Выпуск: №10 1996

Рубрика: Текст художника

Информация II

Джозеф Кошут. Родился в 1945 году в Толедо (Огайо, США). Один из крупневших художников нашего времени. Основатель и ведущий представитель «концептуального искусства». Историк искусства и художник по образованию, изучал также антропологию и философию в новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Вклад Кошута в современное искусство не исчерпывается чисто художественной практикой: он принимал участие в издании журналов «Art & Language», «The Fox»; курировал выставки - «Marxist Perspective» Нью-Йорк, 1977), «Semiotext(e)» (Нью-Йорк, 1980) и др.; автор м юго-численных теоретических текстов и книг (в частности, «Искусство после философии», 1969). Живет в Нью-Йорке и Генте (Бельгия).

Я пользуюсь видеокамерой как «немым» копировальным устройством, служащим только для того, чтобы документально подтвердить, какое явление появляется перед ней в условиях, заданных системой» Никакой «эстетический» выбор невозможен. Другие люди фотографируют часто. Это не имеет никакого значения. То из появляющегося в мире, что может быть задокументировано, возвращается к себе только в этом и ни в каком ином качестве, не имея ничего общего со своей частью.

Дуглас Хюблер

 

Уплотнение — последовательное вытеснение пространства между шагами — подобно искоренению временных интервалов между нотами. Результат — единый звук, не прерываемый тишиной. Музейные стены отражают затвердевшие вибрации внешнего пространства.

Дэннис Оппенхейм

 

Материалист предполагает исходную занятость материалами, но я имею дело прежде всего с искусством. Можно было бы сказать, что суть предмета — материалы, но первопричина уходит за материалы к чему-то иному, что является искусством.

Лоуренс Винер

 

О какой бы невозможной вещи я ни подумал, она оказывается возможна, все, о чем я думаю, уже существует. Все существует в любой возможности.

Джеймс Ли Байер

 

Ты можешь над чем-то лететь, ты можешь где-то гулять, ехать (на машине или поездом), плыть и т. д., ты можешь «сбить с толку» наблюдателя в пространстве, интегрировать его, ты можешь сделать его меньше или больше, ты можешь навязывать ему пространство и снова отбирать его.

Ян диббетс

 

Каждый поступок является политическим, и, осознаем мы это или нет, презентация работы — не исключение. Любая работа, любое произведение искусства социальны, имеют политическое значение. Социологический аспект высказывания из-за нехватки места и с учетом степени значимости обсуждаемых вопросов мы вынуждены оставить без внимания.

Даниэль Бюрен

 

Я чувствую себя традиционалистом школы реки Новый Гудзон, использующим воду, воздух, небо, землю, облака и лодки. Мой друг Фрил использует огонь. Нас можно назвать детьми огня и воды.

Ян Бакстер

 

Предложенные проекты не отличаются от других произведений идеей, но отличаются способом своего материального воплощения.

Дуглас Хюблер

 

На любое искусство заинтересованный человек реагирует по-своему, основываясь на собственном опыте и воображении. Понятно, что контролировать это я не могу.

Роберт Бэрри

 

Земная студия не в состоянии воспринимать строгости минималистского влияния. У редукционистских стремлений более нет своего источника — этому искусству не следует принимать во внимание вибрации, отражаемые мимикрией под композиционные предрассудки. Следы высокостильной микросреды не найдут связи с новым восприятием,

Дэннис Оппенхейм

 

Формы искусства всегда определены и продуманы заранее. Творческий процесс всегда — и академическая рутина, и священная процедура» Каждый шаг либо предписан, либо запрещен. Только так можно избежать привыкания к чему-либо или срастания с ним. Только стандартная форма может быть безобразной, только стереотипный образ может быть бесформенным, только оформленное искусство может быть неформулируемым.

Эд Рейнгардт

 

Во Франции есть старая поговорка: «Туп как художник». Художник считался тупым, зато поэт и писатель — очень умными. Я мечтал быть умным. У меня должна была быть потребность изобретать. Незачем заниматься тем же, что и твой отец. Незачем быть другим Сезанном. В моем визуальном периоде есть немножко от этой художнической тупости. Вся моя работа до Nude была визуальной живописью. Затем я набрел на идею. Я понял, что сформулировать идею — значит уйти от влияний.

