Выпуск: №116 2021
Вступление
КомиксБез рубрики
Работа над собойХаим СоколПубликации
Что называется заботой? По ту сторону антропоценаБернар СтиглерIn memoriam
Take care and be careful. Памяти Бернара CтиглераЗейгам АзизовРефлексии
О либидинальных и клинических предпосылках отринутой эсхатологииКети ЧухровИсследования
Идейный базис религиозного имманентизма в РоссииНиколай СмирновДиалоги
Что общего у нас останется после пандемии?Илья БудрайтскисПризывы
От номада к корням. И обратноДмитрий ВиленскийПрограммы
«Бюро заботы». Вводные заметки о заботе и беззаботностииЛиана ФокианакиМанифесты
Манифест. За искусства обслуживания 1969! Предложение для выставки «Забота»Мирле Ладерман ЮкелесПубликации
Зарплата против домашней работыСильвия ФедеричиОбзоры
Червивая утопия: мечты о разрушенной коллективностиАнастасия КалькАнализы
Больница и музей. Две институции заботыБорис ГройсОпыты
Куратор всего: три кризиса понятия «кураторской заботы»Саша Бурханова-ХабадзеПрограммы
О Коинсидентальном ИнститутеКоинсидентальный ИнститутЭссе
Летний лагерьЛера КонончукСитуации
Расширение файла: цифровое присутствие как новая забота искусства о тебе, обо мне и всех насНаталья СерковаПозиции
О самоненависти и освобожденииНикита КаданОпыты
Вспомнить КрасныйИван НовиковДиалоги
«Мы — живые и уязвимые»Алексей ТолстовСитуации
Dark Academia: эстетическая структура репрезентации коллективностиМарыся ПророковаВыставки
Претензия на претензиюДенис СтоляровВыставки
Границы моего языкаЗлата АдашевскаяРубрика: Манифесты
Манифест. За искусства обслуживания 1969! Предложение для выставки «Забота»
Мирле Ладерман Юкелес. Родилась в 1939 году в Денвере, Колорадо. Художник и активист. Одна из основательниц и ведущих представителей американского феминистического искусства. Живет в Нью-Йорке.
I. Идеи
А. Инстинкт смерти и инстинкт жизни
Инстинкт смерти: разделение; индивидуальность; Авангард par excellence; следовать собственным путем к смерти — заниматься своим делом; динамичное изменение.
Инстинкт жизни: единение; вечное возвращение; сохранение и ОБСЛУЖИВАНИЕ рода; системы выживания и функционирования; равновесие.
В. Две основополагающие системы: Развитие и Обслуживание. Камень преткновения любой революции: а кто после революции в понедельник утром будет убирать мусор?
Развитие: чистое индивидуальное творчество; новое; изменение; прогресс; достижение; воодушевление; бегство или исчезновение.
Обслуживание: сотрите пыль с чистого индивидуального творчества; оберегайте новое; поддерживайте изменение; защищайте прогресс; отстаивайте и расширяйте достижения; возобновляйте воодушевление; убегайте вновь; покажите свою работу — покажите ее снова; держите музей-современного-искусства в тонусе; не дайте домашнему очагу потухнуть.
Системы развития — это системы частичной обратной связи с большим пространством для изменений.
Системы обслуживания — это системы постоянной обратной связи с небольшим пространством для преобразований.
С. Обслуживание — это бремя; оно занимает все чертово время (буквально).
Скука пугает и раздражает.
Обслуживающий персонал имеет низкий статус = минимальная заработная плата, статус домохозяйки = отсутствие оплаты.
Приведи в порядок рабочий стол, вымой посуду, помой пол.
Постирай одежду, вымой ноги, поменяй подгузник младенцу, закончи отчет, исправь опечатки, почини забор, осчастливь клиентов, выброси зловонный мусор, остерегайся совать свой нос в чужие дела, что же мне надеть, у меня нет носков, оплати счета, не мусори, не выделяйся, помой голову, смени простыни, сходи в магазин, у меня закончились духи, повтори еще раз — он не понимает, залатай пробоину — подтекает, иди на работу, это искусство пыльное, убери со стола, позвони ему снова, спусти воду в туалете, поддерживай форму.
