Выпуск: №113 2020
Вступление
КомиксБез рубрики
Партия мертвых: от некрореализма к некроактивизмуМаксим ЕвстроповИсследования
Искусство убивать времяВладислав СофроновРефлексии
После вечности. Искусство, смерть и то, что междуНаталья СерковаПубликации
Будущее принадлежит тавтологииБорис ГройсИсследования
«Постоянно включенный»: проблема непрерывности в современном капитализмеАлексей ПензинКруглый стол
Согласно Откровению Иоанна БогословаИлья БудрайтскисЭссе
Рассказчи_цы (пост)апокалипсисаЛера КонончукСитуации
Будущее искусства в эпоху искусственного интеллекта: спекулятивная культурная политика и критическая футурологияЛюдмила ВоропайТеории
Блуждающие масштабы машин и идей (для Томаса Сарацено)Бенджамин БраттонБез рубрики
Анатомия системы ИИ.Amazon Эхо как анатомический атлас человеческого труда, данных и планетарных ресурсовВладан ЙолерМанифесты
Манифест Гинецена. Заметки на полях новой геологической эпохиАлександра ПиричПамфлеты
Управление климатом: от чрезвычайного положения к восстаниюТ.Дж. ДемосТенденции
Геополитика утечки: о производстве экологий и беспорядке как новом порядкеАлексей КучанскийПисьма
Гонконг как апокалипсисНиколай СмирновСитуации
Что смешного?! Искусство, юмор и климатическая катастрофаСергей БабкинАнализы
Сумма подвижных технологийДмитрий БулатовПисьма
Квир-оптика для невообразимого будущегоСергей ШабохинТекст художника
После конца будет глиттерШШШБиеннале
Письма об антиэстетическом воспитании. Письмо шестое: Постиндустриальный контекст и биографический текстИгорь ЧубаровВыставки
Поход на выставку никогда не отменит рецензиюПавел АрсеньевВыставки
Цифровой шум времениКонстантин ЗацепинШШШ. Сообщество ШШШ образовалось в 2018 году в Москве. ШШШ занимается созданием собственного художественного языка, исследованием и расширением своих границ. Выставки и показы ШШШ проходили в 2018–2020 гг. в пространствах ЦТИ «Фабрика», «Электромузей», мастерская Александра Познера, «Студия 4413» (СПб) и др. Сообщество сосредоточено в Москве.
Стартовым проектом ШШШ была серия «Опытов ШШШ», реализованных в пространстве ЦТИ «Фабрика» в 2018 году. В «опытах» участвовали отдельные подгруппы сообщества, состоящие из 2–4 участников. Каждый «опыт» был построен или по принципу столкновения художественных практик экспонентов или же по принципу синхронизации[1].
В настоящий момент сообщество погружается во внутреннюю археологию, попутно сталкиваясь с проблемами самоидентификации, метаболизма и размышлениями о том, в каком виде оно будет существовать после прекращения собственного существования. Пока еще живое и дышащее ШШШ описывает неизбежный момент собственного распада и подводит итоги, окунувшись в псевдоностальгическую пыльцу.
***
Опираясь на свою осознанную иррациональность, случайные пересечения и интуитивные связи, ШШШ перешло из режима логического, интеллектуального восприятия в режим чувственного, в теле которого и был создан альтернативный логос.
Благодаря потребности быть в сообществе, искать «своих» и умножать силу, были переосмыслены травмы и сама категория «женского», сообщество разрасталось как сад.
Мы не вмешивались в проекты друг друга, все было открытым и горизонтальным.
У нас существовало что-то вроде цепочки, когда одна звала другую. Это являлось некой рекомендацией, гарантом. Поэтому для многих первым опытом становилась история созвучности, а вторым — вызов как осознанный выбор, как естественное созревание человека.
ШШШ — это «множество голосов, множество онтологий, где ни одна не оказывалась доминирующей, и все могли сосуществовать вместе, в мире». Мы объединились ради нащупывания в коллективном аффекте того, что принципиально не могло и не может быть заключено в понятие, не схватывается рациональным аппаратом.
Но задачей было не расплыться в многопредставленности, не распылиться в бесконечности, а суметь каждой найти свои собственные основания, обозначить «где я конкретно», уточнить свои позиции, вместе находясь вокруг не проговоренного понятия. Вокруг, а не в нем.
Нам помогала дистанция, отчуждение друг от друга. Мы смотрели в сторону той вещи, к которой стремились, обсуждали, но которой мы не являлись и не являемся. И если среди нас говорила одна, она не говорила за всех.
Наши подвижные связи могли перестраиваться, меняться, расползаться, обрываться. Но неизменной оставалась структура разделения на подгруппы, которую мы называли опытами.
Мы никогда не знали, каким будет результат, важен был сам факт создания временного тандема и работа, проводимая в нем. Работа по узнаванию друг друга. Опыты могли быть комфортными и дискомфортными, но все они складывались в целую лабораторию женских границ. Мы просто росли вместе.
Мы не были структурой, развалившейся из-за нарушенной комфортности.
Мы не боялись расширения слабо очерченных границ нашего сообщества, столкновения художественных практик и компромиссов. Нашим страхом был только тот «некто», кто мог прийти к нам и рассказать о намерении потрошить козла. Но «некто» не приходил.
Связи в нашей грибнице могли образовываться, а могли и не образовываться.
Работы не обязательно должны были говорить друг с другом, мы не заявляли о безусловном взаимопонимании.
Нашей коллективно ощущаемой общностью было «самО». СамО не касалось конкретных проблематик и не имело иных целей, кроме собственного роста. Мы двигались хаотично и быстро дробились, пока не превратились в глиттер — огромное облако шуршащих блесток, в котором одна блестка может и не знать другую, соседнюю, но уже и не может не быть связана с нею[2].
— А шелк?
— Шелк, конечно!
— В общем, даже не надо пытаться включать мозг, видимо.
— Лаборатория по выращиванию женских грибниц… Расти вместе…
— Растем вместе. ШШШ.
— Мутировать еще можно.
— Распространяться.
— Мутируем вместе. И три ноги!
— Осознанная иррациональность.
— Чувственное восприятие.
— Альтернативный логос.
— СамО.
— Ассоциация отпугивания мужчин.
— Лаборатория женских границ.
— Распространение чирикающих грибниц.
— Шипящее. Шуршащее. Шерстяное.
— Шелковое.
— Растем вместе.
— Мутируем вместе.
Пространство взаимодействия ШШШ — это чат в Фейсбуке[3]. Долгое время мы не знали, сколько нас, не отслеживали, кто кого пригласил, и только просмотрев статистику чата, поняли, что нас уже 33 (на 21.02.2020). Из них 14 — администраторы чата. Для нас это и поле коммуникации (единственное место, где мы можем собраться все вместе), и архив данных. Мы можем не быть друг другу друзьями на фейсбуке, мы можем не знать друг друга лично, но мы знаем, что каждая из нас привела за руку следующую и никто не случаен. И точно так же мы знаем, что даже после распада ШШШ, когда не станет плотной массы, тонкие гибкие связи не оборвутся, мы всего лишь рассыплемся в блестки, но это не страшно.
Схема
Схема нашего сообщества отображает динамическую систему ШШШ, имеющую 30 и более неизвестных, находящихся в ней, и неограниченное количество неизвестных снаружи. Элементы системы взаимодействуют друг с другом путем обмена энергией, волями движений, посредством слабых сил и тонких связей, сбиваются в пары, а затем распадаются или продолжают движение вместе. Эктоплазма ШШШ принимает в себя новые элементы посредством прохождения их через био-оболочку, по проницаемости схожую с энцефалическим барьером. Одна частица приводит другую, чужеродную, но мгновенно становящуюся своей и только еще более уплотняющую блестящую желейную массу ШШШ, ближе к краям, нечетким своим границам, становящуюся глиттерным ветром.
Примечания
- ^ См.: Карева Л. Схемы самоорганизации. Доступно на syg.ma/@lika-kareva. Так же на syg.ma готовится к публикации материал о стратегиях женской самоорганизации и круглом столе «Женсовет», проведенном Натальей Протасеней в Московском музее современного искусства.
- ^ ШШШ благодарны Марии Калининой, впервые открывшей для нас радость блесток — Дискуссия с Марией Калининой (личный архив сообщества).
- ^ Состав чата ШШШ в Фейсбуке: Lisokot VP (Администратор), Masha Obukhova, Ульяна Подкорытова (Администратор), Вероника Рудьева-Рязанцева, Оля Кройтор (Администратор), Елена Мартыненко, Sasha Puchkova, Наталья Романова, Аня Леонова, Ксения Марчай, Аяна Чигжит, Дарья Орлова, Ксения Сорокина (Администратор), Lena Klab, Анна Приходько, Ustina Yakovleva (Администратор), Sveta Isaeva (Администратор), Люк Яснов (Администратор), Наташа Тазбаш, Ira Tsykhanskaya (Администратор), Татьяна Шерстюк, Дарья Неретина (Администратор), Таня Пёникер, Maria Kalinina (Администратор), Viktoriya Chupakhina (Администратор), Анастасия Вепрева (Администратор), Nastya Kuzmina (Администратор), Popovich Ekaterina, Надя Бушенева, Ekaterina Lupanova, Masha Kechaeva. Вне чата: Анастасия Алехина, Света Дударчик.