Марсель Дюшан

 

Основа эстетической деятельности — чистая идея. Но чистая идея — по необходимости эстетический акт. Здесь, таким образом, оказывается эпистемологический парадокс, являющийся проблемой для художника. Не уменьшение пространства и не его построение, не конструкция и не фовистская деструкция, не чистая линия, прямая и точная, и не искаженная линия, искривленная и грубая, не точный глаз и пальцы и не безудержная фантазия, мерцание; но сложная идея, устанавливающая соприкосновение с тайной — жизни, людей, природы, твердого черного хаоса смерти или более светлого, более мягкого хаоса трагедии. Во всем остальном заключено все остальное.

Барнет Ньюман

 

К искусству того типа, которым я занимаюсь, я отношусь как к концептуальному. В концептуальном искусстве самый важный аспект работы — идея или концепт. Когда художник использует концептуальную форму искусства, это означает, что все планируется и решается заранее, а выполнение — дело второстепенное. Идея становится машиной, делающей искусство. Этот вид искусства ие теоретичен и не иллюстрирует теории: он интуитивен, он включает в себя все виды мыслительных процессов и при этом не преднамерен. Задача художника, занимающегося концептуальным искусством, заинтриговать ум зрителя, и поэтому он обычно стремится сделать свою работу эмоционально сухой. Однако нет оснований предполагать, что концептуальный художник намерен оттолкнуть наблюдателя. Только ожидание удара, к которому привычен всякий, имеющий дело с экспрессивным искусством, может отпугнуть от него наблюдателя.

Сол Левитт

 

«Неискусство», «антиискусство»нехудожественное искусство» и «антихудожественное искус ство» не нужны, Если человек говорит, что его работа — искусство, поверим ему на слово.

Дональд Джад

 

Искусство в широком смысле всегда было объектом статичным и завершенным, хотя структурно оно могло быть изображением или существовать в виде фрагмента. Однако нападкам подвергается нечто большее, нежели искусство как знак. Иод ударом находится рационалистическое представление о том, что искусство — это форма работы, имеющая результатом конечный продукт. Конечно, Дюшан нападал на марксистское представление о том, что труд — показатель стоимости, но реди-мейды суть традиционные объекты иконичес кого искусства. Что целиком в руках искусства, так это изменчивый материал, не нуждающийся во временной или пространственной завершенности. Теперь не слишком-то уместно представление о том, что работа — это необратимый процесс, имеющий результатом статическое изображение -— объект.

Роберт Моррис

 

Со временем вся система электричества перейдет в пассивную историю. Мои лампы больше не будут светить, но нужно помнить, что некогда они давали свет.

Дэн Флавин

 

Фокус. Ловит чей-то облик. Ловит чей-то взгляд. Ловит чью-то привычку. Его, и его назначение, и его действие. Такое как оно есть, было, могло быть (все в одном времени, все как единое). А = Б. А это Б. А представляет (репрезентирует) Б (делай то, что делаю я; делай то, что говорю я).

Джаспер Джонс

 

Что я нахожу в коммерческом искусстве — в новом внешнем мире, созданном преимущественно индустриализмом или рекламой, — так это свойственные ему энергию и импульс и пропитывающие его некие агрессию и враждебность... К концептуализации искусства это имеет большее отношение, нежели визуальность. Концептуализация в известном смысле означает излишнее упрощение, и мне очень часто приходится иметь дело с очевидным чрезмерным упрощением... Это не значит, что чрезмерно упрощается искусство, это своего рода стилистическое осложнение...

Рой Лихтенштейн

 

Отсутствие интереса к живописи и скульптуре есть отсутствие интереса к их воспроизводству, а не к их последним достижениям. Новая работа всегда подразумевает неприятие старой, но это неприятие имеет значение только для нового. Оно — его часть. Если прежняя работа превосходна, она завершена...

Дональд Джад

 

Я полагаю, что искусство и жизнь — вопрос жизни и смерти.

