Выпуск: №123 2023

Художественный журнал №123Художественный журнал
№123 Кабаков

Авторы:

Георгий Кизевальтер, Андрей Ерофеев, Екатерина Лазарева, Виктор Мизиано, Хаим Сокол, Арсений Жиляев, Валентин Дьяконов, Николай Ухринский, Андрей Монастырский Сергей Ситар, Дмитрий Галкин, Юлия Тихомирова, Татьяна Миронова, Андрей Фоменко, Иван Новиков, Дмитрий Филиппов, Вадим Захаров, Андрей Фоменко

Авторы:

Георгий Кизевальтер
Скачать номер PDF
Комикс Не всех или всех

Кабаков «включает в себя ВСЕ, тем самым дистанцируясь от него» — такой емкой формулой (В. Захаров «Четыре фрагмента об Илье Кабакове») можно охарактеризовать творческий космос «одного из самых выдающихся... художников второй половины ХХ – начала ХХI века в России, и одного из самых известных российских художников в мире» (хотя «”один из самых” легко заменить на “самый”») (Г. Кизевальтер «Человек, который так долго ничего не выбрасывал...»). 

Это ВСЕ включает в себя обыденность, банальность, социальный и человеческий мусор. «Кабаков обращается к языку повседневности, языку простых советских людей, который на поверку оказывается помойным ведром идеологии» (Х. Сокол «Язык — как мусор идеологии»). Но в то же время его мир открыт и мистическому или визионерскому опыту, его героями были возносящиеся и падшие ангелы, как и загадочные «белые человечки», истоки которых — в христианской иконографии Благовещения. «Смыслы работ Кабакова часто возникают на противопоставлении или даже драматическом контрасте между бинарными оппозициями — сакральным и профанным, метафизическим и бытовым, пространством картины и реально- стью» (В. Дьяконов «Эмиграция и гнозис»). 

Кабаков изобретает тотальную инсталляцию, тематизирует музей, одержимость коллекционера, инсценирует «музеификацию всего и вся» (А. Фоменко «Дело о кружке»). Однако «механизм коллекционирования используется здесь ради возможности соорудить трамплин для побега. Искусственный универсум предельно искусственен именно чтобы дать возмож- ность коллекционеру избежать мира» (Ю. Тихомирова «Коллекционер коллекционеров»). Более того, изобретя «персонажное творчество», Кабаков поселяет бинарные оппозиции в своей собственной личности. «Настоящий Кабаков выставляет какую-то картину от своего имени как свое личное высказывание. А спустя некоторое время эта же картина выдавалась за творчество его дублер-персонажа (А. Ерофеев «Илья Кабаков и его персонажи»). 

Но из этого следует и то, что оппозиции у Кабакова, противостоя друг другу, отнюдь не разрывали целостность личности и творчества на непримиримые начала, а, напротив, взаимо-действовали, обогащали друг друга. Так, свой авторский проект он мыслил антитезой русско- му авангарду, но полемика эта была «формой ускользания-но-сотрудничества» (Е. Лазарева «Ускользание-но-сотрудничество»). Тотальной утопии авангарда, осуществившейся в реалиях советского общества, ее мощи и повсеместности, он противопоставлял немощь и хрупкость «маленького человека», при этом «за маленьким трагическим человеком стоит маленький печальный демиург-художник, способный разыграть большого политического демиурга и его Gesamtkunstwerk» (Д. Галкин «(Не)Мыслимая тотальность...»). Да, в своей жизненной стратегии он стремился уравновешивать оппозиции, не отдаваясь безраздельно ни одной из них. «Каба- ков не видел ценности в воспевании советского контекста несмотря на то, что он ему позволил просуществовать в относительном достатке более полувека. Равно как он не видел необходи- мости в полном отказе от него, например, посредством стремления действовать исключительно в согласии с западной эстетической модой» (А. Жиляев «За решеткой: квест Ильи Кабакова»). 

Итак, «включать в себя ВСЕ, тем самым дистанцируясь от него» означает, что творческое наследие Кабакова — это череда взаимоувязанных, но «неразрешимых противоречий», художник «предлагает себя в качестве первоисточника и места схода разбегающихся в разные стороны цепочек неразрешимых противоречий» (В. Мизиано «Надо ли будить Илью Кабакова?»). 

Комикс Не всех или всехКомикс Не всех или всех
Поделиться

Продолжить чтение