Выпуск: №93 2015
Вступление
КомиксБез рубрики
Критическая реакцияПетр СафроновБез рубрики
Почему выдохлась критика? От реалий фактических к реалиям дискуссионнымБруно ЛатурСитуации
Отношение с мыслью: отсутствующий центр художественной критикиЗейгам АзизовАнализы
Критика как просвещенное повиновение. К теории прибавочной стоимости «критического» в современном искусствеЛюдмила ВоропайБеседы
Критика критикиБорис КагарлицкийСитуации
Мифология лица: публичная сфера, диссидентство и политическое искусствоМария ЧехонадскихТекст художника
Спокойно ходить без крыльевШифра КажданКонцепции
Путешествие из воображаемого к общему «здесь и сейчас». Проблема эстетической справедливостиПаскаль ГиленРефлексии
Хвала субъективности, или Подлежащее свободыХаим СоколПрограммы
Конец авангарда как специальная процедураАнатолий ОсмоловскийАнализы
Постконцептуальное состояние, или Культурная логика высокого капитализма сегодняПитер ОсборнЭссе
Об агрегаторахДэвид ДжозелитУтопии
Миссия современного искусства и вселенский музейАрсений ЖиляевТекст художника
Медитация и революция: Будда, Маркс и ГринбергИван НовиковВыставки
Против рецептовГлеб НапреенкоВыставки
От конструкции видения к визионерским структурамПавел АрсеньевВыставки
Неопознанный НолевБогдан МамоновШифра Каждан (ранее — Яков Каждан). Родилась в 1973 году в Москве. Художница. Живет в Москве.
Современники так или иначе соотносят свои желания с окружающей действительностью. Действительность эта не у всех одинаково плоха или одинаково хороша. Cтепень ее устойчивости или неустойчивости неизвестна. У людей, зависимых от интернета, по крайней мере, есть возможность регулировать реальность под настроение. У остальных не так много вариантов. Критика новостных медиа могла бы быть продуктивной стратегией, ведь виртуальное пространство достаточно гомогенно и идеологически структурировано по тем же правилам, что и невиртуальное.
Формы этикета, которые нам неумолимо навязывают, не так уж ужасны, но дело совершенно не в этикете. Не всем позволено иметь сложный характер, это правда, но и к характеру можно привыкнуть. Апокалиптические картины выходят довольно эффектными, особенно если верить в них не до конца или не находиться внутри этих картин в качестве репрезентированного объекта. В ограниченном, ревизионистском смысле событие и объект могут быть уравнены.
Воображение производит эффектные выкладки, создает трактовки, но все, к чему оно взывает на самом деле, — это попытки преодоления стереотипов, которые, может быть, достаточно непросто осуществить. Несомненно, стереотипы нужно преодолевать, но этого недостаточно. Реальность подступает с вопросом: где располагается твое желание? В чем твоя невозможность? Подобные вопросы задаются совершенно не для того, чтобы что-то понять или предложить, но лишь для того, чтобы убедиться в том, что способность к сопротивлению успешно подавлена. Индивидуализм и конкуренция предполагают изучение разнообразных стратегий и габитусов в качестве отправной точки собственных спекуляций.
Историю освободительных движений важно помнить и вспоминать. Одновременно с тем было бы наивно полагать, что, обращаясь к отдельным эпизодам тех или иных противоречивых событий прошлого, мы сможем адекватно применить их в сегодняшних, совершенно иных экономических и политических условиях. Сравнения с прошлым и возможность его повторения ограничены, а освоенная история быстро приходит в негодность.
Арест Розы Паркс в 1955 году, возможно, был предсказуем, но она совершенно его не планировала. Последствия этого ареста предсказуемы не были. Акцию в ее поддержку по бойкотированию общественного транспорта возглавил Мартин Лютер Кинг. Бойкот был успешным и вошел в историю освободительного движения США.