Вальтер де Марна

 

Но, привыкнув к его отсутствию, замечаешь новое присутствие, возникающее и создающееся из его физического присутствия; присутствие своеобразное — автономное и отличное от всех прочих феноменальных ситуаций в этой работе, от которой отделилась живопись. Это в самом деле вопрос создания чистого, подлинного искусства. Это уже не вопрос восприятия, красочности того или этого, кристаллизации желаний или психологического состояния и т. д. и т. п.

Ив Кляйн

 

Неудивительно, что некоторые новые скульптуры, избегающие подвижных частей, полихромии и т. д., получили названия негативных, скучных, нигилистических. Эти суждения проистекают из столкновения результата работы с ожиданиями, обусловленными кубистской эстетикой, в которой все, что для работы требуется, расположено точно в рамках данного объекта. Теперь ситуация сложнее и шире.

Роберт Моррис

 

Искусство должно ставить вопросы.

Брюс Науман

 

С экологической точки зрения то, что происходит в современном искусстве. — это сбегание из первичной ниши в альтернативную, или вторичную. С упадком галерей художники испытали то же ощущение, что и организмы, вынужденные уменьшаться из-за нарушений окружающей среды. Это выражается в расширении или оставлении освоенной ниши. Высокоорганизованная особь, задыхающаяся от неподвижности своей среды, вместо того чтобы обдумать новые рабочие возможности в старых границах, упорно не желает замечать всеобщего затухания. Более плодотворная работа, исходящая из минималистской посылки, отвергается, и зритель оставлен лицом к лицу с чистым пределом или границами. Это перемещение сенсорного напряжения от объекта к месту станет главным достижением минималистского искусства. Однако если «место, куда ты кладешь вещь», может так бессмысленно поглощать энергию... пора подумать о более достойном местоположении.

Дэннис Оппенхейм

 

Каждое художественное высказывание оказывает воздействие.

Стефан Кальтенбах

 

В своей работе я исхожу из того, что мои возможности безграничны. Меня не должна более волновать проблема, каковы же, собственно, границы искусства. То, что я делаю, это не произведения искусства; я просто даю визуальную информацию. Меня интересует скорее процесс, нежели законченное произведение. Мой объект не переводим по частям. Думаю, объекты — самая рутинная часть работы* В действительности я более не заинтересован в том, чтобы создавать объекты.

Ян диббетс

 

Непременная особенность существования связана с местонахождением в конкретный момент времени: это определяет все остальное. Местонахождение как явление пространства и времени переводится большинством форм искусства в выражение визуальной эквивалентности — т. е. как бы в опыт, находящийся на периферии поля зрения. Меня же интересует перемещение в «настоящее» через устранение вещей, их внешнего вида. Документы выполняют эту задачу, используя вербалику, фотографию и прочие системы, находящиеся во времени и пространстве.

Дуглас Хюблер

 

Журнальные репродукции — часть сегодняшнего ландшафта.

Ян Бакстер

 

Я задаюсь вопросом не только о границах нашего восприятия, но о самой природе восприятия. Эти формы, безусловно, существуют, управляемы и обладают своими собственными характеристиками. Они состоят из различных видов энергии, существующих вне узких и произвольных границ наших чувств. Чтобы вызвать энергию, обнаружить ее, измерить и определить ее форму, я использую разнообразные приемы.

Ханс Хааке

 

Каждое действие — это сила, порождающая другое действие.

Мощность цепи воздействий может уменьшаться. А может и возрастать.

Стефан Кальтенбах

 

Появившаяся в последние четыре года надежда дает почву для размышлений о прямых и непрямых значениях самого понятия искусства. Эта существенная пауза (за четыре года — ни исследований, ни какой-либо формальной эволюции) создает ситуацию, которую можно определить как нулевой уровень: внутренние наблюдения (концептуальная трансформация в отношении к акции/праксиса схожих форм) и внешние (другие произведения/продукция) умножаются и упрощаются, поскольку не связаны с какими-либо течениями, а скорее вырастают из их отсутствия.

Даниэль Бюрен

 

Моя работа — манифест, направленный против выражения индивидуальности. Последним проявлением моей индивидуальности, моего свободного выбора станет объективность.

Бернар Вене

 

Я представляю себе устную коммуникацию как объект искусства. Я выбрал разговор, а не ваяние. Я освободил искусство от привилегирова-ного положения. Теперь оно доступно каждому. Я категорически выступаю против изысканного объекта. Мое искусство не визуально(е), а воображаемо (е).