D. Искусство:
Все, что я называю искусством, — есть искусство. Все, что я делаю, — есть искусство.
«У нас нет искусства, мы стараемся все делать хорошо». (Балийская поговорка).
Авангардное искусство, которое претендует на абсолютное развитие, заражено штаммами идей обслуживания, работ по обслуживанию и материалов обслуживания.
Концептуальное и особенно процессуальное искусство претендуют на абсолютное развитие и преобразование, однако фактически используют технологии обслуживания.
E. Выставка искусства обслуживания «Забота» сосредоточится на чистом обслуживании, представит его как современное искусство и, разводя противоположности, внесет ясность в вопрос.
II Выставка обслуживания «Забота»
Tри части: Личное, Общее и Обслуживание Земли.
А. Часть первая: Личное
Я — художница. Я — женщина. Я — жена. Я — мать. (Порядок произвольный).
Я чертовски много стираю, убираю, готовлю, обновляю, поддерживаю, оберегаю и т.д. Кроме того, в свободное от всего этого время я «делаю» искусство.
Теперь же я просто буду делать эти повседневные дела, буду доводить их до сознания и выставлять как Искусство. Я буду жить в музее и на время выставки существовать в привычных домашних заботах с мужем и ребенком. Годится? Или, если вдруг вы не хотите меня видеть ночью, я могла бы приходить каждый день и выполнять повседневную работу как публичную художественную деятельность: я буду подметать и натирать мастикой полы, протирать пыль, мыть стены (т.е. «напольная живопись, работы из пыли, скульптуры из мыла, настенные росписи»), готовить, приглашать людей перекусить, собирать и размещать весь функциональный мусор.
Выставочное пространство может казаться «свободным» от произведений искусства, но будет обслуживаться на виду у всех.
МОЯ РАБОТА БУДЕТ РАБОТОЙ
В. Часть вторая: Общее
Каждый делает чертовски много нудной обслуживающей работы. Общая часть выставки будет состоять из интервью двух видов.
1. Заранее подготовленные индивидуальные интервью, напечатанные и представленные публике.
Интервьюируемые принадлежат, скажем, к 50 различным категориям и родам занятий, охватывающих широкий диапазон обслуживающего персонала, от горничной, уборщика, почтальона, профсоюзного деятеля, рабочего-строителя, библиотекаря, бакалейщика до медсестры, врача, учителя, директора музея, бейсболиста, коммивояжера, ребенка, преступника, президента банка, мэра, кинозвезды, художника и т.д.
Освещаемые вопросы:
— как вы думаете, что собой представляет обслуживание;
— как вы относитесь к тому, чтобы тратить некую часть своей жизни на обслуживание;
— какая связь между обслуживанием и свободой;
— какая связь между обслуживанием и жизненными устремлениями?
2. Комната для интервью — для посетителей выставки.
Помещение со столами и стульями, в котором профессиональные (?) интервьюеры будут предлагать посетителям выставки те же самые вопросы, которые задавали авторам прежде напечатанных интервью. Ответы должны быть персональными.
Эти интервью записываются на пленку и транслируются по всему выставочному пространству.
C. Часть третья: Обслуживание Земли
Ежедневно в музей будут доставлять контейнеры со следующими видами мусора:
— содержимое одного мусоровоза;
— контейнер с загрязненным воздухом;
— контейнер с загрязненной водой Гудзона;
— контейнер испорченной земли.
На выставке каждый контейнер будет обслужен.
Содержимое очищено от загрязнений, обеззаражено, реабилитировано, переработано и законсервировано различными техническими (и/или псевдотехническими) способами мной либо учеными.
Эти процедуры обслуживания повторяются на протяжении всей выставки.
Перевод с английского КЛАВДИИ ВАЩИЛЛО