Выпуск: №58-59 2005
Вступление
КомиксБез рубрики
Скромные предложения и безрассудный оптимизмЧарльз ЭшеГипотезы
Пространства (высказывания и выживания)Дмитрий ПриговКонцепции
Логика равноправияБорис ГройсТенденции
Социальный поворот в современном искусствеКлер БишопСитуации
®™ARK, золотой фаллос и организация освобождения Барби: искусство буферной зоныАнна МатвееваСитуации
Сова Минервы, или Политический реэнактмент в эпоху большого компромиссаОльга КопенкинаКонцепции
Этический код автономииАнатолий ОсмоловскийТенденции
Художественные группы против группировок власти. Размышления на темуФредерик МофраДиалоги
Солидарность: с кем, каким образом, против кого?Дмитрий ВиленскийТенденции
Картографии "Realidad": Художественные практики в Латинской АмерикеМарко СкотиниТекст художника
Искусство – возможный продукт дружбыНиколай ОлейниковРеакции
От «неработающего сообщества» — к «рабочим группам»Оксана ТимофееваПозиции
Художник-партизанВладимир СальниковСитуации
В направлении времени «Ч»Дмитрий БулатовГлоссарий
Краткий глоссарий тактической медиа-критикиОлег КиреевЭкскурсы
Видеотворчество и художественное сообщество. Исторические параллели между США и РоссиейАнтонио ДжеузаИсследования
Испания второй половины ХХ века: свободы и несвободыДарья ПыркинаРеконструкции
Трудности перевода – 34-я Венецианская биенналеМикеле РобеккиБиеннале
Средство без целей, или Как нельзя войти дважды в 90-е годыВиктор МизианоБиеннале
«Опасности подстерегают»Богдан МамоновБиеннале
Каждому – по биеннале?...Алена БойкоСобытия
К вопросу о политической выставкеДмитрий ВиленскийСобытия
Утопия власти на территории искусстваКети ЧухровСобытия
Об искусстве, политике и общественной сфере в Испанском государствеДарья ПыркинаСобытия
«К вопросу о терроре – выставка РАФ»Сандра ФриммельСобытия
«Коллективное творчество» (Kollektive Kreativitaet)Виктор МазинСобытия
«Политика заботы. Сострадание Других» ("At the Mercy of Others: The Politics of Care")Евгений ФиксВыставки
Инсценировка реальности, или Интеллектуальная охота за сокровищамиСандра ФриммельВыставки
Гражданин Гюнтер Брюс постигает свое телоАлександр ШумовВыставки
АнтипигмалионАндрей ФоменкоВыставки
Видео: смешное искусствоАнтонио ДжеузаВыставки
Фестиваль современного искусства «Откат»Анна ХарькинаВыставки
НоворусскоеЮлия ГниренкоВыставки
Орфей как реди-мэйдВадим ЗахаровВыставки
Вильям Бруй в МосквеГригорий ЗабельшанскийСандра Фриммель Родилась в 1977 году в Гессене (Германия). Искусствовед. Специалист по саморепрезентации России на Венецианской биеннале, победитель премии General Sattelite-2003 «За лучшее исследование». Живет в Берлине.
Кунстверке (KW Institute for Contemporary Art) и церковь St. Johannes-Evangelist, Berlin, 30.01.05–16.05.05
RAF – Rote Armee Fraktion; РАФ – Фракция Красной Армии. Деятельность этой террористической леворадикальной группы, подобно фашистскому прошлому, стала для немецкого общества глубокой, до сих пор не осознанной травмой. Сформировавшаяся в конце 60-х в недрах студенческого движения АПО, РАФ покинула его ряды в 1970 году. Вплоть до 1998 года сменилось три "поколения" РАФовцев. Акции первого революционно-социалистического "поколения" РАФ (ключевые фигуры – Андреас Баадер, Гудрун Енсслин, Хольгер Мейнс и Ульрике Майнхоф) были направлены против капиталистической системы в целом. И в частности – против Федеративной Республики Германии, против государства, которое отрицало и отказывалось переосмысливать свое фашистское прошлое и в котором тогдашние убийцы все еще находились – по названию знаменитого фильма 1946 года Вольфганга Штаудте с Хильдегард Кнеф – "среди нас". Целью первых акций РАФ как раз и было повернуть общество к осмыслению этой темной главы в немецкой истории, однако вели они к террору: это были пожары в универмагах, налеты на банки, похищения и убийства людей. Теперь же нечто подобное происходит в немецком обществе и с эпохой РАФ: подобно фашистскому прошлому, оно подвергается вытеснению.
Однако время вернуться памятью к этой эпохе, по всей видимости, пришло. В конце января в Кунстверке открылась выставка "К вопросу о терроре – выставка РАФ". Но, как оказалось, кураторы Клаус Бизенбах, бывший художественный руководитель KW, Хеллен Блуменштейн и Феликс Енсслин – сын террористки Гудрун Енсслин, одного из активных членов группы Баадер – Майнхоф (второе название РАФ), – не ставили себе задачу подвергнуть пересмотру историческое значение РАФ. Впрочем, это ведь не историческая, а художественная выставка. Они сделали ставку на медийный образ РАФ: на восприятие РАФ в телевизионных новостях, в газетных и журнальных статьях, на трансформацию и переосмысление этого образа в произведениях искусства в течение последних четырех десятилетий.
