Выпуск: №77-78 2010

Рубрика: Биеннале

Лионская биеннале 2009: спектакль повседневности

Лионская биеннале 2009: спектакль повседневности

Джордж Брехт. 19 (к части VIII, стр.3) / Стул с зонтом. 1968/1986

Дарья Пыркина Родилась в 1980 г. в Москве. В 2003 г. закончила отделение истории искусства исторического факультета МГУ. Искусствовед, куратор, критик. Занимается изучением современного испанского искусства. Живет в Москве.

10-я Лионская биеннале 2009
«Спектакль повседневности» (Куратор Хоу Ханру),
Лион, 16.09.09 – 03.01.10

Лионская биеннале 2009 ставит один из фундаментальных вопросов для всей истории искусства – вопрос о взаимодействии реального и иллюзорного, окружающей действительности и ее преломления в художественном произведении. Проблемы глубинной интеграции искусства и реальной жизни – часто в противовес подражанию или копированию действительности – ставились во главу угла целым рядом художественных практик со времен исторического авангарда. Теперь, в условиях, когда реальное и воображаемое в наш век освоения киберпространства фактически уравнялись в правах, когда визуальный опыт едва ли не полностью переместился в пространство умозрительного, эти фундаментальные художественные проблемы требуют радикального переосмысления.

Авторы, приглашенные куратором Хоу Ханру, предлагают зрителю максимально приближенный, сфокусированный взгляд на повседневность. Обыденность, запечатленная с низкой перспективы, разностороннее исследование опыта, укорененного в каждодневных, будничных действиях и состояниях – таковы ключевые темы и настроения проекта. Повседневное – это то пространство и состояние, которое определяет бытие индивида и сообщества, то, где заложен основной трансформационный потенциал.

Хоу Ханру исходит из утверждения, что сегодняшняя реальность по-прежнему определяется как «общество спектакля». Наш быт и ежедневный опыт наводнены образами, опережающими желания зрителя, навязывающими ему некую систему иллюзий и помыслов, которые он принимает и выдает за свои собственные. Программируемым оказывается не только образ действий, но и сфера мечтаний. Подмены осуществляются на всех уровнях. Будто взяв на вооружение один из ситуационистских лозунгов и извратив его, сегодняшняя система медиального господства повсеместно выдает (свое) желаемое за действительное. По наблюдениям Аппадураи, актуальным для нынешней биеннале, воображение теперь становится одной из поистине общественно значимых практик.

some text
Софи Дежод и Бертран Лакомб. Off the Wall. 2009

Цель куратора Ханру – провести скрупулезное исследование настоящего, детальное освоение и переосмысление действительности – той самой, физически ощутимой, скрытой за многочисленными наслоениями иллюзий. Задача искусства в ситуации перманентного спектакля – не воплощать воображаемое, но возвращать реальное, осязаемое, отвоевывать повседневный опыт и передавать его в распоряжение обладателю. Отсутствие на выставке зрелищных, начиненных спецэффектами произведений и, напротив, включение в проект работ, использующих минимальный набор выразительных средств, требующих тихого сосредоточенного созерцания или долговременного сконцентрированного прочтения и рефлексии – кураторский ход, подчеркнуто противопоставляющий произведения искусства, постижение которых требует определенной настойчивости, временных и интеллектуальных вложений, многочисленным потокам моментально перерабатываемой привычным сознанием визуальной информации, сбрасываемым агентами спектакля.

Биеннале делится на пять основных проблемных блоков, четыре из которых представлены непосредственно в экспозиции. «Магия вещей» включает в себя работы, избирающие в качестве отправной точки тривиальные предметы или ситуации и через их осмысление (фактически по де Серто, теория которого в значительной мере определила этот блок проекта) поднимающие насущные социальные, политические, исторические или культурные проблемы. Под заголовком «Совершая дрейф» объединены произведения, занимающиеся исследованием городского пространства. Блок «Живя вместе» фокусируется на взаимодействии между собой различных сообществ. К группе «Другой мир возможен» отнесены работы, затрагивающие протестные практики. Произведения этих четырех разделов размещены вперемежку в экспозиционных пространствах (которых тоже четыре, но не по числу разделов, а просто потому, что все больше площадей отводится под проект: в нем задействованы Лионский музей современного искусства, инициировавший 20 лет назад проведение биеннале, бывшая сахарная фабрика, частный фонд Булукьян и бывший склад Биша). Тогда как место действия пятого блока, озаглавленного «Ведута», – непосредственно город, и лишь некоторые произведения этой группы оставляют «знаки присутствия» на выставочных площадках.

Пожалуй, наиболее выдающимся, с точки зрения традиционного формата биеннале, стал именно проект «Ведута», подразумевающий укоренение художественного события в жизни локального сообщества и фактически необозримый для заезжего ценителя искусства. Целый ряд художников были приглашены в резиденцию в лионские пригороды, во время пребывания в которых они создавали произведения в сотрудничестве с местными жителями, устраивали дни открытых дверей в своих мастерских. Другие авторы предлагали интерактивные проекты вроде трехкомандного футбольного матча (оммаж Асгеру Йорну группы «Пье Ла Биш») или сеанса создания съедобных произведений искусства и совместных трапез (коллектив «Эльшопо»). Кроме того, программа «Ведуты» насыщена разного рода публичными обсуждениями, дискуссиями, лекциями, кинопросмотрами и прочей коммуникативной активностью.

some text
Такаиро Ивасаки. Out of Disorder. 2008

Город оказывается в центре внимания проекта неслучайно. Совершенно очевидно, что сегодняшняя цивилизация по-прежнему остается цивилизацией прежде всего урбанистической, хотя и детерриторизированной: именно здесь сконцентрировано большинство сил и средств, здесь проходят и пересекаются многочисленные разнонаправленные и зачастую противодействующие потоки (информационные, финансовые, ментальные и пр.). Здесь формируются локальные сообщества и социальные движения, взаимодействие с которыми также является одной из целей биеннального проекта. Кроме того, тесные взаимосвязи Лионской биеннале с городом, открытость, разомкнутость, подвижность ее структуры и взаимопроникновения «художественного» и «профанного» пространств объявляется Ханру одной из важнейших и наиболее перспективных особенностей самой институциональной формы биеннале – в противовес стационарному, законсервированному и стабилизированному формату музея.

Именно в городском пространстве и о городском пространстве, о его психогеографии и коммунальном бытии, осуществляется активистское исследование в духе ситуационистов – «дрейф». Разумеется, ревитализация ситуационистских теорий, определений и практик у Ханру и приглашенных им художников неслучайна. К повседневной жизни – пока еще не к масштабной ее революции, как некогда у Ванейгема, а к ее подробнейшему критическому анализу – апеллирует куратор. И именно искусству отводится ключевая роль в возвращении и переоценке понятия тривиального, в выделении из всеобщей массы спектакулярных мистификаций действительности как таковой, в отходе от практик визуализации псевдо-реальности и истребовании настоящего в том виде, в каком оно существует, заслоненное умозрительным (Адель Абдессемед, Леопольд Кесслер, Марк Левис, Лиин Йилин, коллектив «ХеХе», Бани Абиди и др.)

some text
Барри МакГи.
Инсталляция, 2009

Помимо ситуационистских, в проекте актуализируется и еще одна исторически значимая группа практик, связанных с движением «Флуксус». Включение – или даже вкрапление, то тут, то там – в экспозицию работ Джорджа Брехта из серии «Событий», доставшихся Лионскому музею современного искусства в наследство от мастера после его ретроспективы 1986 года, размыкает хронологические рамки выставки, фиксирует исторические референции к тем явлениям художественного процесса прошедших эпох, которые создали необходимую основу для максимального размыкания границ искусства и его укоренения в потоке повседневной жизни, для переосмысления пространства эстетического и радикального переформулирования статуса художественного объекта.

Насущные политические проблемы также являются одним из фокусов внимания куратора и участвующих художников. Особая роль принадлежит осмыслению альтер-глобалистских теорий и практик, сотрудничеству с активистскими организациями, исследовательским проектам художников (Педро Рейес, Оливер Ресслер), социальным экспериментам (группы "Soсiété Réaliste", "Xijing Men") и попыткам переустройства быта средствами искусства (Агнесс Варда, Карлос Мотта, Софи Дежод и Бертран Лакомб). Значительное место занимает эстетика уличного, «низового» искусства ("Rigo 23", Дэн Пержовски, Барри МакГи, Карлос Мота и др.)

Как настойчиво заявляет во многих своих интервью Хоу Ханру, создание выставочного проекта для него – не событие-в-себе, не репрезентация, не фиксация некоего свершившегося факта, а лишь начало процесса укоренения и дальнейшего развития идей, концепций и творческих методов. За пристальным критическим исследованием повседневного опыта должна следовать инициатива по трансформации его в качественно новый формат – то есть следующим этапом должна стать постановка амбициозных жизнестроительных задач, возрождающая упования исторического авангарда. Что, по всей вероятности, зрителю и предстоит наблюдать в (недалеком?) будущем. 

Поделиться

Статьи из других выпусков

№124 2024

Сад, полный цветов: о подведении итогов и тенденциях в искусстве 2020-х годов

Продолжить чтение