Ян Вилсон

 

Я надеюсь, что хоть у каких-то работ есть нечто общее с тем, что делали дадаисты и сюрреалисты. Мне нравится давать произведениям тщательно продуманные названия — так, как это делали они, хотя я начал этим заниматься совсем недавно. Это произошло, когда я перестал думать, почему я это делаю» Я понял, что не могу поступать иначе. Таким образом, появление отпечатков колен на воске («Восковая матрица колен пяти знаменитых художников») было способом получить большое прямоугольное твердое тело со следами на нем: что-то от попытки заставить рассмотреть значительное в незначительном.

Брюс Науман

 

Документы не доказывают ничего. Они заставляют произведение существовать, а я заинтересован в том, чтобы это существование было как можно более простым. Месторасположение вещи самодостаточно, и сама эта мысль мне нравится гораздо больше того, что я «чувствую», смотря на вещь, или того, как эта вещь выглядит.

Дуглас Хюблер

 

Произведение искусства — это поддельная реальность. Будучи рукотворным (или избранным) объектом, одновременно являющимся частью неодушевленного мира, но не естественной и также не утилитарной, у него двойственное бытие. Феномены непроницаемы для мысли, и их существование смутно, пока предшествует дефиниции. Но произведение искусства — это продукт мысли, предшествовавшей самой работе. Теперь, когда искусство освободилось как от референциальной, так и от абстрактной ноши, перед художниками возник новый парадокс. Присуща ли двойственность самой вещи, или она возникает из двойственности ее элементов?

Мел Бохнер

 

Я ничем не обязан дадаистской традиции.

Сол Остроу

 

...Новая серия моих работ — это следы того, что делает художник. Так или иначе, мерзкий хлам истории искусства вынудил меня создавать картины и скульптуры. Но теперь я не чувствую ни контакта, ни соотношения, ни потребности занять какое-либо место в истории искусства.

Лоуренс Винер

 

Двадцать шесть бензозаправочных станций, разнообразные печки, какие-то квартиры в Лос-Анджелесе, каждое здание на Сансет-стрип, тридцать четыре автостоянки, королевский тест на правила вождения, визитные карточки, девять плавательных бассейнов, крекеры.

Эд Рашэ

 

Записывающая техника соответствует представ ленной информации и включает визуальные, вербальные и математические параметры.

Дональд Бержи

 

Сенсорное сознание состоит из еущностно недифференцированной сенсорной информации. Первичное упорядочение информации происходит в пространственном и временном континуумах. Далее вторичное упорядочение специфических пространственных и временных условий дифференцирует ее по сегментам внутри континуумов. В итоге сознание состоит из неопределенного набора точек или мгновений, в которых пересекаются пространственный и временной континуумы. Любая комбинация в континууме пространственных и временных условий может сформировать одну или ряд точек или мгновений.

Эдриан Пайпер

 

Настоящий художник помогает миру открытием мистических истин.

Брюс Науман

 

Живописание и продажа превратились в стереотипы сферы изобразительного искусства. Я сознательно ищу такую форму искусства, которая не связана с традицией и в которой произведение не столь важно, как исследование. Существуют ситуации, когда взгляд на что-нибудь, рассматривание картины или скульптуры могут стать самым простым поступком.

Ян Диббетс

 

Существование каждой скульптуры документируется ее документацией.

Дуглас Хюблер

 

Геодезические линии на контурных картах предназначены для того, чтобы перенести измерение реальной топографии на плоскость. В современном произведении я создаю очертания, несопоставимые с реальностью ландшафта, и навязываю свои измерения реальным размерам, тем самым создавая своего рода концептуальную горную структуру на координатной сетке болот.

Дэннис Оппенхейм

 

Холст, который следовало бы оставить для палаток и изготовителей навесов, возвращается в мою работу в виде палаток и навесов.

Ян Бакстер

 

Существует множество иных возможностей, которые я намереваюсь исследовать, и я уверен, что есть масса вещей, нам еще неизвестных, то, что находится в пространстве вокруг нас, и, хотя мы не видим или не чувствуем их, каким-то образом мы знаем, что они там.

