Выпуск: №64 2007
Вступление
КомиксБез рубрики
Невидимый художникБогдан МамоновРемарки
Где ты, где ты, матушка-современность!Дмитрий ПриговБеседы
«Встретились два вырождения...»Борис КагарлицкийПозиции
Искусство и тотальная мобилизацияВладимир СальниковИсследования
Страсти по модернизации и «вживание в победителя»Дарья ПыркинаПерсоналии
Переосмысляя зрелище. Заметки о «Птичьем концерте» Хенрика ХаканссонаКлер БишопЭссе
Империя спецэффектовСтанислав ШурипаАнализы
Национализация всех галерей и музеевЕвгений ФиксСитуации
Испытание мемориаломОльга КопенкинаРефлексии
Гносеология против онтологии: тотальное изъятие ценностейТеймур ДаимиАнализы
Диалектика мейнстримаКети ЧухровПрограммы
К вопросу о композиции современного политического искусстваДмитрий ВиленскийПерсоналии
Фантазм протестаПавел МикитенкоКонцепции
Глядя на труд другогоБорис ГройсТекст художника
Серендипические открытияГия РигваваИсследования
Похороны подставного телаХэл ФостерДиалоги
Светлой памяти постмодерна посвящается...Валерий СавчукСуждения
Сможет ли современное искусство стать современным?Ирина БазилеваКонцепции
Модернизация vs модернизацияДмитрий БулатовЭкскурсы
Граффити: формы бытования и специфика экспонированияАндрей ЦелуйкоВыставки
Эллиптические заметки о неопределенностиЗейгам АзизовСобытия
Инициация искусствомЕкатерина ЛазареваВыставки
«Машина времени» Палэ-де-ТокиоЕлена ЯичниковаВыставки
Креативные векторы самообразованияВиталий ПацюковВыставки
Иллюзия фаворского света и деньгиВадим ЗахаровВыставки
Марксистские изделия Анатолия ОсмоловскогоВладимир СальниковВыставки
Свидетель невидимогоАлександр СкиданЕлена Яичникова. Родилась в 1979 году в Люберцах. Критик, куратор. Дипломан Высшей кураторской школы (Ecole du Magasin) в Гренобле при Национальном центре современного искусства. Живет в Москве и Гренобле.
«Пять миллиардов лет».
Палэ-де-Токио, Париж.
14.09.06 – 31.12.06
Первая выставка нового директора Палэ-де-Токио Марка-Оливье Валера по всем параметрам может считаться программной. Заявленная как первая часть серии выставок, рассчитанных на год, это и курс политики парижской институции на ближайшие четыре года, и взгляд на искусство, отличие которого от идейной основы деятельности предыдущих кураторов, Николя Буррио и Жерома Санса, невозможно не отметить.
Кураторская команда Буррио и Санса завершила свой четырехлетний период правления выставкой «Наша история», которая представила французских художников молодого поколения (Ребекка Бурниго, Борис Ашур, Саадан Афиф и др.). И названием, и идеей выставка претендовала на титул «эпохальной», а по своей миссии, – учитывая постоянное сетование французов на то, что их искусство недооценено на мировой художественной сцене, – могла сравниться с «госзаказом» и с коммерческим «продвижением товара» одновременно (Палэ-де-Токио финансируется как государством так и частным капиталом). Однако национальная идея обернулась плоским портретом поколения спектакулярных зрелищ, а история приняла форму анекдота и интерактивной игрушки – результат, который многие сочли закономерным итогом политики Буррио и Санса, давно замеченных в пропаганде исключительно развлекательной функции искусства.
Замысел куратора Марк-Оливье Валера еще грандиознее.
Строго говоря, «Пять миллиардов лет» – это название первой части программы выставок, лекций и других мероприятий, рассчитанных на ближайший год, но также и название групповой выставки, которая продлится до 31 декабря 2006 года. Параллельно ей в Палэ-де-Токио проходит еще одна групповая выставка – «Одна секунда один год», а также серия персональных выставок: на момент посещения институции это были выставки Рено Огюста-Дормея и Зилвинаса Кемпинаса. Кроме того, в двух залах, отданных молодым художникам, были представлены работы Фабьяна Жиро и Уллы фон Бранденбург. Впрочем, находясь в Палэ-де-Токио, вся эта путаница с выставками и с их названиями кажется не больше чем кураторской уловкой нового директора, поскольку границы между ними совершенно не ощутимы. Одна выставка незаметно перетекает в другую, образуя единый поток.
Выставка «Пять миллиардов лет» отсылает к моменту «Большого взрыва» в космосе, когда универсум начал свою экспансию в пространстве и только что возникшее время начало неумолимо мчаться вперед, наращивая скорость. Мир вступил в фазу вечного движения, где не найти стабильных координат. Подобное состояние отвечает и природе искусства, считает Марк-Оливье Валер. Произведение искусства не имеет стабильных границ и не приемлет однозначных оценок. Всегда в развитии, оно видоизменяется и взаимодействует с другими областями и явлениями и «может сделать реальность еще более насыщенной». Так же как Николя Буррио и Жером Санс, которые стремились дать портрет современного художественного поколения Франции, Валер говорит о современности, но не возводя ей очередной идеологический монумент, а осознавая ее переходность и неуловимость. Его выставка ставит в центр внимания само время – время абсолютное, время текущей жизни, время выставочной программы, время выставки и время произведения искусства. Программа «Пять миллиардов лет» призвана отразить эластичность, быстротечность и гибкость времени – она включает в себя выставки различной продолжительности, что вносит изменения и элемент непостоянства в общую канву событий. Ансамбль выставок первой части программы «Пять миллиардов лет» предлагает площадку, изолированную во времени и в пространстве, где действуют и сосуществуют разнонаправленные векторы.
