Выпуск: №77-78 2010

Рубрика: Фестивали

Современное искусство в киносреде

Современное искусство в киносреде

Вячеслав Ахунов. Мусульманин. 2008. Кадр из фильма

Владимир Сальников Родился в 1948 г. в Чите. Художник и критик современного искусства, член Редакционного совета «ХЖ». Живет в Москве.

XVIII открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». 13.09.2009 – 20.09.2009

«Профессий много, но прекрасней всех – кино!»
Советская песня

Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» проходит в курортном городе Анапе, точнее в его районе Джемете, еще точнее в пансионате «Фея-2». Фестиваль является форумом, где кинематографисты бывшего Союза могут показать друг другу свои творческими достижения, что, видимо, важно для сохранения разорванного культурного пространства виртуального СССР. Директор фестивальных программ – Сергей Землянухин.

Не принадлежа к прекрасному миру кино и даже не относясь к его фанатам и, возможно, благодаря большой насмотренности в области короткого метра, я сосредоточил свое внимание на этой ограниченной получасом касте кино. Его курировали Лидия Канашова и Виктор Ян Прокофьев, они же и отбирали фильмы конкурса. По списку заметно, что организаторы хотели отвлечь кинематографистов от заезженной тематики и тенденций в сторону большей открытости и эксперимента, ведь в отличие от современного искусства кино – невероятно консервативная область художественного творчества.

В жюри же конкурса короткого фильма кроме профессиональных киноведов вошли историк искусства Екатерина Андреева и художник Леонид Тишков, что весьма уместно даже на фоне скрежета зубовного по этому поводу профессиональных киношников, так как обогащает эгоцентричную кино среду опытом, рожденным в наиболее богатой по тенденциям и экспериментам области творчества – современном искусстве. К тому же в конкурсе участвовали видеоработы современных художников, фильмы, которых идут вразрез с тенденциями кинематографии, главная из которых, начиная с перестройки, -разоблачительная, так называемая чернуха. Не знаю, добились ли организаторы в результате включения деятелей современного искусства объективности, ведь часто пристрастность наша обращена больше к «ближнему», а не к «дальнему». Однако включение чужаков в жюри довольно скандально в глазах далеких от проблематики международного интеллектуального сообщества отечественных и «братских» кинематографистов, в то время как отечественные «контемпорари» артисты все же худо-бедно касаются этих вопросов.

Всего в конкурсе участвовало восемнадцать лент, часть из них работы – студентов или творения выпускников. Такова фильма – термин лефовцев – студентов ВГИКа Ивана Глазычева и Ильи Леутина «Татра» о скучной жизни в провинции, о тоске мелких конторщиков: «Тебе повезло – ты не такой как все, ты работаешь в офисе».

some text
Лайла Пакалныня. Камни. 2008. Кадр из фильма

О труде и фильм группы «Фикс. Рифф. Будрайтскис. Олейников» "Гренельские соглашения". Для работы самодеятельных художников фильма, впрочем, скорее телерепортаж, качественно сделанный, с хорошей съемкой, прекрасной музыкой Павла Митенко. Авторы беседуют со специально нанятыми для съемок фильма работниками кафе гигантского торгового центра «Европейский» в Москве. Они рассказывают о своей работе, а активисты-марксисты из люмпен-интеллигентской московской богемы поучают их, объясняя, как надо бороться за свои права; этот разговор перемежается историей соглашения между Компартией Франции и правительством Франции в 1968 г., в результате которого, по мнению авторов, «Красный Май» был предан и не смог развернуться в антикапиталистическую революцию.

В фильме вгиковца Ивана И. Твердовского «Словно жду автобуса» показан ужас деревенской жизни, радикально одичавшей за последние двадцать лет. Несмотря на то что «документальная» история из жизни простонародной молодежи – стилизованная постановка, ее правдивость не вызывает сомнения. Несколько молодых людей знакомятся ночью со случайной девицей, ждущей автобуса, везут ее на квартиру к одному из них, после чего все вместе развлекаются. Утром барышня моет грязную посуду и идет на работу.

Ужас ксенофобского сознания демонстрирует девятилетняя героиня ленты Яны Конофальской «Моно Лиза», пересказывающая то, о чем обычно не распространяются публично, – этно-националистические предрассудки взрослых.

Среди художнических работ фильм Вячеслава Ахунова (Узбекистан) «Мусульманин» на тему встречи Запада и Востока («О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут»). Минут пятнадцать на экране то в одном ракурсе, то в другом видеокамера разглядывает ковбоя в джинсах, шляпе, национальных сапогах на высоких каблуках (в каких, по свидетельствам журналистов, любит ходить на своем ранчо президент Буш-младший), с огромным револьвером в руке, положив ноги на стол, смотрит по ноутбуку вестерн. Потом выключает ноутбук, снимает ковбойскую форму и прячет ее в сундук, переодевается в белую рубаху и тюбетейку и идет в мечеть.

"Капель" «Провмызы» (Галина Мызникова и Сергей Проворов, Нижний Новгород), заставляет двигаться известную фотографию английского фотографа XIX в. Генри Пича Робинсона, положенную в основу фабулы. К умирающей девушке приходят проститься ее близкие. Печальный ритуал нарушается лишь природными стихиями – одной из основных тем творчества художников – лучами солнечного света, ветром и водой, наполняющей постель героини. Получасовая лента «Провмызы», с ее медленно развивающимся поэтическим действием, настолько шокировала кинокритиков и кинорежиссеров, что даже вызвала восстание, выразившееся в протестах кинопрофессионалов против участия в кинофестивале современных художников и пожеланиях больше показывать заурядную продукцию из независимых стран.

На фоне описанной чернухи и претензий на метафоричность, таких как «Поле, клоун, яблоко» и «Колодец», и декоративности короткометражек из бывших братских республик, выделяется жизненной мудростью работа Оксаны Бурой из Литвы «Исповедь» об имитации реальности в документальном кино. 

Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение