Выпуск: №8 1995

Страница художника
КачучаЯн Раух

Рубрика: Публикации

«Меланхолия» Дюрера

«Меланхолия» Дюрера — идеальный образец произведения искусства, в котором возможно цельное истолкование, начиная с общего, философского содержания и кончая формальным анализом (не сопоставить ли, кстати говоря, с «Динарием» Тициана?). Основная идея — печаль, вызываемая глубоким исследованием природы. Вспомним уже пессимизм Фламмариона Леруа Болье в XIX веке. Или нынешний — Норберта Винера. Старый механистический эффект, выраженный Пушкиным в словах «Пленительный разоблачив кумир...». Атомная и космическая меланхолия. Реальность этого чувства, и все же... Формальное средство — меланхолия падающей тени, полдневная -или лунная? Когда тени наиболее геометрически ясны, подчеркивая этим границы предметов, их механическую структуру. Эффект некоторых полотен Каналетто. (Впечатления в Петергофе.)

Формалистический эффект де Кирико. Почему? Дело в том, что падающие тени геометричны, а геометрия, будучи созданием живого, внушает ему печаль, иногда даже священный ужас.

Это новое, человеческое, неприродное, intellectus ipse, правильное, негативное, конечное, возвышенное в истории. Полдень содержит в себе какое-то соприкосновение с полночью, с Nachtansicht.

 

ПОЛУДЕННАЯ МЕЛАНХОЛИЯ

Поделиться

Статьи из других выпусков

№50 2003

Зачем нам нужно новое поколение художников и что мы должны сделать, чтобы оно появилось?

№48-49 2003

Сергей Зуев: Методология и культурное проектирование

Продолжить чтение