Входом на выставку служит коридор из лампочек художников Ланга и Бауманна («Perfect», 2006), напоминающий декор из фантастических фильмов – обещание предстоящего путешествия во времени. Однако, вступив на территорию выставки, зритель оказывается в пространстве, где время никуда не спешит. Лежащие мопеды Марка Хэндфорта, уставленные горящими свечами и залитые воском, и велосипед Джонатана Монка, чей руль оказался на полу, а колеса бесполезно крутятся в воздухе, – метафоры остановившегося времени. Пространство Палэ-де-Токио пронизывает металлическая конструкция Вансана Ламуру («Scape», 2006), напоминающая трубу для шаров в советском «Спортлото». Эта конструкция образует петлю – скорость, замкнутую на себе самой. На видео «HIGGS, A la recherche de l'anti-Motti» (2005) художник Джанни Мотти запечатлел свою прогулку по акселератору микрочастиц в Женеве, в ходе которой он покрыл 27 км и которая заняла 5 часов 50 минут. На экране – фигура, удаляющаяся по коридору, не знающему конца. Другая работа Мотти, представленная на входе в Палэ-де-Токио, – электронное табло, отсчитывающее секунды до взрыва Солнца, который по расчетам художника случится примерно через 5 миллиардов лет, – производит тот же парадоксальный эффект: время бежит одновременно неумолимо быстро и тянется бесконечно долго. Время идет, но не приводит к видимым изменениям; оно растягивается и замирает в бесконечности.
Зал, где разместилась выставка «Одна секунда один год», – еще один провал во времени на карте Палэ-де-Токио. Здесь собраны работы, которые «активируются» произвольно, спонтанно и лишь изредка – несколько раз в день, в месяц, один раз в год. Газовые баллоны Лары Фаваретто («Twistle», 2004) время от времени выпускают воздух, надувая воздушные шары. Слайд-проектор в работе Джонатана Монка «Биг-Бен» (2002) изредка проецирует на стену несколько слайдов с туристическими видами Лондона. Работа Алигьеро и Боетти «Lampada annuale» (1966) представляет собой коробку с лампочкой, которая загорается лишь раз в год.
Произведения, которые предлагают замедленный ритм, по-своему противостоят современной акселерации времени и прогрессу, который навязывает гонку за постоянно множащимися технологическими новинками, продиктованными коммерческими стратегиями продаж. Но еще более явно эти работы, построенные на затянувшихся паузах и ожидании, порождают загадку и, как следствие, саспенс. Время работы оказывается эластичным, но больше того – произведение искусства таит в себе тайну и интригует. Работа Джонатана Монка «Meeting Piece» (2006) – это лишь одна строчка на стене, которая сообщает место и время, обещая загадочную встречу: «На Эйфелевой башне 13 октября 2008 года в полдень». Произведение Грэма Гассина «Fall» (1997) состоит из видеопроекции с видом пейзажа и экрана устаревшего компьютера, который постепенно заполняется квадратами. Приближаясь к концу экрана, бегущая строка с квадратами поднимается строчками выше, все время откладывая «конец» и обманывая ожидания зрителей, которые ждут, что вот-вот что-нибудь произойдет с изображением пейзажа.
Ожидание, интрига и обман, когда совершение события постоянно откладывается, провоцирует желание. Это желание, которое, согласно лакановскому психоанализу, поддерживается за счет своего неосуществления. Вследствие своей недостижимости желание остается желанным, хранит загадку, провоцирует влечение, неудовлетворенность и очарованность. Так, на видео Уллы фон Бранденбург «Around» (2005) группа людей, стоящих спиной к камере, поворачивается по кругу одновременно с камерой таким образом, что их лица всегда остаются скрыты.
Произведения искусства, которые таят в себе загадку, оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. Простые работы оказываются сложными, а сложные – простыми. «Роторельефы» Марселя Дюшана (1953) – небольшие круглые платформы с рисунком в виде кругов – вращаются, создавая иллюзорное ощущение глубины. Работа Сила Флойера «Auto Focus» (2002) – это наводящий фокус диапроектор, который проецирует на стену прямоугольник, края которого едва заметно размываются и вновь становятся четкими. Произведение Кристиана Андерссона «The Blind Spot» (2003-2006) представляет собой луч света на стене, создающий впечатление, что в стене дырка, откуда просвечивает солнце. Совсем непримечательная окружность на стене оказывается произведением Чарльза Рея «Rotating Circle» (1988): она вращается с легким жужжанием, что понимаешь, лишь дотронувшись до нее пальцем. Простые по форме и непримечательные с виду работы таят загадку, раскрываясь внимательному взгляду. Произведения, сделанные с применением новейших технологий или вручную, не пытаются потрясти, оглушить, сбить с ног, а провоцируют ожидание, ускользают, интригуют и оставляют сомнение.
Для того чтобы быть новым манифестом искусства, этой выставке недостает полемичности. Она не делает резких высказываний и в качестве идеологической программы предлагает множественность интерпретаций, углов зрения и политкорректный синтез – искусства с другими дисциплинами, спектакулярности с нонспектакулярностью и т.п. Самым полемичным высказыванием нового директора можно считать желание устроить конференции, посвященные тюнингу драгстеров – хобби почти «артистическому». Как утверждает в интервью Марк-Оливье Валер, «Мы не хотим придумывать в Палэ-де-Токио новую эстетику, но отразить почти электрическую энергию искусства». Камень в огород Николя Буррио и его «эстетике взаимодействия»? Придя ей на смену, Марк-Оливье Валер предлагает иную стратегию – ту, что предполагает широкий взгляд и ставит вопросы, не давая ответов.