Выпуск: №117 2021
Вступление
КомиксБез рубрики
Институционализация, прекарность и ритм работыБояна КунстРефлексии
Новые культурные институции: эскиз прошедшего будущегоАлександр БикбовНаблюдения
Прекрасное далеко… ну просто заебисьКястутис ШапокаПубликации
Культурная логика позднекапиталистического музеяРозалинд КрауссАнализы
Когда живопись становится вещьюБорис ГройсТекст художника
Нет места лучше домаАндреа ФрэзерТенденции
За медленные институцииНаташа Петрешин-БашлезИсследования
К новой теории поля искусства через полевую практикуМаргарита КулеваДиалоги
Машины различий у врат БеспрецедентногоИлья БудрайтскисОпросы
Здорово, наверное, побывать тутРРРПрограммы
Другой мир искусства. Символический порядок и охрана правопорядкаДэвид ГрэберФантазии
Преступления будущегоСергей БабкинОпыты
Межинституциональные полиморфы, или Заговор, укрепляющий и разрывающий изнутриНиколай СмирновПрограммы
Параинституции и логика протезаЛера КонончукПозиции
Культурное производство и положение мертвыхЯрослав АлешинПроекты
Без своих и чужих: необходимое в проектировании флэтовГерман ПреображенскийСитуации
Гибридный новый мир: о низовом институциональном контексте УкраиныТатьяна КочубинскаяТекст художника
Экономическая оранжерея 2021, или Как оккупировать производство экономической абстракции? Группировка eeefffСергей Бабкин. Родился в 1991 году в Москве. Сотрудник Московского музея современного искусства, куратор, художественный критик. Постоянный автор портала aroundart.org. Живет в Москве. Анна Журба. Родилась в 1988 году в Ленинграде. Магистр искусств Goldsmiths College University of London, куратор, сотрудница Московского музея современного искусства (MMOMA). Входит в состав Экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства. Живет в Москве.
Настоящее институциональной системы постоянно указывает на необходимость склейки различных временных пространств — оценку пройденного пути, осмысление планов на будущее, степени опасности захода на новый круг недавнего прошлого, которое казалось окончательно пройденным, или нахождения себя в руинах прошлого еще более недавнего, которое еще вчера сулило безоблачное будущее. Неуверенность в ближайшем будущем порождает подобия футуристических кошмаров, которые разыгрываются в некоем потерянном времени. Авторы статьи стали лишь собирателями задокументированных неврозов анонимных работников и работниц культуры. Эти заметки можно использовать как материал для толкования сновидений и определения коллективного диагноза или как исключительно художественный текст, все персонажи в котором вымышлены, а совпадения случайны.
Исторический виток «Комплекс»
Сообщение 1
Правительство Москвы приготовило для жителей города в преддверии его 900-летнего юбилея уникальный подарок, разработанный командой лучших IT-специалистов — городской сервис по голосованию за культурные мероприятия, которые должны быть реализованы в городе. Сервис полностью автоматизирован (что способствует оптимизации высшего образования в сфере искусства и росту посещаемости проектов в соответствии с планами, озвученными на последнем собрании комитета по культуре). Это позволит высвободить трудовые ресурсы работников культуры, чья энергия может быть направлена на более полезную социальную активность. Теперь жители города после записи в МФЦ и онлайн-покупок смогут также проголосовать в разделе «Моя культура» за проект, который максимально соответствует их потребностям, и быть уверенными, что их налоги пойдут на создание нужных им культурных проектов. Активное и небезразличное участие жителей города в формировании культурной повестки города — одно из выдающихся достижений российской демократии.
Сообщение 2
Долгожданный «Фестиваль пряников» откроется на месяц раньше запланированного. Как сообщила пресс-служба мэрии Москвы, перенос сроков сезонного фестиваля связан с благоприятным прогнозом погоды на апрель, переданным в правительство города эмпатичным суперкомпьютером «Фобос-М», и с досрочным формированием программ московских музеев и центров современного искусства на платформе «Активный гражданин». Последнее стало возможным благодаря скоординированной работе граждан города, зарегистрированных на платформе. Каждый из них принял участие в первом в истории тотальном городском опросе, проведенном по принципу разветвляющейся алгоритмической ветки, вопросы в которой генерировались как на основе ответов на прошлые опросы на платформе, так и согласно анализу личного потребительского поведения по системе «Тройка». Это новый метод голосования жителей города за культурные проекты, самостоятельно формирующий тематики проектов и их наполнение, в то время как предыдущая версия программы лишь предлагала участникам уже разработанные человеком проекты. Кворум в 3 миллиона заполненных анкет был собран значительно раньше запланированного срока, что доказало действенность системы поощрений для активных участников платформы. Так, самые активные 10 тысяч граждан города получили сертификаты на участие в отборе сезонных работников в сфере благоустройства на основе личных неврозов.