Оперативные репортажи, созданные с помощью новейших фото- и видеотехнологий, стали основным средством коммуникации террористов с государством. Широко известны фотографии похищенного в 1976 году Ханса-Мартина Шлейера. Каждый день террористы присылали разным представителям СМИ видеозапись или фотографию заложника со свежим номером ежедневной бульварной газеты "Bildzeitung" в руках – вплоть до дня его убийства. Так уже с первого момента своего появления и общедоступности новые технологии стали предметом "злоупотребления" – они стали не только орудием в руках художников, но и оружием в руках террористов.
Поэтому в основу концепции выставки была положена не хроника исторических событий, а хроника статей самых популярных немецких журналов и газет – "Stern", "Spiegel", "Frankfurter Allgemeine Zeitung", "Süddeutsche Zeitung", а также вышеупомянутой "Bildzeitung" – и телевизионных передач как первого и второго канала ARD и ZDF, так и восточнонемецкого канала Aktuelle Kamera (Актуальная Камера). Огромное количество печатного материала в подвальном этаже Кунстверке реконструирует господствующее в обществе и по сей день восприятие террористов: образы РАФ в СМИ за 29 выбранных дней.
Отметим вскользь, что экспозиция в целом проигрывает в сравнении с агрессивными медийными образами; в центре большого зала стоит белоснежный бокс, в котором представлена работа Ханса-Петера Фельдмана "Мертвые" (1998), оставляющая, пожалуй, самое глубокое впечатление из всего, что представлено на выставке (работа эта, кстати, знакома российскому зрителю по выставке "Москва – Берлин"). На простые бумажные листы формата А3 в технике ксерокопии нанесены фотографии жертв террора РАФ с 1967 по 1993 год. Указаны всего лишь имя и дата смерти. Художественный жест не пафосный, но яркий. "Мертвые" стали жертвами утопии свободного общества, обернувшегося леворадикальным терроризмом. Но мертвые остаются после любого боя – не важно, за что и на чьей территории велась битва.
Четыре основных этажа Кунстверке были отведены под произведения почти пятидесяти художников, преимущественно немцев – таких, как Катарина Зивердинг, Йонатан Меезе, Дара Бирнбаум, Зигмар Польке, Ивонна Райнер, Лютц Даммбек, и других. Все произведения этих художников – серьезные и экспериментальные, реалистические, абстрактные и иронические – ссылаются на медийные образы, заимствованные из газет или у телевидения, образы, зафиксированные хроникой 29-ти дней. Кураторов интересовало, как эти авторы разных поколений совершенно по-разному обращаются к медийному образу РАФ, к цифровому мифу террористов: произведения раскрывают, как СМИ создают реальность и воздействуют на наше восприятие.
Франц Акерманн, например, по эскизам террористов построил гибрид машины и вертолета, "Геликоптер #21 (машина для бегства и освобождения) " (2003). Этот механизм, выставленный во дворе Кунстверке, изобличает бессмысленность попытки упомянутых бегства и освобождения.
Представлены также знаменитые работы Йозефа Бойса "Дюрер, я провожу персональную экскурсию для Баадера и Майнхоф по Документе-5" (1972) и "Атлас на досках 470-479" Герхарда Рихтера (1989). Особенно привлекает внимание видео Йохана Гримонпреза "dial H-I-S-T-O-R-Y" (1997): художник смонтировал телевизионные передачи различных угонов самолетов так, чтобы было совершенно невозможно определить время и место происходящего, в результате зритель полностью теряется в потоке мнимодостоверной информации.
Далеко не все представленные на выставке работы, анализируя медийный образ террора, следовали принятой сегодня в Германии политкорректности. Однако политкорректность не является художественным императивом, напротив, искусство имеет право на противоречивость, на многозначность, на интерпретацию, обостряющую конфликт. Тем не менее, от выставки остается легкий привкус мифологизирования и героизирования личностей террористов – они представляются некими голливудскими звездами, как в работе Ханса Нихуса "Голливудский бульвар" (2001), сделавшего саркастическое посвящение: он присвоил звезде на знаменитой Аллее славы в Голливуде имя террориста Хольгера Мейнса. И действительно, в левых кругах до сих пор сохраняется уважение к РАФ – террор игнорируется или оправдывается изначально высокими целями. Это легкое ощущение политического дискомфорта возвращает нас к предыстории выставки.
В 2003 году казалось, что выставка не состоится. После того как Клаусу Бизенбаху и его выставочному проекту под рабочим названием "Миф РАФ" уже была обещана поддержка Культурного фонда столицы (Hauptstadtkulturfond) началась бурная общественная дискуссия. Со всех сторон – в частности, со стороны родственников жертв РАФ – проект обвиняли в мифологизировании террористической группы и в прославлении ее насильственных акций, – несмотря на то, что тогда еще концепция выставки находилась в процессе разработки. Однако кураторы настаивали на том, что в задачи выставки не входит исследование историко-политического контекста деятельности РАФ, и провели беспрецедентную акцию. Чтобы собрать финансовые средства для реализации выставочного проекта, многочисленные художники, не имеющие к выставке никакого отношения (среди них – Марина Абрамович, Динос и Джейк Чэпмены, Томас Деманд, Андреас Гурски и Лоренс Вайнер), предоставили свои работы для аукциона в Интернете.
В целом проект можно обвинить только в том, что он сразу сделал второй шаг, познакомив зрителей с художественной трактовкой темы еще до того, как зритель (а точнее – немецкое общество) осознал эту главу немецкой истории. Мифологизированию РАФ необходимо сопротивляться, – это так. Именно поэтому и нужна была данная выставка.