Само слово «бойкот» и стратегия бойкотирования появились раньше. В 1880 году во имя борьбы за честную оплату труда Ирландская земельная лига отозвала с рабочих мест некоторых наемных работников. Управляющего, на которого они работали, звали Джордж Бойкот. Акция довольно широко освещалась в прессе, хотя газетчикам, видимо, результаты бойкота были не так уж важны. Сейчас известны случаи бойкота товаров определенных компаний. У кого есть возможности бойкотирования наиболее дешевых товаров? За что и против чего бойкотируют потребители? Многие знакомятся с бойкотами и травлей в школе и/или летнем лагере, когда лидеры договариваются с большинством и демонстративно игнорируют кого-то одного. Кто и в каком смысле побеждает, а кто проигрывает, часто сложно понять. Не исключено, что какой-то бойкот может быть абсолютно формален для всех сторон и иметь целью создание определенного образа — то ли жертвенного, то ли героического.
Возможно ли понять, где и кем проведена граница между игровой ситуацией и повседневностью, аттракционом с петлей на шее и невозможностью речи, изъятием и исключением?[1] При ближайшем рассмотрении, знакомстве, попытке понимания, все становится гораздо яснее, хотя не всем и не всегда хочется подходить настолько близко.
Вопрос критики критики интересен и не кажется неожиданным — критика действительно может иной раз приводить в отчаяние. Новое заключается в том, что у критики, видимо, есть своя критическая масса, а искусство, которое называет себя критическим, должно ограничивать себя. Есть какой-то предел, сверх которого критика уже выглядит непозволительной. Как и все чрезмерное, такая критика канализируется иначе. Начиная с какого-то момента критическая позиция опирается на доверие, веру в то, что позиция истинна. Поверить в это не всегда возможно. Впрочем, некоторые типы критики обнажают свои скрытые мотивы, выдавая затем частное за общее. Важно, что количество критики ограничено со всех сторон, хотя призыв к критичности может казаться расширением возможностей.
Когда нечто называет себя «критическим», именно в этот момент оказывается, что мы должны принять это некритически, как некую данность и обещание лучшего. В действительности критика далеко не всегда происходит из стремления к лучшему — во всяком случае, не из стремления к лучшему для всех. Самокритика вообще не считается необходимой. По какой-то причине это не требуется. Видимо, монструозность требования совмещать искусство и жизнь полностью оправдывается искусством.
Вряд ли кто-то может провозглашать некую фундаментальную и окончательную истину без тоталитарности. Верно и обратное: тоталитарность не может допустить существования слишком масштабной критики, иначе критика действительно становится разрушительной. Это можно увидеть на примере художников, работающих с открытой формой. Но как критиковать тех, кто целится именно в тебя? Это возможно, но не всегда. Как критиковать тех, кто будет говорить вместо тебя? Это возможно, но не всегда.
Нонконформизм всегда возможен, но и самые последовательные нонконформисты прекрасно знают «правила игры» и совершенно не обязательно будут делать то, что их уничтожит. Требование быть критическим не является обязательным еще и потому, что политизация эстетики часто исходит не из искусства, а как бы из космоса, в котором неразличимы утопия и антиутопия, — так критика становится формой светского поведения или отдыха, она прикрывает пустоту, с которой страшно встретиться. Сама эта пустота представляет собой гораздо более яростную и четкую форму, не требующую оправданий в виде отсылок к заученным текстам. Действие и открытость не являются синонимами. Открытость сама по себе является проблемой, во-первых, потому, что она может быть интерпретирована как угодно, а во-вторых, потому, что к ней допущены совсем не все.
Обучение критическому мышлению проблематично, поскольку само предложение мыслить критически подразумевает, что мы должны просто принять его как данность, то есть быть конформными, а вовсе не критичными. Потребление критических теорий может научить критиковать, а этого явно недостаточно.
Хронологию 90-х можно пытаться структурировать, но было бы наивно полагать, что формы общественных отношений сильно изменились с тех пор. Может быть, они стали более реалистичными. Сегодняшнее становление происходит через отождествление и/или отказ. В каком-то смысле это напоминает разделение на scuola, как бы наивно это ни звучало.