Так, впервые в истории Москвы выставочные и публичные программы городских музеев были сформированы на полгода вперед самими горожанами. Разработанный в Департаменте автоматизации принятия решений алгоритм с помощью заполненных гражданами анкет проанализировал специальные интересы каждого участника, обобщил их в несколько тематических пулов и сгенерировал выставочные и образовательные проекты в соответствии с facility reports, предоставленными каждой институцией города. Помимо facility reports, система обучалась также на истории выставок каждой из институций, синхронизированных с оцифрованными книгами отзывов посетителей. Многомерная схема обучения позволила создать проекты разной степени готовности: в случае высокого уровня доверия горожан институции ей выдаются лишь тематики выставок и имена кураторов, а чем ниже доверие, тем больше параметров выставочных и публичных проектов определяется алгоритмом.
Так, на одной из крупных площадок города пройдет серия групповых выставок под общим названием «Тупые леваки» — кураторы музея уже приступили к формированию концепций каждой конкретной выставки. А для небольших районных выставочных залов разработаны готовые выставочные проекты с четко прописанными техническими заданиями, что позволяет молодым сотрудникам этих площадок познакомиться на практике с подготовкой художественных проектов. Большинство этих проектов посвящено погодным аномалиям и тунеядству, что отвечает интересам местных районных аудиторий.
Напомним, «Фестиваль пряников» будет проходить в течение полугода. Тем или иным образом в нем примут участие все дееспособные москвичи, не задействованные в обязательных работах в рамках совместной с Московской областью программы «Мой регион — мой труд».
Исторический виток «Австрия»
Пост из закрытой страницы ЖЖ
А теперь рубрика «Страницы истории»: хотели бы напомнить вам, что в этот день ровно 20 лет назад закрылась последняя выставка, организованная на бюджетные деньги. Что может сказать об этом глобальном изменении в жизни нашей художественной системы культурный обозреватель, еще помнящий городские и федеральные бюджеты, выделявшиеся культурным институциям, активно сокращавшиеся перед полным своим исчезновением? С одной стороны, хотелось бы отметить, что работники и работницы культуры так и не смогли в достаточной мере освоить мастерство маркетинга, что привело к тому, что наиболее содержательные и прогрессивные проекты в основном влачат жалкое существование в переоборудованных подвалах несмотря на то, что о них активно пишет e-flux. С другой стороны, становится очевидным пророческий характер протодемократического проекта «Выбор народа» творческого дуэта последней четверти ХХ века, описавшего наше с вами художественное настоящее: голубой и зеленый.
Но есть в мире краудфандинга и радостные новости. На днях некоммерческое самоорганизованное пространство «Локус» с гордостью объявило о завершении сбора средств на переезд в новое здание и его ремонт. Группа анонимных художников и кураторов разместила на краудфандинг-платформе «Планета» объявление о сборе 6 месяцев назад. Сегодня кампания достигла своей цели и после уплаты комиссии платформе «Локус» начнет процесс переезда и деанонимизации участников в надежде на признание своей деятельности как художественно-просветительской государственными органами безопасности.
Все доноры вскоре получат призы-компенсации от основателей пространства. Среди них: напечатанные на ризографе зины, содержащие личные данные участников проекта, легализованные дизайнерские психоактивные вещества, участие в закрытых кулинарных событиях с основателями пространства и круглосуточное произнесение имен патронов пространства через аудиосистему «Локуса». Тип приза зависит от объема вклада того или иного патрона. Кроме того, «Локус» запускает систему приема ежемесячных пожертвований на оперативное функционирование будущего пространства, что включает в себя аренду оборудования для демонстрации архаичных цифровых объектов и оплату труда охранников пространства, которые будут защищать его от попыток силового захвата со стороны представителей ресторанного бизнеса.
Возможность согласования деятельности со стороны органов безопасности и амнистии захваченных помещений разорившихся агентов малого бизнеса в наших условиях являются важным аргументом в пользу празднующей свой юбилей программы самоокупаемости культурных учреждений. Кризис в институциональной сфере, который сопровождался закрытием ключевых для города музеев и центров современного искусства и распродажей коллекций частным лицам, в том числе иностранным дипломатам, сильно ударил по состоянию художественной сцены. Будем надеяться, что «Локус» станет одним из центров ее возрождения, о чем мы сможем составить мнение, как только его участники перестанут использовать кодированные сообщения и перейдут на стандартный русский язык.
Исторический виток «Моя радость»
Декодированная переписка из почтового агента Mail.ru
С. С., добрый день!
Мы будем рады видеть вас на открытии галереи «Stimulus» — нового резидента кластера «Art.Simple», расположенного в клубном ЖК «Индекс». Открытие состоится 3 мая 20** года в 19:00. Гостей ожидает радость встречи с искусством юных художниц одинцовской школы, нового феномена отечественного fine art. Кураторша выставки — одна из дебютанток бала Tatler прошлого года, ее имя держится в секрете.
RSVP
PR-команда галереи «Stimulus».
День добрый!
Спасибо большое за приглашение, довольно неожиданно. Звучит привлекательно, но позвольте уточнить пару моментов — все же не хочу попасть впросак. Думаю, вы меня понимаете. С какими каналами вы установили или планируете установить отношения? Все-таки каждый новый участник нашей сцены неизбежно спутывает карты.