Роберт Бэрри

 

Искусство — это форма, которую оно принимает. Форма должна беспрерывно обновлять себя, чтобы обеспечить развитие того, что мы называем новым искусством. Изменение формы столь часто было причиной разговоров о новом искусстве, что можно подумать, будто внутреннее значение и форма взаимосвязаны в сознании большинства художников и критиков. Так вот, начав с допущения, что новое, т. е. «другое» искусство — в действительности не что иное, как та же самая вещь в новом облике, мы раскрываем суть проблемы. Отказ от поиска новой формы любой ценой означает попытку отказаться от истории искусства в том виде, в каком она нам известна: это означает переход от Мистического к Историческому, от Иллюзии к Реальности,

Даниэль Бюрен

 

Цепь может разветвляться от любого звена. Цепь и ее ответвления могут расти в любом направлении. Направление и сила цепи в каждом звене могут регулироваться художником, стремящимся к этому.

Стефен Кальтенбах

 

Я не поэт и воспринимаю устную коммуникацию как изваяние. Допустим, если вы возьмете куб, кто-нибудь скажет, что вы представляете себе другую сторону, потому что это очень просто. А вы можете продолжить мысль, сказав, что можно вообразить вещь целиком без ее физического присутствия. Итак, вы сейчас непосредственно перевели идею объекта, являющегося кубом, в слово без какого бы то ни было физического явления. И в вашем распоряжении по-прежнему остаются сущностные признаки объекта. Итак, теперь, чуть приблизившись, вы остановитесь там, где можно взять слово вроде «время». Вы просто развиваете эту мысль о выборе первичной структуры и сосредоточении на ней внимания.

Ян Вилсон

 

...это экзистенциализм Жене, а не Сартра или Камю.

Лоуренс Винер

 

...и поскольку я не интересуюсь проблемой формы, цвета и материала, само собой разумеется, что моя эволюция не может быть эстетической. Просто может случиться так, что создание работы, помеченной 1970 годом, окажется интереснее, чем создание другой, помеченной 1967-м (относящейся к тому же предмету), из-за новой информации и новых уточнений, расширяющих предмет.

Бернар Вене

 

Недавний сдвиг в сторону terrain уменьшил важность дискретных объектов и отказал тому, что можно назвать «дистанционным медиа», силе непрямой энергии, созданной разрешающей мобильностью и постоянством, в приоритетном положении при описании эстетических границ. Художник, освобожденный от догм, покрывавших распределение этой непрямой энергии, теперь прямо реагирует на земную экосистему. Реальная внешняя рамка, передающая воздействие, скорее приютит и защитит искусство, нежели объективация эстетического импульса. Это позволяет скульптору работать внутри медиа. Никакой обдуманной переноски материалов для заранее спланированного видения или изоляции индивидуальных компонентов созерцания не существует. Эстетическое взаимодействие — это постоянная сила, которая действует между полярностями, вызывая большее или меньшее изменение: теперь скульптор поглощен своим материалом.

Дэннис Оппенхейм

 

Я использую неизвестное, потому что это — возможность для вероятностей и потому, что это реальнее всего остального. Некоторые мои работы состоят из забытых мыслей или предметов моего бессознательного. Я также пользуюсь вещами непередаваемыми, непознаваемыми или еще не познанными. Произведения подлинны, но неконкретны.

Роберт Бэрри

 

Вертикальные полоски бумаги шириной 8-7 см, поочередно белые и цветные, приклеены на внутренних и внешних поверхностях: стенах, заборах, дисплеях и т. д. и/или суконная/холщовая защита, вертикальние полосы, белые и цветные, каждая по 8-7 см, оба конца которых покрыты тусклой белой краской.

Даниэль Бюрен

 

Желание часто появляется из понимания процесса. Понимание может быть получено путем наблюдения за существующими связями. Мнение критиков, явленное как результат этого наблюдения, дает возможность наблюдать за вторичными связями»

Стефен Кальтенбах

 

В течение длительного времени художника отчуждают от его собственного «времени». Критики сосредоточились на «объекте искусства», исключая художника из какого бы то ни было существования в предметном мире. Мыслительный процесс художника, имеющий место во времени, отрицается, так что товарная ценность может быть установлена системой, независимой от художника. Искусство в таком понимании считается «вневременным» или продуктом «никакого времени»; это становится удобным способом использовать художника вне его закономерного обращения к переходящим процессам. Спорные аргументы о том, что время нереально, суть фикция языка, а не материал времени или искусства. Критика, основывающаяся на мыслительных иллюзиях, обращается к обществу, которое ценит только искусство потребительского типа, отделенное от сознания художника.