Стратегия нон-коммуникации идет в ход гораздо чаще, чем кажется, хотя никогда не называет себя так. В исключительных случаях, возможно, это и впрямь единственный способ самосохранения. Непрозрачность и отказ от прямоты остаются возможностью, которая может скрывать силу. За умолчанием может скрываться и ситуация давления. Знаем ли мы, кто оказывает давление? Где «добрые», а где «злые»? Дидактический критический голос иногда может подразумевать уровень образования или внимательность к некоторым деталям, которые остались незамеченными. Умение слушать и умение не слышать, умение смотреть и умение не видеть, умение «говорить мимо» — вот что может быть исключительно важно, особенно в ситуации, когда ограничения и так известны.
«Зрители должны разделять мое убеждение, они должны отказаться от недоверия, чтобы иметь возможность участвовать в этой работе. Возможно, люди, которые приходят со стигмой, ничего не поймут, так что если здесь есть критика, то это критика плохого зрителя», — говорит Райан Гендер о своей работе «Имаджиниринг».
Есть ли какая-то возможность написать картину, выставить ее и чувствовать себя при этом в безопасности? Есть ли какая-то возможность опубликовать текст и чувствовать себя при этом в безопасности? Есть ли какая-то возможность снять фильм, показать его и чувствовать себя при этом в безопасности? Существует глубокое убеждение, что форма деполитизирует, и потому ее разгерметизация должна проходить в режиме силового захвата.
Вероятно, общество слишком лениво и недостаточно развито, чтобы понимать социальную критику — кроме тех случаев, когда нарушено законодательство. Впрочем, законодательство во многом продолжает, является функцией общественных отношений и меняется по ходу прояснения различных ситуаций.
У концептуалиста Евгения Харитонова на этот счет существовало высказывание, которое критикует критицизм советской либеральной интеллигенции 80-х и многое проясняет. Говоря о «непечатных поэтах», он, всегда находившийся под двойным запретом, пишет: «Какой есть закон и порядок родины, такой он и должен быть». В этой фразе обозначена позиция, далекая от капитуляции. Кажущаяся покорность —это не только глубина понимания общего пространства, разделенного с другими, она также и художественный пафос, признающий законы и порядки, но, разумеется, не совпадающий с ними.
Авторские модели географии и хронологии иногда дают убедительные примеры художественных артикуляций. Саморазрушительные и разрушительные жесты художников всегда были исключительно частным делом, и только в рамках институционального «развития» становились важными для искусства, фигурируя, по большей части, в зоне символического. Сенсационные биологизирующие «отрезание и пришивание» удивительно точно описывают ситуацию, в которой обладанию приписано главенство, а взгляд и язык являются лишь средствами обладания.
«Присутствие» и «настоящее время» не всегда равны. Требования настолько высоки и противоположны друг другу, что для их удовлетворения ничто не является достаточным. То, что было очевидно, нам вдруг показано как новое или актуальное. Как нечто новое и актуальное кто-то открывает для себя старые истины. Кто-то режет и шьет свое тело, кто-то — зацикленное на отрицании мышление. Кто-то не покидает стен интеллектуальной тюрьмы и больницы, а для кого-то тюрьма и больница — далеко не единственные угрозы повседневности. Кому-то опасно лишний раз пройтись по улице, а кто-то настаивает на том, что уличное искусство и искусство вовлечения все еще честнее и прогрессивнее прочих.
Кто-то ровно в тот же самый момент сообщает об «очарованных островах» и изобретает новые.
Примечания
- ^ Мне кажется важным указать на амбивалентность слова camp в известном тексте теоретика чувственности Сьюзен Сонтаг. Camp — это «лагерь», лагерь — беженцев, трудовой, детский, красный, концентрационный, туристический и т.д. Все эти смыслы неслучайно утрачены, так что слово теперь исключает любые социальные импликации. Кэмп аполитично трактуется в ключе бахтинского карнавала, гедонизма, наслаждения и стилизации.