Но в любом случае здорово, что вы даете дорогу молодым кураторам. Надеюсь, все пройдет на славу.
Sniff!
С. С.
С. С.!
Рады вашим словам. Просим прощения, но вы должны понимать, что с нашей стороны было бы опасно или даже странно раскрывать имена наших коллег. Вы все поймете после их нескольких первых постов. Отметим лишь, что мы не стесняемся заказывать не только положительные отзывы, но и весьма критичные. И последние вполне могут производиться и с довольно… консервативных позиций.
Надеемся, мы вас заинтриговали. В любом случае, вас приятно удивит состав наших гостей. Думаю, вы давно не видели настолько разношерстной публики. Так что без нетворкинга не обойдется.
Хорошего вечера! Ждем финального решения.
PR-команда галереи «Stimulus»
Архивное сообщение
Врачи психиатрической клинической больницы № 1 имени Н.А. Кащенко предложили создать новую кафедру, деятельность которой будет целиком сконцентрирована на возвращении деятелей культуры из игры-симулятора, имитирующей художественные процессы, и адаптации их к реальной художественной жизни. Специалисты также обратили внимание на необходимость консолидированной борьбы с анонимными телеграм-каналами, кураторами, пишущими тексты при помощи искусственного интеллекта и Wikipedia, PR-агентствами, использующими произведения искусства в качестве эффектного фона для съемок публичных персон, и другими перегибами, связанными с особенностями современного информационного общества, в целях сохранения психологического здоровья этой группы населения. Первым практическим шагом, инициированным вновь созданной кафедрой, станет организация группы поддержки для работников сферы культуры по обретению смысла их профессиональной деятельности.
Исторический виток «Тотем»
Криминальная сводка 1
Московским полицейским при поддержке участников вооруженных отрядов, связанных с семьей Х., удалось освободить из заложников мужа племянника Виталия Х., главы клана и по совместительству директора Музея современной культуры города Москвы. Во время операции в Преображенском районе Москвы силовики штурмовали базу квир-клана НИИ ДАР, укрепленную систему мастерских и выставочных залов на востоке столицы, которая последние несколько лет существует на принципах самоуправления и выдает собственные паспорта, будучи одним из последних родов, продолжающим практику выдачи гражданства своим участникам. Впрочем, во многом это объясняется притоком в квир-клан НИИ ДАР сбежавших из богатых семей графических дизайнеров, которым требуется найти какое-то полезное для коммуны занятие, не связанное исключительно с торговлей образами и жестами.
Напомним, сообщения об исчезновении М.П.Х. и его удержании в заложниках на территории НИИ ДАР впервые появились в социальных сетях квир-клана неделю назад. На фотографиях М.П.Х. в грязном помещении смотрел фильмы 2010-х годов, снятые Кинокоммуной «Рожава» в Сирии. В своем сообщении квир-клан обещал освободить П.Х. в обмен на финансирование семьей Х. нескольких исследовательских проектов и временный доступ к архивам Музея современной культуры города Москвы, который, по мнению квир-клана, содержится в неподобающих условиях. Семья Х. не согласилась на условия, поставленные квир-кланом, опасаясь, что архив будет чересчур систематизирован и описан его представителями, и обратилась за помощью к ЧВК «Штраусс», которая не так давно была легализована на территории города благодаря активной поддержке музейного сообщества.
Ситуация с М.П.Х. стала лишь еще одним эпизодом в череде организованных художественными самоорганизациями Москвы (т.н. «квир-кланы») похищений представителей музейных семей. За некоторое время до этого несколько квир-кланов города впервые в истории заключили союз, объявленная цель которого — достижение равного доступа к коллекциям и архивам институций и финансированию исследований. В опубликованном манифесте насилие было обозначено как единственный действенный метод достижения этой цели, а союз стал первым случаем заключения договора между квир-кланами после Распада. Это и заставило музейные кланы, опасающиеся нападений на территории институциональных поместий, лоббировать дальнейшую легализацию ЧВК.
Криминальная сводка 2
ТАСС сегодня сообщил о новом случае выявления в Воронежской области активиста радикализировавшейся подпольной организации культурных работников. В обход всех нормативов, правил, регламентов и культурноприменительной практики, данный субъект пытался склонить неопределенную группу лиц к проведению семинара по проблемам «новой этики» в сфере культурного производства.
В личном компьютере активиста найдены материалы, свидетельствующие о попытке подготовки выставочного проекта, посвященного вопросам актуальной повестки гендерных исследований. Напомним, что в прошлом месяце в Ленинградской области было выявлено три самопровозглашенных культурных работника, замеченных в попытке организации неофициального съезда для обсуждения путей дальнейшего развития художественного активизма на территории нашей страны.
Есть мнение, что речь идет об активистах одной и той же ячейки культурных отщепенцев, которые пытаются наладить межрегиональное взаимодействие по вопросам культурной повестки, выходящим за пределы признанных на федеральном уровне значимых явлений современной культуры.