами игры. Ангажированность политикой и левым дискурсом отдельных групп ставит вопрос о том, не является ли сам левый дискурс в такой ситуации политическим средством капитализации? Не может ли левый дискурс быть использован в качестве одной из возможных арт-рыночных стратегий?
Группа Escape исходит не из балансировки на грани эстетического и политического, балансировки опасной, по меньшей мере, тем, что деятельность может оказаться несчитываемой ни в художественном, ни в политическом регистре. Escape представляет, с одной стороны, невозможность экскейпизма, а с другой – не пересекает пределов художественной активности. В работе коллектива под вопросом оказывается сама коллективная идентичность. Под вопрос попадает пространство понимания. Фундаментальный раскол между порядком изображения и словом – вот что видимо и слышимо.