Роберт Смитсон

 

Всякий потенциальный покупатель нематериальной художественной сенситивности должен осознавать, что факт получения им квитанции об оплате отнимает у работы всю подлинную нематериальную ценность, хоть она и переходит в его распоряжение.

Ив Кляйн

 

Сейчас я создаю самые последние изображения, которые только могут быть созданы.

Эд Рейнгардт

 

Одна из важнейших вещей в искусстве — степень его всеобщности и специфичности и также то, как они сочетаются. Степень и сочетание должны внушать доверие. Я хотел бы видеть свою работу чуть более специфичной, чем обычное искусство, притом специфичной и всеобщей в ином плане. К тому же стремятся некоторые другие художники. Восхищаясь работой старых мастеров, я тем не менее не могу всецело поверить в ее всеобщность. Старому искусству доверяешь меньше. В конечном счете я, естественно, верю только в свою работу. Общие утверждения необходимы, но верить большинству обобщений невозможно и даже нежелательно. Ни у кого нет таких знаний, чтобы сформулировать исчерпывающие и заслуживающие доверия обобщения. Глупо иметь мнения обо всех тех вещах, реакции на которые от тебя ждут. Обязательное суждение и мнение о прочих вещах, кажущихся необходимыми, суть по преимуществу догадки. Некоторые из моих обобщений, подобно этим, связаны с такой ситуацией. Другие обобщения и большая часть конкретных утверждений выражают как мои собственные интересы, так и те, что укоренились в публичной сфере»

Дональд Джад

 

Диаграмма — не картина; она так же проста, как картина. Сделать из диаграммы картину могу не только я, но и вы, и публика; это может быть диаграмма, если не делать более ничего, или словесное выражение. Клемент Гринберг, помнится, в статье «После абстрактного экспрессионизма» говорил об идеях или возможностях живописи, признавая, что чистый холст — это идея живописи. Такая идея не могла быть хорошей, но оказалась безусловно действенной. Ив Кляйн сделал пустую галерею. Он продавал воздух, и это, мне кажется, было концептуализированное искусство.

Фрэнк Стелла

 

Абстрактное или неизбразительное искусство — ровесник нашего века, и все же оно индивидуальнее предшествующего, яснее и полнее и, подобно современной мысли и знанию вообще, более требовательно в постижении отношений.

Эд Рейнгардт

 

Отрыв энергии искусства от скучного ремесленного изготовления объектов существует и в других областях. Подобное изменение перефокусирует искусство как энергию, направленную на смену восприятия. (С этой точки зрения, озабоченность «качеством» искусства — консервативная и запутанная сопоставлениями между статическими, схожими объектами внутри замкнутых рядов — может быть лишь иной формой потребительского интереса.) Внимание, уделяемое как самой этой проблеме, так и ее неотделимости от процесса изменений, не означает, что акцент делается на феномене средств. Оказывается, что искусство само по себе — сила изменения, дезориентации и сдвига, насильственной прерывистости и изменчивости, готовности к беспорядку именно с целью открытия новых способов восприятия.

Роберт Моррис

 

Сколь-нибудь новая работа описывается словами, использовавшимися для описания старой. Либо надо отказаться от этих слов, либо — создать новые дефиниции. Иногда новые термины необходимо изобретать.

Дональд Джад

 

Если художник вынашивает свою идею и придает ей видимую форму, то важны все шаги этого процесса. Сама идея, даже будучи воплощенной визуально, является произведением искусства в той же мере, что и любой конечный продукт. Интересны все промежуточные шаги: наброски, планы, рисунки, неудачи, модели, раздумья, разговоры. То, что открывает мыслительный процесс художника, иногда интереснее конечного продукта.

Сол Лeвитт

 

Перевод с английского МИХАИЛА ДЗЮБЕНКО

Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение