Выпуск: №48-49 2003

Рубрика: Текст художника

Гоглус Франчайзинг

Гоглус Франчайзинг

Анна и Михаил Разуваевы, Ольга и Александр Флоренские. «Психология бытового шрифта», 2002, Пенза

...припадая разгоряченным глазом ко всяческому информационному хламу, который неизбежно вертится повсюду, хочется отыскать готовую, уже существующую схему и несложным перетасовыванием понравившихся элементов создать объект с не Оговоренной заранее формой и содержанием, сделать это быстро, без усилий и затрат, и добиться максимального, ошеломляющего эффекта для себя любимых, но рассчитывая потом, подсунув получившийся продукт случайному зрителю, остаться в его подкорке, в виде необъяснимого социально абсурдного факта...

...франчайзинг в искусстве — это идея, которая валялась на поверхности, и не подобрать ее было бы настоящим святотатством...

...собственно франчайзинг — это продажа или сдача в аренду торговой марки раскрученного предприятия другому предприятию, выпускающему точно такую же продукцию, с обязательно оговоренным контролем качества этой продукции...

...художник, обладающий адекватными амбициями, рано или поздно станет брендом или чем-то вроде, на какие компромиссы он при этом идет — другой вопрос, намного интереснее выяснить, насколько он сам себя ощущает незыблемым арт-событием, которому не страшно уже ничего...

...зритель любит не напрягаясь угадывать и лейблы, и бренды, опираясь на интуитивный опыт телевизионного наблюдателя и отчасти на в молодости прочитанные глянцевые журналы, и неважно, принадлежит ли этот бренд глобалистскому напитку, или художнику, или современному художнику...

...а еще он любит приобщиться к великому без усилий, мимоходом, но к гарантированно великому...

...немалую роль в том, что франчайзинг возможен, сыграло то, что информационная реакция от любого художественного события важнее и длительнее, чем значимость самого события и количество усилий, потраченных на его физическое воплощение, оттого и большинство творений современного искусства легко воспроизводимы...

...выбрав АВТОРА, чья деятельность нам близка, а творчество легко узнаваемо, мы стараемся наладить личное общение по переписке или вживую; при получении согласия АВТОРА мы старательно имитируем продукты его творческой деятельности, продолжая уже осуществленный им проект или создавая новый проект, соответствующий смыслу его творчества. ЕСЛИ ЭТОГО АВТОРА УСТРАИВАЕТ КАЧЕСТВО СДЕЛАННОЙ ИМИТАЦИИ, то мы осуществляем презентационную акцию -ВЫСТАВКУ, ЗАЯВЛЯЯ ЕЁ КАК ВЫСТАВКУ ЭТОГО АВТОРА, отводя себе роль музейных работников...

...зачем нам это надо? в первую очередь, для ощущения актерской игры от вживления себя в чужое творческое сознание, причем удобство и беззатратность предпринимаемых арт-действий — заранее оговоренные условия (франчайзинг в России — неизбежное технологическое надувательство) при максимальном сохранении духа, которым, собственно, и предлагается подышать провинциальному зрителю...

...плюс мотив для общения, которого в провинции недостаток...

...не менее интересно наблюдать поведение коллег -не все художники, которым было предложено дистанционное воплощение аналога их творчества, среагировали адекватно, некоторые удивили совершенно провинциальным страхом за целостность самоощущения творца и никакие постпостмодернистские доводы не помогли, других же, напротив, это порадовало и развеселило...

...одни, видимо, ощущают себя обладателями брендов, другие таковыми себя не ощущают...

...гоглус франчайзинг длится с различной степенью активности с весны этого года, с естественным исключением летних месяцев (каникулы как-никак); за это время удалось проделать:

— франчайзинг с Осмоловским — по городу были расклеены объявления и розданы флаера со следующим текстом: «...утеряны документы редактора журнала «РАДЕК» на имя Осмоловского Анатолия, нашедшего просьба вернуть за вознаграждение...», параллельно была напечатана заметка в местных СМИ...

— франчайзинг с Флоренскими — нами была устроена уличная выставка-инсталляция «ПСИХОЛОГИЯ БЫТОВОГО ШРИФТА» Ольги Флоренской. Сделанные нами фотографии настенных надписей, часть из которых была сымитирована, наклеивались на бетонный забор вдоль дороги в центре города, плюс поясняющая событие статья в местных СМИ...

— повторный франчайзинг с Флоренскими — на фестивале «А_геа1 001» в Екатеринбурге по просьбе Флоренских нами был сделан и выставлен топографический монумент «КИРОВСКИЙ РАЙОН», собранный из выброшенных элементов старой мебели, параллельно в Лондоне студенты Архитектурной ассоциации под руководством Флоренских осуществляли аналогичный проект...

...по мере воплощения гоглус франчайзинга нам стали поступать предложения от других художников, расширяющие первоначальную идею, некоторые из них были воплощены в жизнь:

 

— обратный франчайзинг — был предложен нам Эдуардом Кулеминым, им в городе Смоленске была напечатана статья в виде вольного пересказа нашей акционной деятельности на основе заметки в «ХЖ» № 33, с упоминанием того, что мы проделали несколько перформансов во время якобы приезда в этот город. Через некоторое время он же нашел «потерянные» Осмоловским документы...

— франчайзинг с Владимиром Логутовым — в рамках сотрудничества с передвижной галереей «БОМЖ» нами была устроена инсталляция из 30 бумажных самолетиков, в нашей версии она представляла негатив той выставки, что прошла весной в Самаре: самолетики были из черной бумаги, а выставлялись на белом снегу...

...франчайзинг — еще один шаг по направлению к виртуализации современного творчества, стирание физических и авторских границ, пусть и не столь заметное на первый взгляд, скорость и идеологическую поддержку здесь предоставляет Интернет, без которого, разумеется, ничего бы не получилось...

...короче говоря, художник, у которого нет е-мейла, не современный художник

...давно муссирующаяся тема отказа от авторства, совместного авторства и тому подобные идеи имеют пока еще слишком незначительное влияние на реальную жизнь художников; разумеется, это происходит по причине того, что социальное соревнование, в котором мы все так или иначе принимаем участие, влияет на творчество больше, чем творчество — на все остальное...

...имитация чужого бренда и сохранение своей авторской анонимности — в некотором роде попытка не быть праведником в монастыре; разумеется, анонимность сохраняется только во время реального выставочного действа, но ведь, как бы мы все ни упирались, зритель, особенно плохо информированный зритель, — наиболее лакомый кусок для любого художника...

Поделиться

Статьи из других выпусков

№97 2016

Перформанс и власть в действии: вопрос жизни или смерти?

Продолжить чтение